Докризисные времена приучили наших граждан к большим и быстрым деньгам. Таксист с утра до вечера стоит возле редакции в ожидании крупного клиента и подвезти пассажира три остановки за десять гривен наотрез отказывается. Сосед-сантехник жалуется на отсутствие денег, но заниматься мелкими неполадками не хочет — только крупными. Даже бабка, торгующая на рынке грушами, полкило взвешивать не захотела. «Только, — говорит, — килограмм, не меньше». И стоит со своим товаром до вечера. Не отступая от принципов
Интересно, а как наши известные соотечественники зарабатывают и тратят в кризис деньги?
Юлия Мостовая: «Никогда в жизни не пробовала устриц»
- В редакции пришлось произвести сокращение штата, — сокрушается известный журналист, заместитель главного редактора еженедельника «Зеркало недели» Юлия Мостовая. — Объем газеты тоже уменьшился — из 24 полос осталось 16. И это очень больно.
- Как вы экономите?
- Реже захожу в магазины, которые раньше время от времени посещала. Давно планировали с мужем (известный политик Анатолий Гриценко. — Авт. ) сделать ремонт. Но Дочке уже пять лет, а она спит с нами в одной комнате. Питаемся же мы нормально. Хотя и без изысков. В еде мы консерваторы. Я, например, никогда в жизни не пробовала устриц.
- А муж ваш?
- Тем более. Все эти деликатесы, которые стоят больших денег, нас не интересуют.
- Суши тоже не любите?
- Впервые попробовала это блюдо во время отпуска в этом году. Не могу сказать, что в восторге. Я не рыбный человек, больше люблю мясо.
- Вы отдыхали за границей?
- Возили детей на море в Турцию. Здесь оптимальное соотношение цены и качества. Предыдущие же четыре года мы отдыхали в Крыму.
- Ваш муж рассказывал, что вы не смогли снять с депозита деньги, которые откладывали на обучение детей.
- Речь не идет о сумасшедших суммах, тем не менее Мы открыли счета на случай, если вдруг кто-то из детей решит учиться за границей. А может быть, они захотят учиться и здесь. Но родители в любом случае должны создать условия для их реализации.
- У вас есть личный антикризисный рецепт?
- Если есть поддержка семьи и друзей, то любой кризис можно пережить.
Кузьма Скрябин: «Во многих странах снижаются кредитные ставки, дешевеют услуги и товары. Но только не у нас!»
- Если честно, я услышал о кризисе от людей, — говорит Кузьма, лидер группы «Скрябин». — Дома ведь у меня нет ни одного украинского радио- или телеканала.
- Как это?!
- Я после оранжевой революции отпилил антенну.
- Удивительно
- Это не удивительно, это классно! Ведь задумайся, кому принадлежат каналы? Политикам, которые стремятся нами манипулировать.
- Только российские каналы смотришь?
- Ну почему только российские? Есть еще польское, немецкое, итальянское, английское телевидение.
- Ты так хорошо знаешь иностранные языки?
- Достаточно владеть английским и польским, чтобы разобраться. Например, на немецких каналах программы, как правило, дублируются на английском языке. Мы же о кризисе не знали, пока нами не начали манипулировать. Теперь он всю Украину взял за горло. Люди не могут себе позволить пойти даже на концерт.
- Твои доходы упали?
- Ясное дело: работы стало меньше, она стала дешевле. Как и у всех жителей Украины.
- Да еще кредиты, наверное, отдаешь
- Не отдаю, потому что не брал. У меня были кредиты несколько лет назад, но я тогда быстренько рассчитался.
- На чем-то экономишь?
- Уезжаю за границу — там жизнь дешевле.
- Кризис за рубежом чувствуется?
- Нет. Более того, в ка-а-аждой стране — и в Европе, и в Азии — стараются идти навстречу своим гражданам. Банки снижают, к примеру, кредитные ставки, дешевеют товары и услуги. Но только не у нас!
- Не боишься тратить деньги на путешествия? Вдруг завтра с работой и доходами еще хуже станет?
- Я же тебе говорю: за границей мы тратим меньше, нежели потратили бы за это же время в Украине. Киев ведь почти самый дорогой город в Европе! В дорогущем Осло, например, все намного дешевле, чем у нас. Так что за рубеж я езжу э-ко-но-мить!
Николай Катеринчук: «Доллар не отменят никогда!»
- В связи с тем, что доходы упали, я стал более тщательно планировать семейный бюджет, — говорит народный депутат Украины Николай Катеринчук. — Получаю заработную плату на госслужбе, а жена работает редактором на телевидении и занимается частным предпринимательством.
- Какой у нее бизнес?
- Реклама и производство аудио- и видеопродукции. Сейчас, правда, рекламные бюджеты сократились, заказов стало меньше.
- Кредиты отдаете?
- Да, за машину и земельный участок. Процентную ставку мне подняли. Тем не менее я считаю, что у нас с женой ситуация не такая болезненная, как у других. Хотя, конечно, лучше обходиться без кредитов.
- А как обстоят дела с депозитами: сумели забрать вовремя из банка?
- С этим просто, потому что депозитов у меня нет.
- На чем-то экономите?
- Ну, например, этим летом не поехали отдыхать за рубеж.
- А на вещах?
- Дело в том, что у нас нет культа роскоши. Мы легко можем обходиться без одежды «от кутюр». У нас другой культ — эмоций. Очень любим путешествовать.
- Какой кризис для вас страшнее — 1990-х годов или нынешний?
- По психологической нагрузке они примерно одинаковы. Из прошлого кризиса мы выходили лет семь-восемь. Поэтому у нас до сих пор культ огородов, консервирования овощей и фруктов. Наши люди всегда запасались, не исключая, что худшее впереди. Сегодня же ситуация такая. Кризис больно ударил по очень богатым людям — они лишились своих миллиардов и превратились в обычных миллионеров. В очень сложной ситуации оказался и средний класс, особенно те его представители, которые вынуждены отдавать кредиты.
- В докризисный период многие депутаты являлись на работу, как на подиум — в костюмах из последних коллекций мировых кутюрье, в часах стоимостью в десятки тысяч долларов Сейчас то же самое?
- Депутаты бывают разные. Но в большинстве своем это богатые люди — среди них около 300 миллионеров. Костюмы от «Бриони», отдых в Каннах или Монте-Карло — все осталось, потому что по сравнению с их капиталами это не такие уж и дорогие удовольствия. Но есть, поверьте, народные депутаты, которые живут на одну зарплату.
- В какой валюте порекомендуете сохранять деньги?
- Думаю, сейчас нужно иметь комбинированную систему сбережений. Но большую часть я держал бы в евро. Просто сравниваю то, каким уязвимым был американский рынок, а на европейском рынке кризис не так сильно отразился. Предполагаю, что европейская валюта будет более стабильной.
- Доллар могут отменить?
- Никогда!
- Это успокоит многих наших граждан, которые сейчас в депрессии. Как вы себе поднимаете настроение?
- Кризис — не время для плохого настроения. Это период новых возможностей и шансов.
Виталий Борисюк: «Отдых в Турции стал дороже процентов на тридцать, но отдыхающих меньше не стало»
- Безусловно, кризис сказался на количестве гонораров, на работе, — говорит актер Виталий Борисюк, муж Ольги Сумской.
- Собираетесь куда-то ехать на отдых?
- А мы уже побывали в Турции.
- До Турции финансовый кризис добрался?
- Отдых стал дороже процентов на 30. Если раньше цены на все были указаны в долларах, то сейчас — в евро: в магазинах, спа-центрах
- То есть цифра осталась прежней, а денежная единица поменялась?
- Да. И расплачиваться теперь, ясное дело, удобнее в евро.
- Туристов меньше стало?
- Нет, столько же. А зимой мы в Австрии были, так там некоторые наши олигархи отдыхали по два месяца. Люди, у которых огромные капиталы, на бытовом уровне кризис не почувствовали. Какой кризис? Вы посмотрите: в Киеве «Роллс-Ройсов», «Поршей» и «Бентли» стало еще больше!
- Как в нелегкое время противостоите депрессиям?
- Не стоит себя загонять в угол. Хуже всего — это смерть. А кризисы вечными не бывают. То, что сейчас происходит, должно было рано или поздно случиться. Страна ведь ничего не производит, а занимается спекуляцией. Кроме того, все разворовывается. Скажите, откуда у политиков миллионы долларов? Откуда такие шикарные дачи и автомобили? Думаю, если бы меньше воровали, не было бы никакого кризиса — это сто процентов!
2430Читайте нас у Facebook