В Киеве мошенники отобрали недвижимость у пенсионеров, использовав решение суда, которое... сами же напечатали
О том, что в их с мужем квартиру в многоэтажке на улице Соломенской пытаются зайти неизвестные, киевлянка Вера Бахталовская узнала от консьержки.
— Около девяти часов вечера, — вспоминает Вера Александровна, — мне позвонила консьержка: «Какие-то люди сверлят замки в вашей квартире и говорят, что они — новые хозяева. Вы что, продали квартиру?» — «Конечно же, нет!» — «Я тоже так думала, — сказала консьержка. — Но у них есть договор купли-продажи».
«Наше жилье продала женщина, о которой мы никогда не слышали»
— Эту квартиру нам с мужем подарила дочь, — рассказывает пенсионерка Вера Бахталовская. — Какое-то время она жила в ней, потом уехала в Америку, и с тех пор квартира пустовала. Мы с мужем регулярно туда наведывались, но жили в другом месте. Подаренную квартиру сдали под охрану: в ней оставалось много ценных вещей. Звонок от консьержки был как гром среди ясного неба — почему служба охраны не остановила людей, взламывавших замки в нашей квартире? Ведь должна была сработать сигнализация! Потом выяснилось, что сигнализация сработала. Но незнакомцы показали сотрудникам охранной фирмы договор, который якобы подтверждал, что они купили эту квартиру. И охранники вынуждены были уехать.
После звонка консьержки я тут же помчалась на Соломенскую. По дороге вызвала полицию. Когда приехала, незнакомцев уже и след простыл. Один замок они успели вскрыть, но в квартиру так и не попали. Консьержке «новые хозяева» не представились, поэтому никто не знал, как их найти.
Буквально на следующий день они вернулись. Я была на работе, мне опять позвонила консьержка. На этот раз незнакомцы успели поменять замки до моего приезда.
— Вам удалось поговорить с этими людьми?
— Дверь открыл человек, который представился адвокатом нового хозяина квартиры. «Мой клиент купил квартиру на законных основаниях, — заявил он. — Это подтверждают документы». Адвокат сообщил, что квартиру продала некая Прохоренко (фамилия изменена. — Авт.). Но я о таком человеке даже не слышала! И как эта Прохоренко могла продать нашу недвижимость, если она ею не владела?
В квартиру адвокат меня не пустил, а его клиент к нам не вышел. По документам этот человек купил мою квартиру за три дня до того, как начал вскрывать в ней замки. Попасть внутрь иначе он не мог — ключи были только у меня. Я спросила у адвоката, как его клиент решился приобрести квартиру, в которой ни разу не был. «Ничего не знаю, — отрезал адвокат. — Все законно». На этом разговор закончился.
— Вы вызывали полицию?
— Сразу же это сделала. «Новый хозяин» не вышел и к полицейским. «Он вам ничего не скажет, — заявил адвокат. — В квартиру никого не пустим». «Можно хотя бы забрать свои вещи?» — спросила я. Не разрешили. А полицейские, посмотрев и наши документы, и договор купли-продажи с некой Прохоренко, заявили, что это гражданско-правовые отношения и решать такую проблему нужно в суде.
*В этом доме на улице Соломенской в Киеве находится пятикомнатная квартира, принадлежащая супругам Бахталовским
— В результате нам все-таки удалось добиться открытия уголовного производства, — говорит адвокат Веры Бахталовской Евгений Пугачев. — Обратились в суд к следственному судье, и нашу просьбу удовлетворили. Разбираясь в ситуации, мы выяснили, что это самое настоящее мошенничество. И, очевидно, в схеме было задействовано несколько человек.
— Кто такая гражданка Прохоренко и как она завладела квартирой пенсионеров Бахталовских?
— Как выяснилось, началась эта история с решения суда, — объясняет Евгений Пугачев. — Из документов следует, что два года назад дочь супругов Бахталовских (которая на тот момент владела квартирой) якобы взяла у гражданки Прохоренко крупную сумму в долг под залог недвижимости, но деньги не вернула. Тогда Прохоренко отсудила у должницы залоговую квартиру. Интересно, что суд первой инстанции гражданка Прохоренко якобы проиграла, а вот Апелляционный суд Киевской области встал на ее сторону. Решение суда сразу меня насторожило. Даже его текст выглядит странно — в мотивировочной части нет ссылки ни на один закон, решение судьи вообще никак не объясняется.
— К тому же дочь не получала ни одной повестки! — говорит Вера Александровна. — Более того, она вообще не знала эту Прохоренко и ни у кого не брала деньги в долг. Ситуация начала проясняться после того, как мы обратились в Апелляционный суд Киевской области.
«Такое гражданское дело в суд не поступало и не рассматривалось»
— Стали проверять, как в суде могли слушать дело и выносить решение без ведома ответчика, — продолжает Евгений Пугачев. — Выяснилось, что такого решения Апелляционный суд Киевской области… не выносил.
«Согласно данным автоматизированной системы документооборота, такое гражданское дело в суд не поступало и не рассматривалось, — сказано в официальном ответе Апелляционного суда Киевской области. — Какая-либо информация по поводу такого судебного решения отсутствует. 2 августа 2016 года на основании докладной заместителя председателя суда была назначена служебная проверка. Вывод этой проверки направлен в прокуратуру Киевской области».
— Получается, что судебное решение мошенники состряпали сами, — говорит Евгений Пугачев. — Да, на документе есть печать суда. Но ни для кого не секрет, что ее можно отсканировать. Поддельную бумагу аферисты принесли нотариусу, который внес изменения в реестр недвижимого имущества.
— Нотариус мог проверить подлинность судебного решения?
