ПОИСК
Гроші

У неработающих пенсионеров при назначении субсидии будет учитываться доход за последний месяц перед ее оформлением

8:00 13 вересня 2016
Інф. «ФАКТІВ»
Кабинет министров внес ряд изменений в порядок предоставления жилищно-коммунальных субсидий

Чем ближе отопительный сезон, тем актуальнее для наших сограждан становится тема жилищно-коммунальных субсидий. Ведь стоимость «коммуналки» в отопительный период возрастает почти вдвое по сравнению с летними месяцами. А значит, еще больше семей будет нуждаться в государственных дотациях на ее оплату.

С этим согласны и чиновники. В частности, по прогнозу министра социальной политики Украины Андрея Ревы, средний размер жилищной субсидии в отопительный период 2016—2017 годов увеличится на 25 процентов. По его данным, в настоящее время около 6 миллионов семей подали документы на субсидию. Из них только три с половиной миллиона имели льготы в летний период. Так что количество получателей субсидии в отопительный сезон может как минимум удвоиться. Хотя некоторые эксперты считают, что на субсидии в этом году могут претендовать до 9 миллионов семей.

Кабинет министров постановлением от 8 сентября внес изменения в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий. Как разъяснили в Минсоцполитики:

  • теперь не учитываются в совокупный доход при назначении субсидии стоимость безвозмездно полученных санаторно-курортных путевок, протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации, сумм, которые выплачиваются в порядке возмещения ущерба (регрессные выплаты), причиненного работнику в результате нанесения вреда его здоровью при выполнении им своих трудовых обязанностей;
  • при назначении субсидии в I квартале в среднемесячный доход включать доход от земельной доли (пая), начисленный один раз в год в IV квартале предыдущего года, в среднемесячном размере на основании соответствующих справок.

Также была решена очень важная проблема, связанная с субсидиями: людям, которые в 2016 году вышли на пенсию и с тех пор не работали, отказывали в начислении жилищной субсидии. Причиной было то, что, в соответствии с порядком оформления помощи, учитывался их доход за 2015 год, когда они еще работали.

РЕКЛАМА

— Наше министерство получало много обращений по этому поводу, — рассказал министр социальной политики Андрей Рева. — Поэтому на последнем заседании правительства мы инициировали принятие постановления о внесении изменений в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива. И сделали это в том числе именно с целью уточнения порядка исчисления совокупного дохода для назначения населению жилищных субсидий. Отныне у неработающих пенсионеров, которые не имеют других доходов, кроме пенсии, при назначении субсидии будет учитываться доход не за 2015 год, а за последний месяц перед обращением за субсидией, то есть — в размере их пенсии.

Напомним также, что этим летом Кабинет министров увеличил предельный показатель стоимости твердого топлива для предоставления льгот и субсидий в 2016 году до 2 тысяч гривен за тонну (сжиженный газ — до 200 гривен за баллон). Для этого пришлось увеличить сумму, выделяемую из государственного бюджета, с 1 миллиарда 205 миллионов до 2,5 миллиарда гривен.

РЕКЛАМА

Дело в том, что жилищные субсидии рассчитываются на год, исходя из стоимости 2 тонн угля и 2—4 баллонов сжиженного газа, в зависимости от состава семьи. А льготы предоставляются с учетом цены тонны угля и одного баллона сжиженного газа. В 2015 году предельная стоимость тонны угля составляла 1 тысячу 368 гривен 70 копеек, стоимость одного баллона сжиженного газа — 175 гривен 60 копеек. А в 2016 году тонна угля стоит 1 тысячу 532 гривни 90 копеек, а баллон сжиженного газа — 196 гривен 70 копеек. При этом расходы из госбюджета на предоставление субсидий в 2015-м составили 1 миллиард 128 миллионов гривен, а в нынешнем — 1 миллиард 205 миллионов гривен. Как пояснил Андрей Рева, такой размер расходов не давал людям возможности приобрести уголь и сжиженный газ в объемах, предусмотренных гарантиями.

Также очень важно, что нынешней весной были изменены периоды назначения субсидии. Она по-прежнему оформляется на 12 календарных месяцев с дня подачи заявления. Однако при этом сумма помощи будет рассчитываться отдельно:

РЕКЛАМА
  • на отопительный сезон (с 1 октября по 30 апреля);
  • на неотопительный сезон (с 1 мая по 30 сентября).

Кроме того, с мая 2016 года внесены изменения в порядок предоставления субсидий в части определения доходов отдельных категорий наших сограждан. Так, установлен нижний уровень месячного дохода трудоспособных лиц (от 18 лет и до наступления пенсионного возраста), который принимается во внимание при назначении субсидии. Это два прожиточных минимума для трудоспособных граждан, с мая — 2 тысячи 900 гривен.

То есть независимо от того, сколько человек получает, если его официальный доход (в базе фискальной службы) окажется меньше прожиточного минимума, ему в качестве дохода засчитают сумму 2 тысячи 900 гривен в месяц.

Впрочем, есть ряд исключений.

  • Для студентов, которым платят стипендию, а также для людей, получающих социальную помощь (пособия при рождении или усыновлении ребенка до достижения им трехлетнего возраста, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства, пособие по безработице), учитываются фактические размеры стипендий и социальных выплат.
  • Для студентов, которые живут одни (без родителей) и при этом не получают стипендии, а также для безработных доход учитывается на уровне одного прожиточного минимума в месяц (в настоящее время — 1 тысяча 450 гривен).

Если человек не работает и при этом получает пособие по безработице, в расчет будет принята фактическая сумма его дохода. А если не получает пособие, доход учтут в размере прожиточного минимума (1 тысяча 450 гривен).

