В "Киевводоканале" рассказали, как часто контролеры будут ходить по квартирам для проверки счетчиков
В последнее время жители столицы постоянно сталкиваются с разного рода новшествами при оплате воды. Сначала их обязали ежемесячно сообщать «Киевводоканалу» показания счетчиков. Затем были введены новые квитанции, в которых показания счетчиков уже не вписываются от руки, а впечатаны в соответствии с переданными ранее данными. Многим владельцам жилья пришли платежки с непривычными суммами. Наконец в августе форма квитанций снова изменилась.
Данные новшества связаны в основном с тем, что, в соответствии с законом, поставщики услуг теперь работают с потребителями не через жэки, а напрямую, заключая индивидуальные договоры. И поэтому порядок взаимодействия киевлян с «Киевводоканалом» претерпевает большие изменения. Конечно, это вызывает множество вопросов, часть из которых «ФАКТЫ» адресовали директору расчетного департамента «Киевводоканала» Валерию Люлину.
— В августе киевляне получили квитанции непривычного вида. С чем это связано?
— Эта форма разработана Главным информационно-вычислительным центром (ГИВЦ), которому Киевская городская госадминистрация поставила задачу создать платежный документ, в котором не будет банковских реквизитов.
— Зачем?
— Дело в том, что в последнее время участились случаи, когда мошенники бросают в почтовые ящики граждан фальшивые квитанции. По виду они точно повторяют настоящие, но вместо банковских реквизитов предприятий-получателей в них указаны совсем другие номера счетов. Люди подмены не замечают и идут в банк с такими платежками. В результате деньги уходят на счета мошенников. А граждане впоследствии обнаруживают, что за ними числится долг за коммунальные услуги.
Чтобы избежать этого, было решено создать новый платежный документ, который исключал бы подобные злоупотребления. Теперь на квитанции вместо банковских реквизитов есть специальный штрих-код. Сосканировав этот код, оператор банка может увидеть на своем компьютере страничку данного клиента со всеми начисленными ему коммунальными платежами и банковскими реквизитами получателей.
Кроме того, если хозяин квартиры потерял квитанцию, это нестрашно. Он может просто прийти в банк, назвать свои имя и адрес. Оператор откроет в программе его страничку, на которой значатся все начисленные ему платежи, и примет плату.
— Вот уже два месяца киевляне должны до конца каждого месяца сообщать «Киевводоканалу» показания своих счетчиков воды. Зачем это нужно?
— Раньше контроль за показаниями счетчиков в квартирах был возложен на жэки. Теперь, в соответствии с законом, эта обязанность перешла к поставщикам услуг. Взявшись разбираться в данном вопросе, мы обнаружили, что, по сути, показания счетчиков до сих пор никто не контролировал. Большинство граждан, конечно, честно вписывали показания в квитанции. Но были и такие, кто указывал произвольные цифры, самостоятельно определяя, сколько платить за воду. А некоторые вообще не платили. При этом базы данных, которая хранила бы показания квартирных счетчиков, не существовало.
Поэтому сегодня мы создаем систему, где будут сберегаться показания приборов учета, указываемые владельцами жилья.
— Как можно передать показания счетчиков? Некоторые люди жалуются, что в колл-центр бывает тяжело дозвониться.
— Мы столкнулись с такой трудностью. Получив квитанции, огромное количество граждан начинает одновременно звонить в колл-центр, и он иногда физически не справляется с таким количеством звонков. Поэтому мы стараемся максимально увеличивать число каналов, по которым можно передать информацию о показаниях счетчиков. Сегодня это:
- контакт-центр «Киевводоканала»: (044) 202−02−02;
- сайт «Киевводоканала» (vodokanal.kiev.com);
- личный кабинет на сайте ГИВЦ (www.gioc.kiev.ua);
- центры коммунального сервиса (ЦКС), созданные на базе ЖЭКов. Это 73 точки в Киеве.
- собственные точки «Киевводоканала», адреса которых и время работы можно найти на нашем сайте.
Кроме того, в августе внедрен еще один очень простой инструмент — передача показаний через платежное уведомление. В квитанции, которую получает владелец жилья, есть три поля для показаний каждого счетчика. Два из них уже заполнены — текущие и предыдущие данные (это те, которые владелец жилья передавал нам раньше и в соответствии с которыми рассчитывается платеж). И есть пустые поля, куда можно собственноручно внести показания своих счетчиков на момент, когда человек идет оплачивать воду. Эти показания будут переданы в нашу систему, а в следующем месяце — отпечатаны на квитанции.
