В Тернополе осудили братьев-близнецов, вербовавших в Западной Украине "защитников русского мира"
Казалось бы, Западная Украина и сепаратизм — вещи несовместимые. Однако на днях в Тернополе осудили двух братьев-близнецов, жителей этого города, которые вербовали боевиков для террористических организаций «ДНР» и «ЛНР».
Полтора года назад «ФАКТЫ» писали о том, что сотрудники СБУ задержали братьев Болотских (фамилия изменена, так как приговор еще не вступил в законную силу) в момент вербовки очередного кандидата в боевики. Близнецы, которые большую часть времени проживали в Москве, давали в украинских средствах массовой информации объявления о приеме на высокооплачиваемую работу. Обещали до двух тысяч долларов в месяц. О том, какая именно работа предполагалась, в объявлениях не было ни слова.
*Сотрудники СБУ задержали близнецов в момент вербовки очередного кандидата в боевики
— Когда кто-то из тернопольчан в поисках высокооплачиваемой работы откликался на объявление братьев Болотских, те предлагали соискателю пообщаться с ними по скайпу, — рассказывает государственный обвинитель Андрей Сарахман. — Встречаться лично с кандидатом на «рабочее место» они не спешили, так как большую часть времени находились в Москве и именно оттуда вели переговоры.
Кому-то вопросы, которые задавали братья, могли показаться странными. Но были и такие, кто все-таки, что называется, заглатывал наживку. Болотские оказались неплохими психологами. Они никогда сразу не говорили: «Предлагаем тебе поехать в „ДНР“ и вступить в ряды боевиков». Близнецы понимали, что это Западная Украина, и кто-нибудь из тернопольчан мог попросту заявить на них в СБУ.
Вместо того чтобы сразу рассказать о «привлекательной» работе, один из братьев начинал издалека, прощупывая собеседника. Спрашивал, как тот относится к событиям в Украине, на чьей стороне его симпатии в украинско-российском конфликте. Соискатель, как правило, отвечал осторожно, ожидая подвоха. Если разговор не клеился, братья прекращали «собеседование». Зато когда чувствовали, что нашли нужного человека, даже специально приезжали в Тернополь. О характере работы говорить по скайпу не спешили. Мол, все узнаете при личной встрече. Заработок обещали приличный — до двух тысяч долларов в месяц. Плюс «страховку» — до ста тысяч долларов! Опять же, не уточняя, в чем именно заключается суть этой страховки.
Встречу с кандидатом в боевики братья назначали, как правило, в каком-нибудь кафе. Обрабатывали собеседника, давали соответствующие инструкции. Во время одной из таких бесед близнецы и были задержаны.
Это была тщательно спланированная спецоперация. Беседа братьев с жителем Тернополя, пожелавшим устроиться на высокооплачиваемую работу, записывалась сотрудниками СБУ, сидевшими за соседними столиками и изображавшими обычных посетителей. А в квартале от места встречи работодателей с потенциальным работником расположилась оперативная группа. Содержание разговора между братьями-близнецами и тернопольчанином шокировало правоохранителей.
На этот раз Болотские не скрывали, какая предстоит работа. «Скоро волна „ДНР“ и „ЛНР“ пройдет по всей Украине, и мы на этой волне придем в Киев с новой властью, — заявили братья. — Наша цель: собрать пять тысяч человек, которые будут сражаться за „русский мир“. Но это в перспективе. А пока нужно расшатать ситуацию в Западной Украине. Требуется устроить несколько митингов в Тернополе. Возьмешься? Для начала надо, чтобы в таком митинге приняли участие хотя бы человек 60. Будет очень хорошо, если сюжет об этом событии покажет местное телевидение. Протест может быть любой. Например, солдатские матери требуют, чтобы их детей вернули домой из зоны АТО». «Но это же экстремизм», — попытался возразить тернопольчанин. «Какой экстремизм? Это когда с „георгиями“ (георгиевскими ленточками. — Авт.) выйдете — тогда будет экстремизм. Надо, чтобы все было чисто. Без флагов. Только с плакатами на ватмане. Кто придет с таким плакатом, платим по 300 гривен. Можно и без плаката. Тогда — по 200—250. Тебе в митинге можно участие не принимать. За каждого, кто придет, получишь по 50 гривен».
Видя, что собеседник заинтересовался, Болотские начали развивать тему. «Можешь подобрать с десяток людей, которых никто не хватится, если пропадут? — спросил один из братьев. — Будет больше — тоже хорошо. Возможно, по селам проедешь? Зайдешь в местный магазин, спросишь, есть ли у них «ненужные» люди. Например, пьяницы или сироты. Главное, чтобы человек исчез, и никто о нем не вспомнил.
Если таких наберется немного, вам придется самим переправляться через Беларусь в Ростов-на-Дону, где находится наша тренировочная база. Если удастся найти человек 15, заберем вас всех на автобусе. А на той стороне уже будут реальные деньги. Восемь тысяч гривен в месяц — это раз. Ну и плюс «боевые». «Что это еще за „боевые“? — забеспокоился житель Тернополя. — Там что, воевать придется?» «Не волнуйся, — сказал один из Болотских. — Сначала в тренировочном лагере всему научат, дадут оружие, обмундирование, потом отправят в Донецкую или Луганскую область. Может быть, воевать не придется. Будете в регионах порядок поддерживать. Тогда „боевых“, конечно, не заплатят». «Так что же это за „боевые“?» — не унимался кандидат. «За каждого убитого украинского солдата или уничтоженную технику дают отдельные деньги. Всего выйдет до двух тысяч долларов в месяц. Где ты здесь столько заработаешь? Причем сразу же, как только ты выезжаешь в тренировочный лагерь, тебе на счет кладется страховка, которую потом смогут снять твои родные. В случае ранения — 20 тысяч долларов. Ну, а если убьют — 100 тысяч».
