"Осталось ввести почетное звание "Народный стукач России" с вручением ордена Павлика Морозова"
Похоже, что зловещий жанр политического доноса, практиковавшийся в СССР, не только вернулся, но и прочно занял одно из заметных мест в современной России. Напомним, что не так давно по кляузе коллег в Орловской области судили школьного преподавателя Александра Бывшева, разместившего в соцсетях стихотворение, осуждающее оккупацию Россией Крыма.
В обстановке раздутого кремлевской пропагандистской машиной очередного ура-патриотического угара борьбы с западными продуктами житель Владивостока в прошлом году, учуяв на лестничной клетке запах санкционного гуся, донес на соседей в полицию. Проверку по заявлению полицейские провели, но без последствий для соседей бдительного гражданина. Промывать желудки россиянам, уличенным в поедании импортной птицы, не стали, поскольку употреблять санкционные продукты не запрещено. Их нельзя только ввозить в Россию.
В 2015 году законопослушный житель Ямала сообщил в Роспотребнадзор, что в магазине поселка Яр-Сала продается замороженная брюссельская капуста из Польши. Владельца торговой точки оштрафовали на три тысячи рублей. А в Москве и Санкт-Петербурге бригады активистов проводили рейды по выявлению санкционных продуктов. «Идя навстречу пожеланиям трудящихся», генпрокуратура РФ даже организовала горячую линию по приему от граждан сообщений о ввозе и продаже запрещенной еды.
Интересно, что тематика доносов в России меняется в зависимости от требований политического момента и генеральной линии Кремля. Например, после начала очередной российской авантюры — военной операции в «сакральной» Сирии, сопровождавшейся мощной пропагандисткой кампанией о правильности курса вождя, московский пенсионер Григорий Бриндинов пожаловался в правоохранительные органы на… супругу. Житель столицы России заявил, что его благоверная недовольна политикой государства и несколько раз подстрекала его к вступлению в ИГИЛ, чтобы поправить семейный бюджет. Пенсионер потребовал завести на жену уголовное дело, а также проверить, не связана ли она с радикальными группировками.
В последнее время десятки людей были осуждены в России по доносам за «экстремизм в социальных сетях». При этом понятие «экстремизм» трактуется широко и свободно, а срок можно получить не только за комментарии, посты и репосты, но даже за «лайки». На днях 27-летнего жителя Волгограда приговорили к одному году и трем месяцам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком за «положительные оценки в социальной сети материалов экстремистского содержания иных пользователей».
Ранее в Екатеринбурге приговорили к общественным работам за посты оппозиционного характера местную жительницу, мать-одиночку Екатерину Вологженинову. Суд постановил уничтожить ноутбук и даже компьютерную мышку Вологжениновой из-за нескольких антивоенных записей на личной странице «ВКонтакте» и карикатуры на Владимира Путина. Юрист и активистка прокремлевского объединения «Общероссийский народный фронт» Валерия Рытвина написала заявление с просьбой проверить всех, кто публично поддерживает Вологженинову. Когда российский блогер Рустем Адагамов объявил в «Фейсбуке» сбор средств ей на новый компьютер, Рытвина написала «телегу» и на него, призвав привлечь Адагамова к «уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности и подстрекательство к совершению преступления». Адагамов, живущий с 2012 года в Чехии, назвал ситуацию «дикой» и сообщил, что остановил сбор средств, поскольку его «попросили не делать этого, чтобы не подставлять людей под обвинение в поддержке экстремизма». Деньги на ноутбук для Вологжениновой собирали уже другие люди.
В первой половине июля Владимир Путин подписал так называемый антитеррористический пакет законов депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова, которому следовало бы присвоить имя Павлика Морозова, поскольку ответственность за несознательное поведение предусмотрена с 14 лет. В частности, за недоносительство подросток может получить год тюрьмы. Правозащитники опасаются, что закон спровоцирует новый всплеск политических доносов, которые российские власти культивируют, поощряют и используют в качестве инструмента для подавления инакомыслия.
Еще в 2015 году в России приняли закон, согласно которому за тайное сотрудничество со спецслужбами гражданам добавят трудовой стаж. Стаж будет начисляться внештатным информаторам, которые официально заключили со спецслужбами секретный договор о сотрудничестве. Новый закон, в числе авторов которого и скандально известная депутат от «Единой России» Ирина Яровая, устанавливает, что период сотрудничества будет засчитываться в страховой стаж, а все необходимые сведения передадут в Пенсионный фонд.
На днях Федеральная служба безопасности (ФСБ) опубликовала образец справки, по которой можно получить пенсию за негласное сотрудничество со спецслужбой.
Для получения такой справки гражданину необходимо написать заявление в орган ФСБ, с которым он сотрудничал или сотрудничает по контракту. После этого спецслужба отправит документы в Пенсионный фонд. Количество таких сотрудников неизвестно. Но как предположил один из российских блогеров: «Теперь вся родня руководства ФСБ будет в осведомителях».
Иронизируют и другие пользователи соцсетей:
«В трудовой книжке напишут: профессия — осведомитель, специальность — донесение на своих соседей и сослуживцев, место работы — КГБ».
«Осталось ввести почетные звания: „Заслуженный стукач России“ и как вершина — „Народный стукач России“ с вручением ордена Павлика Морозова».
«Называться то будет как — пенсия по стукачеству?»
«Да им тавро ставить надо или по-другому как-нибудь клеймить, а не пенсию давать».
«А курсы повышения квалификации для стукачей будут? А санатории? А льготный проезд? Уже вижу, как в маршрутке на весь салон кричит: «У меня льготный проезд! Я стукач!»
«А они не боятся, что пенсионные документы потом подскажут, кого привлекать?»
«Интеллигент Петров в общей уборной читал газету с портретом Сталина, а вышел без нее. Подтерся». 75 лет назад одного такого заявления было достаточно, чтобы отправить соседа по коммуналке на лесоповал с надеждой занять его жилплощадь. Сегодня Россия опять возвращается к сталинским временам".
1572Читайте нас у Facebook