Андрей Биба: "Меня удаляли с поля всего один раз, да и то по ошибке"
Энергичности самого возрастного сотрудника ФК «Динамо» (Киев), 79-летнего Андрея Бибы можно по-доброму позавидовать. Он не только был знаменитым футболистом, но и селекционером от Бога. Виктор Колотов, Леонид Буряк, Анатолий Демьяненко… Всех этих будущих динамовских легенд Биба увел из-под носа руководителей московских клубов.
Андрей Андреевич и сейчас летает по всему миру в поисках игроков для «Динамо». А этой осенью знаменитый ветеран отмечает сразу три знаковые даты. Исполняется 55 лет первому чемпионству киевлян в Советском Союзе. Ровно полвека назад состоялся первый «золотой дубль» (золотые награды плюс Кубок СССР). И в том же 1966 году популярный еженедельник «Футбол» признал капитана «Динамо» Андрея Бибу (первым из украинских игроков!) лучшим футболистом СССР. По итогам ежегодного референдума киевлянин обошел тогда представителей Москвы — вратаря Льва Яшина из «Динамо» и защитника ЦСКА Альберта Шестернева.
*В составе «Динамо» полузащитник провел 246 игр и забил 69 мячей
— Довольно сложно что-то новое сказать о золотом прорыве киевского «Динамо» в чемпионате СССР в 1961 году. Вас никак не пытались искусственно «притормозить» в том сезоне, при помощи судей или сговора нескольких команд?
— Не было ничего такого. Судили тогда неплохо, особенно прибалтийские арбитры, — рассказывает Андрей Биба. — Ошибались судьи во все времена, но такого, чтобы нас в 1961 году «убивали», не припомню. Мы тогда с московским «Торпедо» за золотые медали соперничали и матч на выезде сыграли с ними вничью — 1:1. Думаете, не мог нас судья в Москве «похоронить»? Да запросто! «Левый» пенальти, удаление… Но не было никакой предвзятости.
О сговорах тоже ничего не знаю. Как же харьковский «Авангард» рубился против нас в Киеве в предпоследнем туре! Им было за что бороться: место в шестерке гарантировало игрокам звания мастеров спорта СССР. А в наше время это очень ценилось, не то, что сейчас… Могли ведь с харьковчанами «порешать» вопрос — указка из Киева (мол, «надо помочь») сыграла бы свою роль. Но все бились одинаково как против «Динамо», так и против «Торпедо».
Мы вничью тогда с «Авангардом» сыграли (0:0), харьковчане заняли-таки шестое место, а москвичи проиграли «Пахтакору» в Ташкенте. Так мы за тур до конца первенства стали чемпионами. В перерыве диктор по стадиону сообщил радостную весть из узбекской столицы! Тот вечер 17 октября 1961 года свеж в моей памяти и ныне: тысячи самодельных факелов из газет, вспыхнувшие на трибунах Центрального стадиона, и мы — счастливые и растерянные…
Тут разговор прервался — Бибе позвонил еще один легендарный динамовец Леонид Буряк, который по делам приехал на клубный стадион и решил пригласить ветерана на кофе. Узнав, что Биба дает интервью «ФАКТАМ», Леонид Иосифович рассказал любопытную историю: «Это ведь он уговорил меня перебраться в киевское „Динамо“. Хотя до Бибы побывали уже гонцы из Москвы, предлагали сумасшедшие условия по тем временам. Андреевич был у нас дома в Одессе, часами общался с моей мамой, земля ей пухом. Как сейчас помню: расхаживает по квартире в наброшенном на плечи пиджаке и пальцы загибает, обрисовывая все перспективы от переезда в Киев. А как только за ним закрылась дверь, мама говорит мне: „Ленечка, мне кажется, этому мужчине можно доверять. Может, в Киев?“ Это же Одесса, где „как мама сказала — так и будет“. И я, взвесив все, решил: в „Динамо“. За что всю жизнь буду благодарен Бибе. Он отменный психолог, скольких игроков „обработал“ на своем веку. Настоящий герой невидимого футбольного фронта».
*2 сентября 1965 года. Северная Ирландия. Андрей Биба (справа) и капитан «Колрейна» Берти Пикок перед первым еврокубковым матчем в истории не только киевского «Динамо», но и всего советского футбола
— Говорят, большое видится на расстоянии. В чем был феномен той плеяды динамовцев, которая в 1960-е годы совершила переворот в чемпионате СССР и на долгие годы стала флагманом советского футбола?
— У нас был прекрасный состав, в котором много было киевлян, патриотов родного города: Лобановский, Базилевич, Трояновский, Каневский, я. Закарпатье нам регулярно поставляло настоящих бойцов — Турянчика, Сабо. Как бы это кому не нравилось, но и московские тренеры сыграли большую роль в великих победах «Динамо». «Золото» в 1961 году добыли с Вячеславом Соловьевым, а затем победную эстафету подхватил Виктор Маслов. Москвичами были и защитник Толя Сучков (тоже стал чемпионом в 1961-м, а потом много лет работал в селекционном отделе «Динамо»), и вратарь Женя Рудаков…
И все они бились за честь клуба так отчаянно, что нынешним футболистам и не снилось. Смотрю иной раз национальное дерби «Динамо» — «Шахтер» и удивляюсь отсутствию характера и спортивной злости у многих игроков.
Также у нас был отличный микроклимат в коллективе. Пришел к нам в «Динамо» тренер Вячеслав Соловьев. Ему 35 лет всего было, только играть недавно закончил. Прозвище к нему приклеилось Интеллигент. Он весь такой статный был, всегда одет с иголочки, туфли начищены, часики-галстуки… Красавец-мужчина. Он и нас, футболистов, заставлял следить за собой, красиво одеваться… И внушал, что ходить в свободное время можно не только на танцы и в рестораны, а на спектакли, концерты, цирковые представления.
— А Виктор Маслов — тот, говорят, мог и рюмку водки с игроками выпить, и обложить провинившегося футболиста таким трехэтажным матом, что хоть святых выноси.
— «Дед» — он такой был… Косматые брови, придававшие ему сходство с Брежневым, хмурый взгляд — Маслов производил впечатление очень строгого мужчины. А на самом деле добрейшей души был человек. Он нас, футболистов, только ласковыми именами называл — Андрюшка, Женечка, Васечка, Вовочка… И относился к нам как к родным детям. Да, мог и выпить с нами немного за компанию, но лишнего не позволял, и субординацию в коллективе все соблюдали четко.
В наше время мы играли одним составом, на поле понимали друг друга с полужеста-полувзгляда. Победный состав тренеры на фарт не меняли, разве что если травма или дисквалификация, поэтому игроки очень дорожили местом в «основе». Помню, Вася Турянчик с температурой 38,5 со слезами на глазах умолял доктора не сообщать о заболевании тренеру, чтобы не посадил в запас. Вышел — и сыграл надежно, с недомоганием-то.
Именно Маслов ввел за правило опытным футболистам брать шефство над молодыми. Подходит как-то ко мне и говорит: «Андрюша, присмотрись к тому чернявому худенькому пареньку, вроде что-то из себя представляет». Так я взял шефство над Володей Мунтяном, который на девять лет меня моложе. Он во всем старался мне подражать — стрижка, манера одеваться, поведение на публике.
В моей жизни три человека называли меня «крестным отцом» — покойный Витя Колотов и Толя Демьяненко, которых я привез в «Динамо», а самым первым был Мунтян. Помню, когда он уже в двери основного состава стучался, то попросился жить со мной на выездах в одном номере. Прилетаем вскоре в Алма-Ату играть, победили 1:0. А жара была страшная! После матча в гостинице вижу, что Мунтян чего-то нервничает и мнется. Спрашиваю: «Муня, чего ты маешься?» А он: «Да вот хочу вас холодным шампанским угостить, можно?» Отчего бы и нет? Говорю: «Давай, раз хочешь». А холодильниками номера тогда не оборудовали, они в основном только у дежурных по этажу были. Так Володя еще днем где-то купил пару бутылочек шампанского и оставил охлаждаться у дежурной.
— Магия цифр. На десятом году пребывания в «Динамо» десятый номер команды Андрей Биба, родившийся 10 августа, забил десять мячей в чемпионате СССР и был признан лучшим игроком страны 1966 года. Много раз вам еще приносила удачу цифра «10»?
— Да я этим и не забивал себе голову. Я когда еще юным в «Динамо» пришел, то мне очень понравилась «десятка», под которой Михаил Коман играл. Вот и выпросил потом, когда она освободилась. Была у нас еще мода в команде устанавливать на свои машины госномера «КИД», да еще и нумерация чтобы заканчивалась цифрой на футболке. Например, у Сабо было «005», у Рудакова «001», Мунтян «семерки» любил. Думал и себе «десяточку» в номере отобразить, но как-то не понравилась комбинация. Взял номер «009».
В подтверждение истины «легок на помине» на пороге кабинета Бибы появился его «крестник» Мунтян со словами: «Андрей, мы опаздываем, нас же ждут». И выразительно постучал по наручным часам. Биба лишь развел руками: «Подожди, интервью даю». Мунтян вышел, но вскоре снова влетел в кабинет, с кем-то громко разговаривая по телефону. Оказалось, дозвонился в Москву до еще одной легенды советского футбола Никиты Павловича Симоняна, который отмечал 90-летний (!) юбилей. Мунтян с Бибой сердечно поздравили со знаменательной датой лучшего бомбардира московского «Спартака» всех времен, который до сих пор трудится на руководящей должности в Российском футбольном союзе.
— Андрей Андреевич, а правда, что у динамовцев был свой любимый парикмахер?
— Да, звали его Сергей Иванченко. Как-то мы с ребятами гуляли вечером по центру и забрели к нему в мастерскую, он и сделал нам стильные стрижки. С тех пор стали к нему ходить футболисты, к тому же Сергей вскоре переехал на Нивки, стал работать в салоне возле нашей клубной базы. Лобановский, так тот вообще стригся у Иванченко до последних дней жизни парикмахера.
— Какая столичная арена милее вашему сердцу — «Динамо» или Центральный стадион (ныне — НСК «Олимпийский»)?
— Центральный. В войну наш дом на Пушкинской сгорел, и мы переехали жить на улицу Шота Руставели. Рукой подать до стадиона! Да и школа № 131, в которой я учился, тоже рядом находилась — теперь на ее месте здание Министерства по делам молодежи и спорта. Там я делал свои первые шаги в футболе, вернее, на многочисленных площадках, расположенных на Черепановой горе возле стадиона.
— Вас когда-нибудь удаляли с поля?
— Всего один раз. И то по ошибке. Уже не помню, с кем играли, но в Киеве дело было. Витя Серебрянников драку на поле затеял, я еще и прибежать к месту события не успел, а судья мне уже красную карточку показывает. За что, я так и не понял.
— Правда, что Лобановский в середине 1960-х поймал звездную болезнь и даже конфликтовал с партнерами по «Динамо»?
— Да, было с ним такое. Маслов заставлял всех игроков отрабатывать в обороне, а Лобановский возвращаться назад не любил: «Пусть бегают те, кто играть не умеет». В итоге Маслов отчислил Валеру. Был еще один эпизод. Лобановский стал держаться обособленно от остальных, только с Валетом (Трояновским) дружил. Не помню, что именно произошло, но как-то на выезде вся команда пришла к тренеру и говорит: «Мы идем бить Лобановского». Тот развел руками: «Идите, раз надумали». Валет почуял неладное и где-то спрятался, а Валера не на шутку испугался — побледнел, трясти его начало. До рукоприкладства тогда дело не дошло, но ребята высказали Лобановскому все, что о нем думают.
— За многие годы работы в селекционной службе вы привезли в «Динамо» сотни футболистов. Одни стали звездами, а другие не прижились. Вот из последнего списка о ком больше всего жалеете?
— Пожалуй, о Руслане Ротане (ныне капитан «Днепра», ветеран сборной Украины. — Авт.). Я его еще на каком-то юношеском турнире присмотрел, он мне чем-то Мунтяна напомнил. Привожу Ротаня на просмотр, а бывшему начальнику управления футбола ФК «Динамо» Евгению Котельникову он не приглянулся: «Какой-то щуплый очень». Отправили тогда парнишку домой. А годы спустя пришлось покупать его за несколько миллионов долларов. Правда, и во второй заход у Ротаня в Киеве не сложилось — так бывает.
— Вам уже 79 лет, а вы все еще работаете. Да не просто в кабинете сидите, а мотаетесь по всему миру. Даже молодые люди дальние авиаперелеты тяжело переносят, а уж вам-то… Кремень просто!
— Вот именно любимая работа и держит меня на этом свете. Я вдовец. С супругой Лидией, бывшей танцовщицей ансамбля имени Вирского, 41 год прожили вместе. Дочь взрослая, замужем, вот внуков, может, дождусь. И что я буду дома один в четырех стенах делать на пенсии? На даче с удочкой сидеть? Так у меня и дачи-то нет!
А перелеты я легко переношу. Наверное, года полтора в самолетах провел. Только в Южную Америку ежегодно по несколько раз летать приходится. Читаю, сплю или с попутчиками общаюсь — так и коротаю время. Я хорошую школу прошел, когда тренировал команды второй украинской лиги, тот же «Нефтяник» из Ахтырки. На все выезды только автобусом ездили, сотни тысяч километров намотали по нашим дорогам. С такой закалкой мне летать не в тягость!
1174Читайте нас у Facebook