Очень важно, что из перечня лиц, у которых в качестве дохода принимаются во внимание фактические размеры социальных выплат, исключены те, кто получает пособие по уходу за инвалидом I группы либо человеком, достигшим 80-летнего возраста. Таким образом, совокупный доход таких трудоспособных граждан составляет два размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособных.

Еще одно немаловажное изменение: повышены учитываемые при оформлении субсидии доходы предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

Так, для предпринимателей — плательщиков единого налога первой группы, независимо от их фактических доходов, в совокупный доход за каждый месяц включаются два размера прожиточного минимума (2 тысячи 900 гривен). Ранее доходы принимались во внимание в размере одного минимума.

Для предпринимателей — плательщиков единого налога второй группы — три размера прожиточного минимума (4 тысячи 350 гривен). Ранее было два прожиточных минимума.

Для предпринимателей — плательщиков единого налога третьей и четвертой группы учитываются четыре размера прожиточного минимума (5 тысяч 800 гривен). Ранее — три минимума.

При этом не принимается во внимание доход, полученный самозанятым лицом, и доход от предпринимательской деятельности, информацию о которых предоставила Государственная фискальная служба по запросу органов соцзащиты.

В то же время по решению местных органов власти или комиссий при этих органах для лиц, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, в расчет субсидии может включаться месячный доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде.

Чтобы получить субсидию, семья должна обратиться в органы социальной защиты лично или через онлайн-сервис. При этом людям достаточно заполнить всего два документа:

  • заявление о назначении субсидии;
  • декларацию о доходах.

Кстати, еще в прошлом году правительство приняло решение освободить граждан от подсчетов своих доходов. В декларации достаточно написать, какой вид дохода (зарплату, пенсию, стипендию и так далее) получает человек и какая организация выплачивает ему эти деньги (Пенсионный фонд, вуз, предприятие). А сведения о суммах местные органы власти будут получать в ходе обмена данными с Пенсионным фондом, другими фондами социального страхования, высшими учебными заведениями и Государственной фискальной службой. И никаких дополнительных справок брать не нужно.

Вся информация, необходимая для назначения субсидии, поступает от организаций, которые предоставляют услуги. Например, о площади квартиры, стоимости отопления, квартплате — от ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома), управляющих контор или ЖЭКов. О стоимости электроэнергии — от управлений облэнерго, газа — от облгазов.

Доходы членов семьи при назначении субсидии учитываются за предыдущие 12 месяцев, то есть за календарный год. Однако по истечении года субсидия продлевается автоматически — без повторного обращения.

Обязательный платеж семьи зависит исключительно от ее доходов. Проще говоря, граждане, имеющие более высокий доход, платят больше, чем те, у кого он низкий. Чтобы узнать, какой процент своего дохода обязана вносить семья, его сравнивают с прожиточным минимумом. Формула расчета достаточно сложная, поэтому Министерство социальной политики разработало специальную таблицу, в которой указано, сколько процентов необходимо платить в зависимости от суммы дохода (см. таблицу).

Например, если среднемесячный доход у семьи 1000 гривен на человека, то она будет платить только 5,36 процента своего заработка. А если 5 тысяч, то уже — 26,8 процента. Данный механизм поможет поддержать наименее защищенных наших сограждан. Тех, кто по-настоящему нуждается в государственной дотации.

Напоминаем, что получить ответы на все интересующие вопросы, в том числе о порядке назначения субсидии, можно, позвонив на правительственную горячую линию по номеру: 0−800−507−309 (звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные).

Кроме того, правительство разработало онлайн-калькулятор, который поможет людям сориентироваться в том, сколько им придется платить с учетом субсидии.

Расчет ежемесячного платежа

Доход на одного

человека в месяц

(гривен)

Обязательная

плата

от дохода

Размер ежемесячного платежа

для семьи (гривен)

из одного

человека

из двух

человек

из трех

человек

500

2,68% 13,4 26,8 40,2

550

2,95% 16,2 32,4 48,7

600

3,22% 19,3 38,6 57,9

650

3,48% 22,7 45,3 68,0

700

3,75% 26,3 52,5 78,8

750

4,02% 30,2 60,3 90,5

800

4,29% 34,3 68,6 102,9

850

4,56% 38,7 77,5 116,2

900

4,82% 43,4 86,8 130,3

950

5,09% 48,4 96,8 145,1

1000

5,36% 53,6 107,2 160,8

1050

5,63% 59,1 118,2 177,3

1110

5,95% 66,1 132,1 198,2

1200

6,43% 77,2 154,4 231,6

1300

6,97% 90,6 181,2 271,8

1400

7,51% 105,1 210,2 315,2

1500

8,04% 120,6 241,2 361,9

1600

8,58% 137,2 274,5 411,7

1700

9,11% 154,9 309,9 464,8

1800

9,65% 173,7 347,4 521,1

1900

10,19% 193,5 387,1 580,6

2000

10,72% 214,4 428,9 643,3

2100

11,26% 236,4 472,8 709,3

2200

11,79% 259,5 518,9 778,4

2300

12,33% 283,6 567,2 850,8

2400

12,87% 308,8 617,6 926,4

2500

13,40% 335,1 670,1 1005,2

2600

13,94% 362,4 724,8 1087,2

2700

14,47% 390,8 781,6 1172,4

2800

15,01% 420,3 840,6 1260,9

2900

15,55% 450,9 901,7 1352,6

3000

16,08% 482,5 965,0 1447,5

Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»

31988

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів