На Виннитчине браконьеры загнали на лед и утопили в озере семнадцать зубров
Жители села Трибухи Литинского района Винницкой области до сих пор не могут отойти от шока. 30 января местные браконьеры загнали на лед стадо зубров, и семнадцать особей погибло. Спасти удалось лишь одного взрослого зубра. Как рассказывают егеря, о том, что на озере тонет стадо лесных великанов, им сообщили только в десятом часу вечера. Хотя ЧП случилось еще в пять часов. Местные жители, мужчина и женщина, прогуливавшиеся возле озера, видели, как тонут зубры, но никому об этом не сообщили. Если бы они сразу позвали на помощь егерей, было бы спасено гораздо больше животных. Ведь многие из них погибли от переохлаждения. Туши утонувших животных доставали из озера целую неделю…
Справка «ФАКТОВ»
В Винницкую область четыре самца и две самки зубров были завезены из других регионов Украины в 1979 году. До недавнего времени в области насчитывалось 100 зубров. По всей Украине их всего 300 голов, а в мире — полторы тысячи. Это животное считается вымирающим видом и во всем мире охраняется законом. Самка зубра приводит одного зубренка в три года.
Зубров в селе Трибухи любят. Иногда лесных великанов видят на опушке леса. Обычно эти животные близко к себе никого не подпускают. Но были случаи, когда взрослые особи забредали прямо в село.
— Как-то они поели у меня во дворе всю кукурузу, — говорит местная жительница баба Валя. — Я находилась в хате одна. Выглядываю в окно и вижу, что ко мне пожаловали незваные гости — четверо зубров. Они любят кукурузу — это для них лакомство. На улицу я, конечно, выйти побоялась, и зубры вели себя в моем дворе как хозяева. Пока всю кукурузу не поели, не ушли. Но я вам честно признаюсь, что не в обиде на этих красавцев. Тем более что лесничество полностью компенсировало мне убытки.
А тут такое горе случилось… Я не понимаю, как тем негодяям, которые погнали зубров на лед, могло это в голову прийти. Ведь они только две туши забрали, а еще пятнадцать животных ни за что погибли. Когда увидела, как мертвых зубров достают из озера, разревелась, как маленькая девчонка.
— Вы знаете, кто загонял зубров на лед? Кто-то из вашего села?
— Да там говорят про одних… Фамилий называть не буду, потому что, сами понимаете, это село. Зачем мне врагов наживать? Ну и сама-то я ничего не видела. Но говорят, что это трое местных, им по 24 года. Вечно что-нибудь такое устроят, что на голову не налазит. У одного из них жена, двое детей.
Однако местные егеря уверены, что браконьеров было больше.
— Мы провели собственное расследование, — рассказывает старший егерь Александр Сиваченко. — Ведь в правоохранительных органах в гибели зубров сначала обвинили работников лесного хозяйства. Мол, рубили лес и спугнули зубров — а те побежали на лед. Но мы-то умеем читать следы. Пойдемте, я вам покажу, как все было на самом деле.
*На месте происшествия старший егерь Александр Сиваченко (слева) и лесничий Владимир Курылюк (на переднем плане) оказались одними из первых (фото автора)
Александр Иванович ведет меня на другой берег озера, тот, что дальше от села:
— Вот тут было очень много следов. Снег еще лежал. Было видно, что стадо зубров несколько раз пыталось повернуть в сторону леса. Но браконьеры их направляли на лед. Понимаете, зубр — очень осторожное животное. По своей воле на лед не пойдет. Недаром есть такое выражение: «как корова на льду». У зубров копыта на льду разъезжаются, и они ломают себе ноги. Да и плавать в холодной воде они не стали бы. С этого берега в сторону села зубров гнали трое. Примерно столько же человек поджидали животных и на противоположном берегу.
— Сколько всего зубров было в стаде, когда их загоняли на лед?
