23 августа 1939 года вячеслав молотов и иоахим фон риббентроп подписали договор о ненападении между германией и советским союзом, дополнив его секретным протоколом о разделе сфер влияния в европе
Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп прилетел в Москву в полдень 23 августа и тут же явился в Кремль. Войдя в зал переговоров, он поприветствовал присутствующих обычным жестом — «Хайль Гитлер!». Сталин картинно улыбнулся и ответил книксеном — взявшись пальцами за края своего френча, присел перед гостем. Присутствующие засмеялись
В то время в Западной Европе сложилась напряженная международная обстановка. Между Германией и Польшей существовал острый территориальный спор из-за Данцигского коридора, разделявшего германскую территорию на две части. Отношения между СССР и Польшей были прохладными. В ходе Первой мировой и гражданской войны Польша оккупировала часть территории Западной Украины. Обе территории (немецкая и украинская) отошли Польше в 1919 году по Версальскому мирному договору.
В первоначальных военных планах Гитлера была оккупация Польши. Но фюрер опасался войны на два фронта. Поэтому, чтобы заинтересовать Сталина (ведь страны не имели общей границы), с Молотовым были заранее обсуждены пункты секретного протокола по спорным польским территориям. Именно выгода толкнула два государства с враждебной идеологией на подписание договора о ненападении. Мирный договор с СССР был гарантией того, что Советский Союз не откроет второй фронт вместе с Англией и Францией, вступаясь за Польшу.
Для дипломатии 30-х годов прошлого столетия договоры о ненападении были обычным делом. Но то, что к этому договору прилагался секретный протокол, совершенно менялo его значение (протокол был полностью рассекречен лишь в 1989 году во время правления Михаила Горбачева). Стороны договорились о разделе Польши на сферы влияния. Советский Союз получил восточную Польшу (бывшие украинские территории), а также Латвию, Эстонию, Финляндию и часть Румынии — Бессарабию.
Договор о ненападении сроком на десять лет был скреплен подписями Риббентропа и Молотова поздно вечером 23 августа 1939 года. Официанты внесли в зал на подносах шампанское и закуски. Встреча закончилась шикарным банкетом. Первый тост произнес Сталин: «Я знаю, как немецкий народ любит фюрера. Поэтому я хочу выпить за его здоровье». В конце встречи Сталин тихо сказал Молотову: «Конечно, все это игра, цель которой перехитрить партнера. Я знаю, что замышляет Гитлер. Он думает, что перехитрил меня. На самом деле все обстоит иначе. Это я его перехитрил. Война начнется не завтра. Главное — выигрыш во времени».
Сталин знал, что война с Германией не за горами. Под видом мирного строительства в Советском Союзе велись военные приготовления. 22 июня 1941 года фашистская Германия нарушила договор о ненападении.
Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»
494Читайте нас у Facebook