Также мы работаем над тем, чтобы показания можно было передавать sms-сообщениями и с помощью современных мобильных приложений.
— Как вы поступаете с потребителями, которые не передают показаний?
— В июне в отношении тех квартир, владельцы которых в течение трех и более месяцев не платили за воду и не передавали показаний (таких оказалось около 70 тысяч), был запущен особый алгоритм.
Тем, кто не рассчитывался постоянно, были произведены начисления по нормативам. Если владельцы платили нерегулярно (например, месяц платят, месяц — нет), суммы начислили согласно их же среднему потреблению.
— Но бывает же так, что кто-то действительно не пользуется водой в течение определенного времени. Например, у человека длительная командировка. Или семья перебралась на все лето на дачу.
— Это как раз не проблема. Главное, чтобы люди не думали, что раз они воды не потребляют, то и показаний передавать не нужно. Все равно надо не забывать и находить способ это сделать.
В данном случае, если текущие показания совпадают с предыдущими, система это понимает и владельцу квартиры выставляется счет на 0 гривен.
А вот если человек по каким-то причинам не передает показаний, то он автоматически попадает в число неплательщиков и по отношению к нему включается алгоритм начислений по нормативам.
— Вы говорите, что раньше некоторые люди вписывали в платежки произвольные цифры, не соответствующие действительности. Что мешает им теперь предоставлять такие же цифры «Киевводоканалу»?
— Естественно, следующим этапом работы является сверка показаний. Наша розничная служба создана только год назад, но мы стараемся ее быстро развивать. И уже вскоре к жителям столицы начнут приходить контролеры «Киевводоканала». Кроме того, собираемся пользоваться услугами контролеров из центров коммунального сервиса.
Ставим перед собой задачу, чтобы раз в три месяца или хотя бы раз в полгода контролер попал в каждую квартиру и удостоверился в том, что передаваемые ее владельцами сведения совпадают с реальными показаниями счетчиков.
— Много вопросов возникает у людей, которые установили дома бойлеры. Часто у них бывает нулевой расход горячей воды. Не будут ли эти пользователи квалифицированы как неплательщики, которым надо начислить плату за горячий водоотвод по нормативам?
— Каждый человек при передаче показаний может указать, есть ли у него бойлер. Также мы получили информацию об установленных водонагревателях от «Киевэнерго». Поэтому, если человек, имеющий бойлер, передает показания по горячей воде, совпадающие с предыдущими, или даже по каким-то причинам не смог передать показания, система не выставляет ему начислений по горячему водоотводу.
— Сегодня много говорится о том, что счетчики нужно поверять. Расскажите, как это нужно делать и когда.
— У каждого измерительного прибора есть паспорт. В нем указано, когда это устройство прошло поверку и какой у него межповерочный интервал. Поэтому следует заглянуть в паспорт своего счетчика. Допустим, он произведен в четвертом квартале 2012 года и межповерочный интервал у него четыре года. Это означает, что в четвертом квартале 2016-го прибор непременно должен пройти поверку. В противном случае показания уже не являются достоверными. И если его не поверить, считается, что в квартире счетчика нет.
Чтобы произвести поверку счетчика холодной воды, надо подать заявку в «Киевводоканал». Сделать это можно, дозвонившись в наш контакт-центр, оставив письменную заявку в одном из ЦКС или на нашем сайте. Поверка счетчика выполняется бесплатно.
— У многих людей счетчики воды стоят лет десять или даже больше. И они не задумывались о том, что их надо поверять. Получается, что срок поверки прошел давно. Что делать в таком случае?
— Честно говоря, счетчики, проработавшие десять лет или больше, часто уже нет смысла поверять. Опыт показывает, что 95 процентов таких приборов поверку не проходят.
Поэтому я рекомендую людям, обнаружившим, что срок поверки давно пропущен, запастись новыми счетчиками и вызвать нашего сантехника для проведения поверки. Но не поверять, а сразу произвести замену. Работа будет сделана бесплатно.
— Этим все и обойдется или человека, просрочившего поверку, ждут какие-то проблемы?
— Мы понимаем, что многие годы в данной сфере царила полная бесхозяйственность, и стараемся относиться к этому либерально. Просто просим людей, у которых срок поверки давно прошел, все же обратиться к нам с заявкой.
С другой стороны, считаем, что в конце концов эта бесхозяйственность должна прекратиться и все измерительные приборы должны быть поверены, как полагается по закону. Поэтому когда-нибудь мы придем к тому, что тем потребителям, у кого счетчик давно не поверялся, будет начисляться плата в соответствии с нормативами.
— Услуга замены счетчика также бесплатная?
— Если речь идет о приборе, который требует поверки, то наш сантехник, вместо того чтобы снять счетчик и поставить вместо него трубку, а потом после поверки привезти и установить, может просто снять старый прибор и поставить новый. И это будет бесплатно.
— Бесплатная поверка или замена счетчика полагается только гражданам, уже заключившим прямые договоры с «Киевводоканалом», или остальным тоже?
— Каждый киевлянин, который платит за воду по розничному тарифу (13,78 гривни за кубометр), может пользоваться услугами поверки и замены счетчиков бесплатно, независимо от того, заключил ли он договор в бумажном виде. Не распространяется эта услуга только на тех, кто получает воду по оптовой цене через коллективных потребителей. Таких в Киеве около 600. Это в основном объединения совладельцев многоквартирных домов и жилищные кооперативы.
— Что происходит, если прибор не прошел поверку?
— Хозяин квартиры обязательно получит официальную справку об этом, заверенную органами метрологии.
— Документ ему привезут или придется куда-то за ним идти?
— Привезут. Ведь все равно мы должны вернуть жильцу счетчик, являющийся его собственностью, и забрать нашу трубку, которая вставлялась вместо прибора.
Но при этом потребителю предварительно позвонят и предупредят о том, что прибор не прошел поверку. И если он к моменту визита слесаря купит новый счетчик, его сразу же установят и опечатают.
— Предположим, человек не успел купить счетчик.
— Тогда жилец должен приобрести его позже и установить самостоятельно. После этого можно вызвать нашего сотрудника, который опломбирует прибор. Если по какой-то причине это не сделано, то через месяц будет считаться, что счетчика в квартире нет, и начнется начисление платы по нормативам.
— Для поверки счетчик обязательно нужно снимать?
— Существует бездемонтажный способ поверки. Специалисты приезжают на дом с необходимой аппаратурой и поверяют прибор на месте, не снимая его.
— Это, конечно, намного удобнее.
— Действительно, мороки меньше. С другой стороны, такой способ имеет недостатки. Наша статистика показывает, что при бездемонтажном способе гораздо меньше приборов проходят поверку. Это происходит из-за того, что, когда счетчик поверяется у нас, мы его предварительно промываем, очищаем от всех загрязнений. И тогда вероятность, что прибор пройдет поверку и прослужит еще один срок, намного выше. А в случае бездемонтажной поверки на работу счетчика влияют все накопившиеся за насколько лет проблемы.
Кроме того, если в результате такой поверки окажется, что старый счетчик уже непригоден, то новый жильцы будут устанавливать за свой счет.
— «Киевводоканал» поверяет только счетчики холодной воды?
— Да. Поставщиком горячей воды является «Киевэнерго». Соответственно, они занимаются и поверкой этих счетчиков.
Однако может случиться и так, что удастся поверить два прибора одновременно. «Киевводоканал» привлекает для поверки подрядчиков — специализированные метрологические фирмы. Некоторые из них выиграли тендеры и в «Киевэнерго». Таким образом, сотрудники этих фирм имеют полномочия поверить оба счетчика.
— Есть счетчики, время поверки которых еще не пришло. Но опломбированы они не «Киевводоканалом», а ЖЭКами, ранее обладавшими такими полномочиями. Их печати действительны?
— По закону принять прибор в эксплуатацию и опломбировать его должен поставщик услуг. То есть в данном случае «Киевводоканал». С другой стороны, если у людей пломбы поставлены в соответствии с правилами, которые действовали на тот момент, то мы не объявляем счетчики недействительными.
В принципе, в течение нескольких лет эта проблема решится сама собой по мере того, как «Киевводоканал» будет устанавливать новые счетчики или поверять старые. Также их можно будет заново опломбировать, когда в квартиры начнут приходить контролеры для проверки показаний приборов.
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
11998Читайте нас у Facebook