— Мог. Но по закону не обязан. И если документ выглядел, как настоящий (с печатью, подписями судьи, секретаря и так далее), у нотариуса не было оснований его не принимать. Таким образом гражданка Прохоренко стала единоличной собственницей квартиры. Эта ситуация ярко иллюстрирует то, как легко сейчас завладеть чьим-то имуществом без ведома хозяина. Не нужно даже подделывать подпись. Можно просто напечатать решение суда и зарегистрировать недвижимость на себя.
Однако удивительно, почему нотариуса не насторожило то, что спор о праве собственности на недвижимость в Соломенском районе столицы рассматривался областным апелляционным судом, а не Апелляционным судом города Киева. Ведь подсудность споров о недвижимости категорически определена местом нахождения предмета спора и ответчика.
Только когда дочь Бахталовских уехала за границу, Прохоренко продала квартиру человеку, который поменял там замки и занял ее. Возможно, расчет был на то, что пенсионеры не станут ничего предпринимать. Но они сразу обратились во все возможные инстанции.
— Для нас это стало потрясением, — качает головой Вера Александровна. — У 69-летнего мужа на нервной почве случился инфаркт. Хотя до этой истории он не жаловался на здоровье, работал в Академии наук… Сейчас муж оформляет инвалидность.
— «Новый хозяин» недвижимости так и не вышел с вами на связь?
— Он вообще не шел на контакт. Судя по его поведению, этот человек не может быть добросовестным покупателем, иначе как минимум посмотрел бы квартиру, прежде чем платить за нее два с половиной миллиона гривен. Кстати, на самом деле она, наверное, стоит дороже. Квартира пятикомнатная, в новом доме, с хорошим ремонтом…
— Уголовное производство вроде бы открыли, но расследование тут же застопорилось, — говорит Евгений Пугачев. — Гражданку Прохоренко никто не искал, в розыск не объявлял. А кому, как не ей, в первую очередь объявлять подозрение? Ведь это она завладела чужой квартирой по поддельному решению суда. Понимая, что следствие может тянуться годами, мы обратились в Министерство юстиции с заявлением об отмене решения о государственной регистрации прав Прохоренко. Иными словами, привели неопровержимые доказательства того, что решение суда, которое эта женщина принесла нотариусу, липовое, и попросили отменить внесенные нотариусом изменения в реестр.
В Министерстве юстиции жалобу Веры Александровны удовлетворили. Права нового собственника отменили, и теперь по документам квартира опять принадлежит Бахталовским.
— Имея на руках приказ Министерства юстиции, мы пошли выселять «новых владельцев» из квартиры, — рассказывает Евгений Пугачев. — Долго звонили, стучали, нам никто не открывал. Потом какой-то мужчина (он представился арендатором) сказал нам через дверь, что будет общаться только в присутствии адвоката. Мы предупредили, что придем вместе с полицейскими и как законные владельцы будем его выселять. Через два дня в квартире уже никого не было. Мы вызвали сотрудников полиции и в их присутствии вскрыли замки.
— Несмотря на плохое самочувствие, муж тоже приехал, — говорит Вера Александровна. — Войдя в квартиру, мы обнаружили, что дочкины вещи пропали. Исчезла дорогая посуда, коллекционный алкоголь, даже нижнее белье и детские игрушки. А вот мебель осталась — очевидно, мошенники готовили квартиру к очередной продаже.
*Вера Бахталовская: «Похоже, мошенники готовили мою недвижимость к очередной продаже»
Попытка корреспондента «ФАКТОВ» разыскать человека, называвшего себя новым владельцем квартиры Бахталовских, успехом не увенчалась — телефонные номера, которые нам удалось узнать, отключены. А гражданку Прохоренко, с которой, собственно, и началась эта история, пока не может найти даже следователь.
— Не исключено, что такой гражданки вообще не существует, мошенники вполне могли воспользоваться фальшивым паспортом, — говорит Евгений Пугачев. — Хотелось бы, чтобы следствие выяснило хоть что-нибудь. Да, нам удалось вернуть недвижимость в собственность Бахталовских. Но ведь аферисты могут оспорить приказ Минюста в судебном порядке. Точка в этой истории не поставлена. Именно поэтому сейчас пытаемся добиться, чтобы на квартиру хотя бы наложили арест. Прокуратура нас в этом поддержала, обратившись в суд с соответствующим ходатайством. Но его не удовлетворили.
— Суд не удовлетворил ходатайство в связи с тем, что Минюст уже отменил решение регистрационной службы и признал действия государственного регистратора неправомерными, — прокомментировала «ФАКТАМ» ситуацию пресс-секретарь прокуратуры Киева Надежда Максимец. — Поскольку потерпевшим вернули право собственности на квартиру, их права теперь не нарушены. Продолжается расследование уголовного производства по статье «Мошенничество». Разыскиваются люди, которые воспользовались поддельным решением суда.
— Почему мошенников привлекла именно наша квартира, можно только догадываться, — говорит Вера Бахталовская. — В конце прошлого года у дочки начались большие проблемы с бывшим мужем. Они долго делили имущество, бывший муж забрал двоих детей… Пока шли суды, он не раз угрожал нашей дочери, что отберет у нее квартиру. Когда дочь выиграла суд, ей стали поступать sms-ки с угрозами. Сообщения сохранились. Вот, например: «Ты проиграла все! Осталось только забрать квартиру и выкинуть тебя на улицу! В конце февраля будешь на улице — квартиру заберу. Вывози вещи! Гарантирую тебе это!» Интересно, что липовое решение суда появилось именно в феврале…
«ФАКТЫ» пытались связаться с бывшим мужем дочери Бахталовских, чтобы узнать его мнение по этому поводу. К сожалению, дозвониться к нему не удалось.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
3834Читайте нас у Facebook