"Если проверяющие не застанут дома ни вас, ни членов вашей семьи, в возобновлении выплат могут отказать"
«ФАКТЫ» ранее сообщали о принятых Кабмином изменениях в порядке регистрации переселенцев и оформления им социальных выплат, пособий и пенсий. К сожалению, из-за нормативных коллизий многие люди несколько месяцев не могли получить помощь. После внесения изменений в Закон «О защите прав и свобод внутренне перемещенных лиц» с 13 января 2016 года возникла несогласованность с действующим правительственным постановлением № 509 от 1 октября 2014 года в части регистрации таких лиц. Согласно закону органы Миграционной службы исключили из процесса регистрации вынужденно перемещенных лиц. Кабинет министров должен был в течение трех месяцев внести изменения в свое постановление, однако сделал это только через полгода, 8 июня.
В результате вынужденные переселенцы столкнулись с тем, что в Управлении труда и социальной защиты населения им не продлевали действие справки без штампа Миграционной службы, которая в свою очередь, ссылаясь на изменения в законе, отказывалась ставить этот штамп. Таким образом десятки тысяч людей были лишены социальных выплат.
Сейчас ситуацию исправили, но переселенцам, несколько месяцев не получавшим ни пенсий, ни пособий, теперь нужно заново оформлять документы. Как таким людям восстановить свои социальные выплаты, «ФАКТАМ» рассказывает юридический координатор общественной организации «Донбасс SOS» Олеся Ляшук.
— Сразу хочу подчеркнуть, что речь пойдет о переселенцах, ранее получавших социальные выплаты, которые затем были приостановлены из-за отсутствия отметки Миграционной службы.
— Давайте начнем с того, что нужно сделать, чтобы снова получать пенсию?
— В первую очередь мы проверяем информацию, указанную в справке временно перемещенного лица (ВПЛ. — Авт.) в графе «Фактическое проживание». Она находится на лицевой стороне справки после информации о зарегистрированном месте жительства. Если адрес совпадает с местом фактического проживания переселенца, то все в порядке, если нет — надо уведомить сотрудников местного Управления труда и социальной защиты населения о фактическом адресе и поменять справку. Это необходимо сделать до 20 июля 2016 года.
Если пенсионный счет открыт в «Ощадбанке», все в порядке. Если в другом финансовом учреждении, то нужно перевести пенсионный счет именно в «Ощадбанк», как того требует постановление Кабмина.
Хочу обратить особое внимание на то, что проверка правильности фактического адреса и наличие счета в «Ощадбанке» являются первыми обязательными условиями и при возобновлении других социальных выплат, о которых мы поговорим позже.
Но вернемся к пенсиям. Если адрес фактического проживания в справке указан верно, а в «Ощадбанке» открыт пенсионный счет, то нужно сделать копию справки ВПЛ и вместе с ней подать в управление Пенсионного фонда заявление. Поскольку утвержденной формы нет, заявление можно написать в произвольной форме. На нашем сайте (donbasssos.org) есть шаблоны как этого заявления, так и прочих необходимых документов.
— А как быть с возобновлением адресной помощи?
— Для начала давайте рассмотрим случай, когда в семье переселенцев детей нет. Как я уже говорила, в первую очередь следует проверить в справке запись о фактическом месте проживания, потом — наличие счета в «Ощадбанке», сделать копию справки ВПЛ. Если вы представитель семьи, потребуются также копии справок ВПЛ тех, за кого получаете выплаты. В Управление труда и соцзащиты нужно вместе с копиями этих справок подать заявление, в котором точно указаны все получатели помощи.
Если в семье переселенцев есть дети, то порядок подачи документов иной. Теперь для каждого ребенка обязательна отдельная справка ВПЛ. Заявление на получение такой справки подается лично несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. За детей до 14 лет заявление подает родитель или опекун (им переоформлять свои справки не нужно). Получив на ребенка справку ВПЛ, в Управление труда и соцзащиты следует подать заявление, в котором будут указаны его данные.
Для возобновления всех остальных выплат действует такой же алгоритм. Но есть некоторые важные нюансы. Если вы получаете несколько социальных выплат в одном ведомстве, то можно подать одно заявление об их возобновлении, указав в нем все виды социальных выплат. Если же ведомства разные, то заявления подаются в каждое из них. Например, пенсионеру, которому была приостановлена и пенсия, и адресная помощь, заявление необходимо подать и в управление Пенсионного фонда — о возобновлении пенсии, и в Управление труда и соцзащиты — о возобновлении адресной помощи.
— Каков порядок подачи заявлений о восстановлении выплат?
— Порядок единый для всех выплат:
заполнить заявление;
распечатать в двух экземплярах;
сделать копии справок ВПЛ;
подать один экземпляр заявления с копиями справок ВПЛ;
потребовать регистрации заявления, после чего на втором экземпляре вам должны поставить номер входящего документа и дату, а также подпись лица, принявшего заявление.
Помните, что регистрация поступившего документа — это юридическое подтверждение факта его получения.
— Что следует предпринять, если чиновники беспричинно отказываются принимать заявление или отправляют за дополнительными справками при наличии всех необходимых?
— Если заявление отказываются зарегистрировать, то в присутствии чиновника местного органа соцзащиты необходимо позвонить по телефону правительственной горячей линии 0−800−507−309 и описать ситуацию. Требуйте незамедлительного решения вопроса! Кроме того, вы имеете право вызвать полицию в присутствии представителей местного органа соцзащиты, которые отказывают вам в приеме заявления. Ведь они нарушают закон!
— Допустим, заявление приняли. Что делать дальше?
— Ждать. Максимальный срок получения решения о возобновлении социальных выплат или отказа — 23 рабочих дня. Если принимается решение о возобновлении социальных выплат, они будут начисляться с того месяца, в котором подано заявление. Важно помнить: при положительном решении о возобновлении социальных выплат вы должны получить и задолженность за весь период, на который эти выплаты приостановили. Правда, сроки погашения задолженности за предыдущие периоды не установлены.
Учтите, что после подачи заявления к вам могут прийти с проверкой условий проживания, по результатам которой составляется акт. С вашей стороны его подписывают все совершеннолетние члены семьи. Такая проверка осуществляется в течение 15 рабочих дней с момента подачи заявления.
Если проверяющие, придя по адресу, указанному как место фактического проживания, не застанут дома ни вас, ни членов вашей семьи, это может стать основанием для отказа в возобновлении вам выплат. Так что в течение 15 рабочих дней с момента подачи заявления постарайтесь быть дома, чтобы не пропустить проверяющих.
Об отказе в возобновлении выплат вас должны уведомить письменно. Это решение вы можете обжаловать в суде.
43813Читайте нас у Facebook