Депутат Госдумы Ирина Яровая внесла законопроект, признающий все позы камасутры, кроме одной, экстремистскими
В конце июня депутаты и сенаторы РФ одобрили так называемый пакет антитеррористических законов Яровой — Озерова. СМИ соседней страны назвали их «адскими законами последнего времени», по которым в России будут сажать за… все. В свою очередь, президент Путин узаконил нормы, позволяющие, среди прочего, судить 14-летних детей…
В преддверии рассмотрения в Госдуме одиозных законов Яровой — Озерова оппозиционный депутат Дмитрий Гудков написал в соцсети: «За это время было много вредных, порой даже преступных законопроектов, но нынешний станет замковым камнем в работе парламента по разрушению страны». На просторах блогосферы гуляет и такое определение инициатив депутата: «Ирина Яровая внесла законопроект, признающий все позы Камасутры, кроме одной, экстремистскими».
Тех, кто ознакомился с новшествами, больше всего потрясли предложения запретить покидать Россию людям, получившим от властей устное, в досудебном порядке, предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий, и лишать российского гражданства за работу в международных организациях… Вот реакция одной из тысяч россиян, возмутившихся в Сети угрозой лишения гражданства: «Помню, как сдавала конституционное право России на юрфаке МГУ и рассказывала на экзамене о том, что лишать гражданства гражданина России нельзя. Человек может поменять гражданство, да, но по своей воле, а вот лишить гражданства насильно никого нельзя. Это такая гарантия защиты человека от вторжения государства в его жизнь и от политического преследования, гарантия иметь Родину, несмотря ни на что, если у тебя есть на то желание. И это было менее 10 лет назад, а сегодня эти полуучки-депутаты приняли поправки, перекраивающие не только юридическую науку, но и нашу жизнь. Под эгидой борьбы с терроризмом хотят принять нормы о лишении гражданства за экстремизм, призывы (!) к сепаратизму и работу человека в международных организациях».
Реакция интернет-сообщества была столь бурной, что перед вторым чтением российские депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, сотрудничающих с международными организациями, а также ограничивать выезд граждан из страны. Но те нормы, которые они все же приняли, ужасают не меньше. Как написали пользователи российского сегмента Интернета: «Комитет Госдумы убрал норму о сжигании нарушителей на кострах из законопроекта Яровой. Оставили лишь гуманные методы — расстрел и повешение».
В частности, узаконили стукачество. С 20 июля 2016 года в России «несообщение о преступлении» станет уголовным преступлением. Под угрозой лишения свободы на срок до одного года граждане обязаны сообщать властям о подозрительных людях, которые могут быть причастны к подготовке теракта, о подготовке мятежа и других видах преступлений, которых в списке — полтора десятка.
Призывы к терроризму и его оправдание в Интернете приравняли к аналогичным заявлениям, совершенным посредством СМИ. Ответственность за такие записи в соцсетях ужесточилась: граждане будут отвечать по тем же правилам, что и средства массовой информации. А это значит, что максимальное наказание за перепост и размещение картинки с двояким смыслом может караться лишением свободы на семь лет. По этому поводу в соцсетях россияне грустно шутили: «Пакет Яровой» — это когда тебя за репост накажут сильнее, чем Рамзана Кадырова за укрывательство убийц Бориса Немцова".
Кроме того, Госдума обязала операторов мобильной связи хранить все записи звонков и любые сообщения, которыми обмениваются пользователи, в течение полугода. В течение трех лет операторы должны хранить метаданные — то есть не само содержание разговоров и переписки, а сведения о том, что такой-то разговор или такой-то обмен sms-сообщениями состоялся такого-то числа в таком-то часу. Такую же обязанность вменили и «организаторам распространения информации в сети Интернет» (к ним относятся ресурсы, внесенные в соответствующий реестр) — только срок хранения метаданных в их случае составляет не три, а один год.
Как будет работать данная норма, смоделировал в соцсети технический директор IT-компании Евгений Терентьев: «То есть если я скачаю все серии «Санта-Барбары» (2137 серий), и мой друг скачает все серии «Санта-Барбары», и его бабушка скачает все серии «Санта-Барбары», то мой провайдер будет хранить у себя все серии «Санта-Барбары», и провайдер моего друга будет хранить у себя все серии «Санта-Барбары», и провайдер бабушки тоже будет хранить у себя серии «Санта-Барбары». А потом мне надоест, и я удалю все серии «Санта-Барбары». А мой провайдер не удалит все серии «Санта-Барбары», и провайдер друга не удалит все серии «Санта-Барбары», и провайдер бабушки друга не удалит все серии «Санта-Барбары». И тут спецслужбы начинают присталь-
но следить за бабушкой друга, изучая, что она там скачала. А у нее 2137 пронумерованных видеофайлов без названия длительностью 8 лет. И всё надо внимательно изучить, а вдруг это не «Санта-Барбара»? А бабушка в это время уже качает «Секретные материалы».
«Организаторов распространения информации» коснулась еще одна важнейшая поправка: если тот или иной интернет-сервис — мессенджер, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт — поддерживает шифрование данных, владельцы обязаны помочь ФСБ расшифровать любое сообщение, которое понадобится силовикам. Отказников, если такие найдутся, будут штрафовать. Узаконен также еще один вариант нарушения нормы о тайне переписки. А именно: почтовые компании, государственные и частные, обязали проверять посылки на предмет отсутствия в них запрещенных предметов.
Наиболее одиозная норма зако-на — согласно которой для некоторых преступлений в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. Среди прочего 14-летних будут судить за участие в массовых беспорядках и террористических сообществах. С этого же возраста введена уголовная ответственность за недоносительство. Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, комментируя утверждение «пакета законов Яровой — Озерова», в интервью «Радио «Свобода» сказала: «Меня больше всего пугает пункт о снижении возрастного уровня ответственности. Мы собираемся судить своих детей. Мир становится таким, что в 14 лет человек еще совсем ребенок, потому что та совокупность знаний, навыков, которые он должен приобрести, становится все больше и больше. 14-летние подростки — это дети! А, кроме того, я очень хорошо знаю, за что судят. У нас был такой случай в Чеченской республике, когда мальчика привлекли к ответственности за то, что в его дом однажды пришли вооруженные боевики, остались в этом доме, где были его мать и сестры, а его отправили покупать сникерсы. И он купил на 300 рублей сникерсов и каких-то кексов для боевиков. Его за это привлекли «за участие в бандформировании». И, слава богу, что в какой-то момент стало понятно, что он не достиг возраста уголовной ответственности, и поэтому обвинение было снято. В противном случае его бы посадили. Так вот, теперь, если законы Яровой подпишет Путин, за такие вещи детей будут сажать в тюрьмы…»
По мнению Ганнушкиной, законы Яровой поощряют доносительство. «Мы уходим в самые страшные времена, когда КГБ требовал от людей, чтобы они доносили о том, что они слышали, видели, и недоносительство считалось преступлением. В советское время был анекдот: «Человек сел в тюрьму, и его спрашивают: «За что?» — «За лень! Потому что слышал, как рассказали анекдот, сосед вечером пошел доносить, а я только с утра». Мы возвращаемся к этим временам».
Между тем, пока российская общественность шумела на просторах Интернета по поводу законопроектов Яровой, был принят и подписан Путиным закон с невыразительным названием «Об основах системы профилактики правонарушений». Некоторые эксперты именно его называют адским адом. Поскольку он позволяет во внесудебном порядке ограничивать права и свободу граждан по одному только подозрению, что их действия и высказывания не соответствуют «общепринятым в обществе нормам поведения».
То есть, как написал блогер Владимир Шипилов, «человек ничего не нарушил, он не совершил ничего, что позволяет привлечь его хотя бы к административной ответственности. Он просто ведет себя не так, как «принято», что — не противозаконно. Но за это его уже могут наказать, причем наказать без суда. При этом — что очень важно — в законе не сказано, что такое эти самые «общепринятые нормы поведения», хотя оговаривается, что эти нормы будут устанавливаться некими «субъектами профилактики правонарушений», к коим относится прокуратура, следственные органы, местные органы власти и муниципальные органы… То есть вам без какого-либо решения суда могут просто предъявить требование «не ходить на митинги», или «не писать в «Фейсбуке», или «не контактировать с такими-то лицами», и вы обязаны это требование исполнить…»
4983Читайте нас у Facebook