— Примерно 60 голов. Думаю, что браконьеры собирались убить несколько животных по-тихому, без единого выстрела. Загнали на лед — кто ноги поломал, кто в прорубь провалился… Один взрослый зубр весит от 500 до 800 килограммов. Из проруби самостоятельно не выберется. Видимо, животные, которые забежали на лед первыми, смогли преодолеть опасную зону. А вот под теми, кто бежал сзади, лед начал ломаться — и зубры попали в ловушку. Некоторые, пытаясь выбраться, начали бить копытами тех зубров, которые были впереди. Разбивали в кровь головы своим собратьям, от чего те погибали на месте. Но большинство зубров умерли именно от переохлаждения. Самостоятельно не могли выбраться и медленно шли ко дну.
Мы с Александром перебрались на другой берег, где на озере виднелось еще несколько прорубей.
— Вот здесь забили одного из зубров, — показывает на прорубь мой собеседник. — Тут все было в крови. Его добивали топорами. Еще одного обессилившего зубра убили уже на берегу. И тоже без единого выстрела. Здесь мы увидели следы от телеги и мотоблока.
— А кто позвонил в лесничество в начале десятого вечера и сообщил о том, что зубры тонут?
— Мне кажется, это сделал один из браконьеров. Видимо, они потом все же поняли, что натворили. И подумали, что кого-то из лесных великанов еще удастся спасти. Судя по всему, звонивший был нетрезвым, у него заплетался язык.
— К озеру я приехал примерно в половине десятого вечера, — вспоминает лесничий Владимир Курылюк. — Было уже темно. Все, кто приехал на машинах, зажгли фары. Местные тоже прибежали к озеру с фонариками и прожекторами. Метрах в двадцати от берега я увидел над водой голову зубра. Животное держалось из последних сил. Чтобы спасти этого взрослого быка, я подошел как можно ближе к проруби, в которой застряло животное, и собрался накинуть на него петлю. Но зубр, видимо, понял, что мы пришли его спасать, и сам подставил рога под петлю.
На берегу мы обтерли полотенцами бедное животное, сделали ему массаж. И зубр пришел в себя. Он поднялся и медленно направился в сторону леса, на прощание с благодарностью посмотрев на нас.
— У нас была надежда, что удастся спасти еще нескольких животных, — вспоминает Александр Сиваченко. — Один из быков был жив. Но… Я думаю, мы могли бы его спасти, если бы прибыли на озеро хотя бы на час раньше. Когда вытащили этого зубра на берег, он с тоской взглянул на нас, и из его глаз потекли слезы. Смотреть на это было невыносимо. Чтобы никто не видел, я отвернулся и заплакал.
В тот вечер егеря достали из озера троих мертвых зубров. Лесничим помогали местные жители. Туши утонувших животных доставали с помощью трактора, на котором к озеру приехал местный житель Владимир Пастощук.
— Когда мы вернулись на озеро на следующее утро, увидели, что всплыло еще несколько туш, — продолжает Александр Сиваченко. — Вызвали полицию, ветеринаров и достали еще пять мертвых зубров. Животных вырезали изо льда бензопилой.
Мой разговор с местными егерями состоялся на озере возле села Трибухи в прошлый четверг, 4 февраля. Я ходил с работниками лесничества по льду, когда Александр Сиваченко указал на темное пятно подо льдом.
— Боюсь, это еще один зубр, — грустно сказал старший егерь. — А вон там еще одно пятно. Назавтра снова предстоит невеселая работка.
Но в пятницу утром из-подо льда вытащили не две, а целых семь туш погибших зубров! В сумме количество погибших животных составило 17 голов.
— Сразу после случившегося, в воскресенье утром, мы прошли по следам от подводы в село и увидели, что возле одного из домов стоит телега, а на ней пятна крови, — продолжает Александр Сиваченко. — Вызвали хозяина. Тот начал утверждать, что эти пятна старые, мол, еще полгода назад возил на телеге убитого кабана. «Сейчас мы проверим, свежая это кровь или нет, — сказал ему. — Есть у тебя перекись водорода?» Хозяин замялся: она-то есть, но в гараже, а ключи сын забрал на работу… «Ну, ничего, — отвечаю. — Мы сейчас в любой хате перекись найдем». Фокус в том, что если капнуть перекисью водорода на следы крови, то свежая кровь начнет пенится, а давнишняя — нет. Так вот, наш опыт показал, что именно на этой телеге везли от озера тушу забитого зубра. Вскоре мы нашли и вторую тушу. Сообщили об этом в полицию. Насколько мне известно, на тот момент мясо было конфисковано лишь у одного из браконьеров.
— А что произошло с остальными пятнадцатью тушами погибших зубров?
— Еще в воскресенье на нас вышли местные бизнесмены, которые просили продать им зубрятину по 40 гривен за килограмм. Эти дельцы хотели перекрутить зубрятину в фарш и, смешав с говядиной, сделать колбасу. Мы, конечно, отказались. Судите сами: первые три туши пролежали на берегу всю ночь. Еще пять — столько же времени находились в воде. Таким мясом можно людей потравить. После того как мы отказались продавать мясо, бизнесмены нам сказали: «Ну и что, что вы не продадите? Тогда мы купим его у других».
Поэтому перед тем, как сдать туши на утилизацию, мы вырезали мясо, которое имеем право отправлять на подкормку диких кабанов, а остальное измельчили. Когда туши были доставлены на утилизацию в таком неприглядном виде, работники центра по уничтожению отходов возмутились и даже заявили на нас в полицию. Мне кажется, я знаю, у кого «колбасники» собирались покупать зубрятину…
Сейчас нас больше всего беспокоит, как поведут себя выжившие зубры после стресса. Мы уже успели их проведать. Животные, которые обычно собираются в большие стада, разбились на маленькие группы. Видно, что они напуганы. Скорее всего, в озере погибла самка — их вожак (у зубров — матриархат), именно поэтому стадо лесных великанов разбрелось. Еще есть опасение, что у самок родятся мертвые детеныши. Сейчас как раз самый сезон — многие вынашивают потомство.
— К сожалению, несмотря на запрет, в Винницкой области иногда охотятся на зубров, занесенных в Красную Книгу, — говорит руководитель пресс-службы Винницкого областного управления лесного и охотничьего хозяйства Станислав Вовк. — Года три назад возле того же озера, где произошла недавняя трагедия, егеря обнаружили петли, в которые была поймана зубриха. В воде нашли ее шкуру, рога. В другой раз егеря услышали выстрел и раньше браконьеров добежали к телу убитой самки зубра. Они были поражены, что животное убили с очень близкого расстояния. Ведь зубры не подпускают к себе людей с оружием. Что же могло произойти? Оказывается, в сорока метрах от места гибели зубрихи в траве прятался ее новорожденный детеныш. Мамка таким образом отводила браконьеров от своего малыша.
Егеря пытались выходить зубренка. Дали ему имя — Тарасик. Но, к сожалению, прожив всего два месяца, малыш умер.
Самый вопиющий случай в Винницкой области произошел лет 20 назад. Тогда группа милиционеров и военных в упор расстреляла зубров из автоматов. Пятеро животных погибли. Насколько мне известно, их мясо сдали на колбасу в один из частных мясокомбинатов. За это варварство тогда никого не наказали.
Как сообщила «ФАКТАМ» руководитель пресс-службы Винницкого областного управления Национальной полиции Анна Олейник, в настоящее время по факту гибели зубров возле села Трибухи открыто уголовное производство. По версии следствия, в смерти животных, занесенных в Красную Книгу, виноваты браконьеры. Личности троих подозреваемых установлены. Если их вина будет доказана, им грозит до трех лет лишения свободы или штраф в размере 130 тысяч гривен за каждого погибшего зубра.
Автор выражает благодарность работникам Винницкого областного управления лесного и охотничьего хозяйства и лично его начальнику Анатолию Бондарю за помощь, оказанную при подготовке материала.
3262Читайте нас у Facebook