Болотских арестовали, едва закончился этот разговор.
— Чем братья занимались до событий на востоке Украины?
— У них был свой бизнес. Но к этому бизнесу у правоохранителей тоже есть вопросы. Один из братьев, Владимир, был владельцем строительной фирмы в Западной Украине. Он нанимал людей, например, для укладки брусчатки во Львове. Собирал бригаду человек из восьми, давал им задание. А когда работа была выполнена, исчезал. Никаких денег людям он платить не собирался. Мог выдать сотню гривен авансом за месяц тяжелой работы, а потом только кормил обещаниями: мол, погодите, заказчик еще не рассчитался. На самом деле Владимир Болотский получал деньги от заказчика в полном объеме, а работников использовал как бесплатную рабочую силу. В конце концов обманутые люди подали в милицию заявление с жалобой на руководителя строительной фирмы. Владимир был объявлен в розыск и сбежал в Москву.
Его брат Дмитрий Болотский имеет судимость за грабеж. В свое время он также переехал в Москву.
Братья рассказывают, что, когда началась революция в Киеве, они поехали на Майдан. Но, по их словам, как-то так получилось, что они «перепутали» и попали на Антимайдан. Там познакомились с руководителем «Русского сектора — Украина» Сергеем Хижняком, который пригласил их в Москву.
То, что братья сильно изменились именно за этот период, можно узнать из перехваченной СБУ переписки Дмитрия Болотского с супругой, которая с двумя детьми оставалась в Тернополе и не разделяла новых взглядов мужа.
«Ты же был другим! Что с тобой случилось?» — пишет жена Дмитрию. «Когда мне было выгодно быть бандеровцем, я был бандеровцем, — отвечает он. — А сейчас мне выгодно быть с русскими. Скоро я с новой властью войду в Киев». — «Но почему ты это делаешь?» — «Потому что я против педофилии и гомосексуализма. Я не хочу в Европу, где такое на каждом шагу». — «Но тебя же посадят!» — «Меня? За что? Я завтра, кстати, встречаюсь с Царевым. Его в Кремле поставили главным на Донбассе. Скоро Украины не будет».
У братьев Болотских был свой интернет-сайт, на котором они размещали фейковые фотографии. Например, снимок девочки лет десяти, которую убил маньяк в России. Эта фотография находилась на их сайте с подписью: «Посмотри, свидомый, за что ты убил эту девочку?» Когда я спросил одного из братьев, зачем он обманывает людей и знает ли сам, что это за девочка, тот ответил: «Знаю, конечно. Просто другой фотографии не нашел».
— На суде братья признали вину?
— Нет. К тому же они отказались сотрудничать со следствием. Сразу же после ареста Дмитрий предложил сделку: «Если вы меня не посадите, выдам кого-нибудь из высокопоставленных чиновников, которые нас прикрывают». Но я не мог пообещать такого человеку, совершившему преступление. Так и сказал ему: «Наказание можно смягчить. По статье вам светит до 15 лет. Можем добиться того, что за сотрудничество со следствием дадут меньше». Тогда братья вообще отказались что-либо говорить. Но у нас и без того достаточно доказательств их вины.
Вот еще кое-что из личной переписки братьев: «В Днепропетровске уже почти все готово. Я знаю, как разбудить спящее сознание жителей этого города. Бюджет совсем небольшой. Нужно пару человек и несколько sim-карт для мобилки. „Сарафанное радио“ сделает свое дело, чтобы взорвать ситуацию в Днепре».
— Пока шло судебное следствие, братьев содержали в СИЗО. Как к ним относились сокамерники?
— В ожидании приговора суда братья сидели в одиночных камерах. Были опасения, что подследственные могут с ними расправиться, поэтому мы соблюдали все меры предосторожности. Правда, произошел инцидент, когда близнецов собирались везти в суд в одном автозаке с другими заключенными. Те принялись раскачивать автомобиль и поставили категорическое условие, что с этими предателями никуда не поедут. Пришлось вызывать отдельную машину для Болотских.
Младшему ребенку одного из братьев, когда начался суд, было всего четыре месяца. На допросе молодой отец умолял до приговора отпустить его домой. Мол, хочет ребенка воспитывать. Жаловался, что его все бросили — и жена, и отец. Но суд принял решение оставить Болотских под стражей.
*Суд приговорил братьев к 14 и 15 годам лишения свободы. Они так и не признали своей вины
Как удалось выяснить «ФАКТАМ», по сути, близнецов выдал правоохранителям их же отец. Ему не нравилось то, чем занимаются сыновья. Когда они к нему приезжали, мужчина постоянно спорил с ними. Но когда понял, что понимания не найдет, анонимно сообщил в СБУ, что близнецы вернулись в Тернополь для вербовки очередного боевика. С прессой отец Болотских общаться отказался. Но мне удалось через социальные сети связаться с одним из родственников близнецов, который просил не называть его настоящего имени.
— Ярослав Захарович (отец Болотских. — Авт.) очень переживает, — сказал этот человек. — Получается, что он собственноручно посадил своих детей.
— Отец объяснил, почему так поступил?
— Сказал, что опасался, как бы сыновья не наделали еще большей беды. Мол, хотел уберечь своих детей. Но не ожидал такого жесткого приговора.
Суд приговорил братьев Болотских к 14 и 15 годам лишения свободы. Адвокат близнецов подал кассационную жалобу на приговор.
Кстати, Болотские так и не признали своей вины. В интервью одному из российских изданий сразу же после вынесения приговора они заявили, что их посадили только потому, что они русские.
3903Читайте нас у Facebook