"Наталья Поклонская узнала про роман балерины Кшесинской с царем Николаем ІІ и возмутилась. Ничего, узнает про таблицу умножения и вообще взбесится"
Два месяца в СИЗО Екатеринбурга (Российская Федерация) томится видеоблогер Руслан Соколовский, арестованный 3 сентября за «экстремизм и оскорбление чувств верующих». Как сообщают местные журналисты, Руслану обрили голову, он сидит в одной камере с тремя молодыми людьми, которых обвиняют в хранении наркотиков. Соколовскому грозит реальный — не менее двух лет тюрьмы — срок за то, что ловил покемонов в главном храме Екатеринбурга…
Тем временем в России на почве оскорблений религиозных чувств православных разгорается нездоровый ажиотаж вокруг фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда», повествующем о романтических отношениях российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Набирающему обороты скандалу вовсе не мешает то незначительное обстоятельство, что лента даже не вышла на экраны, а ее премьера запланирована на 30 марта 2017 года. Впрочем, планы режиссера могут и не стать реальностью, поскольку держатели «духовных скреп» бьют во все колокола и вопят о своих оскорбленных религиозных чувствах.
Но сначала о том, над чем работает Алексей Учитель. Согласно сценарию фильма «Матильда», он повествует об отношениях будущего императора Николая II (тогда еще цесаревича Николая Александровича) и примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Существуют исторические свидетельства того, что их связь действительно имела место с 1892 по 1894 год. Об этом, в частности, танцовщица упоминает в мемуарах. Но отношения будущего императора и балерины прекратились в 1894 году после помолвки Николая II.
«Не было такого», — заявили в общественном движении «Царский крест». Его представитель Николай Мишустин назвал фильм (которого не видел, поскольку работа над ним не завершена) оскорблением Николая II и всей царской семьи. «У нас есть традиция: об умерших людях не говорить плохо, чтобы не умножать зло и памятозлобие в этом мире. Они уже на суде у бога, и не надо тратить время на то, чтобы их судить. Сто лет назад с поругания человека, помазанника божьего царя Николая II начался распад нашей великой державы. А сейчас еще хуже, они издеваются над святым, это еще хуже чем Pussy Riot. Это угроза национальной безопасности», — сказал журналистам разгневанный представитель «Царского креста», он же координатор по защите традиционных и конституционных прав граждан в Госдуме.
Его претензии к фильму «Матильда» сводятся к тому, что там демонстрируются «постельные сцены с какой-то балериной», и это якобы противоречит историческим фактам. «Вы жили в то время? Вот и я нет. Нам нужно смотреть на эти вещи, исходя из принципа историзма, в контексте тех событий, а не выдумывать порнографию и эротику, как в этом фильме», — говорит Мишустин. Его общественная организация уже воззвала к чувствам министра культуры РФ Мединского, а также прокуратуры с требованием остановить «глумление над памятью императора всея Руси».
Режиссер Алексей Учитель предложил критикам все же дождаться выхода картины. «Фильм никто не видел. То, что они обращаются, это невозможно, потому что никто не видел ни одного кадра. Фильм еще делается, он в работе… А то, что делает „Царский крест“, — это глупость и маразм. Нас уже проверяли, и прокуратура уже написала всем этим организациям, что все в порядке», — утверждает Алексей Учитель.
Тем не менее круг недовольных будущим фильмом растет. А недавно к ним присоединилась небезызвестная в Украине Наталья Поклонская, которая после аннексии Крыма Россией называла себя прокурором полуострова, а в сентябре нынешнего года за верное служение действующему российскому императору получила место в Государственной думе. Поклонская отправила депутатский запрос генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с требованием проверить фильм «Матильда» на экстремизм и оскорбление православных чувств россиян. При этом она призналась, что фильма не видела и даже не знает, о чем он… Но, вероятно, упоминания в картине имени императора для новоиспеченного депутата российской Госдумы было достаточным основанием для доноса. Ни для кого не секрет, что Поклонская питает к жизнеописанию Николая II особый интерес. В Крыму в кабинете, где восседала так называемый прокурор, висел портрет последнего российского императора. А 9 мая 2016 года Поклонская во время акции «Бессмертный полк» в Симферополе вместо портрета своего родственника, участвовавшего во Второй мировой войне, несла икону с изображением Николая II… Злые языки шутили, что таким образом Поклонская подала заявку на престол, но пока может утешиться лишь креслом в парламенте возле Кремля. Что же касается ее участия в травле еще не вышедшего фильма «Матильда», то в соцсети по этому поводу иронизируют:
«Поклонская узнала про роман Матильды Кшесинской с Николаем II и возмутилась. Ничего, узнает про таблицу умножения и вообще взбесится».
«А не хочет Поклонская мавзолей с трупом Ленина проверить на предмет оскорбления чувств верующих? Ленин же царя ее любимого расстрелять велел».
«А не хочет ли Наталья Поклонская попросить проверить высказывание Путина, назвавшего царя Николая кровавым?»
«Видимо, следующим шагом Поклонской будет признание экстремистскими материалами дневников Николая II, где он описывает убийства ворон и кошек».
«Крымская прокурорша, надо думать, до такой степени боготворит последнего русского самодержца, что даже историю про его связь с балериной считает кощунством и угрозой национальной безопасности… А если ей вдруг расскажут, как он погиб, от чьих рук, она, небось, Зюганову глаза выцарапает…»
«Дорогой Алексей Учитель, Поклонская права: лучше бы в вашем фильме „Матильда“ император полюбил кого-то своего, проверенного, девушку-прокурора, например, а не какую-то балерину, иностранного агента. Да. Учтите в сиквеле. Эти балерины такие волочковы…»
Активность депутата российской Госдумы, ринувшейся на защиту православных чувств россиян, напомнила пользователям российского сегмента Интернета ее же феерическое выступление в эфире одной из местных радиостанций. В частности, «всемирно известный символ „русской весны“ в Крыму» (так Поклонскую называет кремлевский пропагандист Сергей Марков), утомленная свалившейся на нее славой, сказала ведущей: «Знаете, как говорится… «Служить хочу, да прислуживать тошно». После того как журналистка поправила цитату: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», депутат Госдумы ничтоже сумняшеся уточнила: «Это наш великий полководец Суворов сказал так». Когда же ведущая заметила, что речь идет о фразе Чацкого из пьесы Грибоедова «Горе от ума», Поклонская парировала: «И Суворов тоже! Значит, они оба сказали»… Их диалог вызвал шквал комментариев в Сети:
«Наталья, что вы знаете о Грибоедове? — Он грибы ел…»
«Депутат Поклонская живет и горя не знает, потому что горе — оно ведь от ума…»
А российский финансист, блогер Слава Рабинович написал в «Фейсбуке»: «Император Калигула назначил в римский Сенат своего любимого коня по кличке Инцитат — быть сенатором, то есть депутатом. Ну конь хотя бы молчал… Наверное, только ржал иногда. И уж точно не надевал свой рот на микрофон! В контексте депутата Поклонской и депутата Инцитата вспоминается стих. Очередной стих, который написал Лермонтов, со слов Суворова: «Если б я имел коня, это был бы номер! Если б конь имел меня, я б, наверно, помер!!!»
Тем временем судьба фильма «Матильда», которую хочет подправить на свое усмотрение знаток русской истории и литературы Поклонская, спровоцировала в РФ дискуссию о цензуре.
«Я не помню, чтобы такое даже во времена СССР было. Да, были всякие Главлиты и комиссии Минкультуры, но чтобы прокуратура проверяла произведения искусства… Это некое новшество, до которого мы тихо дожили, — пишет блогер Кирилл Шулика. — Причем фильм не вышел еще, но прокуроры пришли, может и с ОМОНом, и стали отсматривать сценарии, материалы съемки, а может и присутствовать на самом съемочном процессе. Следующий этап — это уже вызывать на съемки Нацгвардию. И это даже не цензура, ибо она является все-таки более современным понятием, это Средневековье, когда сжигали ведьм. То есть сравнивать сей процесс можно не с советской властью, а со Средневековьем. Вот как раз актуальны тут памятники Ивану Грозному и князю Владимиру…»
«В конце семидесятых в нашем министерстве показали рязановский «Гараж». До проката, — вспоминает Лев Симкин. — Перед показом выступала дама — секретарь Ждановского райкома партии. «Мы (мы!) сейчас думаем, — сказала она, — стоит ли выпускать на экраны «сомнительную» картину. Нам важно узнать мнение вашего коллектива». «Гараж» все же выпустили, от дамы ровным счетом ничего не зависело. Зачем же она вешала нам лапшу на уши? Да очень просто. Это было не что иное, как тест на лояльность.
Весь этот бред с запросом Поклонской в Генпрокуратуру о фильме про Николая II — тоже очередной тест. Ничего из ее затеи не выйдет, да и сам фильм еще не готов. Тех, кто это все устроил, интересует одно: готово ли общество к новому витку мракобесия или еще нет, уже можно или еще нельзя. Периодически они запускают десант из будущего (такого, о каком они мечтают), проверяя реакцию».
«А хорошая история с депутатом Поклонской и новым фильмом. Тут открываются гигантские возможности для депутатской деятельности. Вот, допустим, я узнал, что писатель Н. начал писать роман (на материале деревенской жизни 30-х гг.). Можно сразу требовать проверки, сразу депутатский запрос в органы. Или, допустим, вот композитор Д. собирается написать сюиту и в интервью сказал, что внутренняя ее тема «французская революция». Здесь же возможно явное искажение истории! Надо инициировать письмо общественности и депутатский запрос в прокуратуру. А вот эти певцы? Вот, скажем, концерт Макаревича в Кельне. Пока не известно, что он там будет петь. Но это как раз и повод для запроса — пусть прокуратура выяснит, какой там репертуар…» — иронически фантазирует о будущем современной России Александр Морозов.
А галерист Марат Гельман, который из-за душного воздуха Родины уехал в Черногорию, так прокомментировал скандал с «Матильдой», Поклонской и свободой в РФ: «Ну вот и до Учителя добрались. Когда я был в жюри его фестиваля «Послание к человеку» (ежегодный фестиваль документальных, короткометражных и экспериментальных фильмов. — Ред.) в Питере, то удивлялся его осторожности, желанию быть лояльным. Он меня опасался, но пригласил, так как в номинации «экспериментальное кино» было много видеоарта, в котором Учитель не разбирался. Наступило время, когда всем тем, кто говорил мне в кулуарах: «Мы с тобой, конечно, но сам понимаешь…» начали приходить приветики».
Как известно, Алексей Учитель в 2014 году в числе других деятелей российской культуры подписал «радостное» письмо хозяину Кремля в связи с «возвращением Крыма»…
2186Читайте нас у Facebook