Варвара Акулова: "Если мужчину уязвляет, что у меня плечи шире, чем у него, проблема не во мне, а в мужчине"
Еще 15 лет назад семья Акуловых из Кривого Рога была в эпицентре скандала: циркового тяжелоатлета Юрия Акулова обвиняли в том, что, заставляя свою дочь Варю поднимать штанги, он делает из ребенка мутанта и калеку. Шутка ли: в четыре годика Варвара Акулова выступала на взрослых соревнованиях по пауэрлифтингу, а в десять лет, стоя на четвереньках, удерживала помост с десятью мужчинами общим весом 700 килограммов!
Городские органы опеки подали против Юрия и его жены Ларисы иск в суд, обвиняя родителей в том, что они уродуют девочку, и предрекали, что Варя неминуемо искалечится под очередной штангой. Тяжба длилась целых 12 лет и закончилась в пользу Акуловых! Ведь вопреки чудовищным нагрузкам, девочка не выглядела ни изможденной, ни несчастной. Отлично училась и, несмотря на жизнь в шахтерском городе, где многие дети страдают бронхитами и астмами, никогда не болела. В конце концов врачи и милиция оставили необычную семью в покое, скандалы в прессе по этому поводу тоже поутихли. И вот теперь «ФАКТЫ» решили выяснить, как живет некогда самая сильная девочка планеты, которая в январе отметила 25-летний юбилей.
*"Несмотря на трудности, через которые мне довелось пройти, я ни о чем не жалею и ничего бы не меняла в своей жизни, — говорит Варвара. — Я очень счастливый человек". Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
Коротко напомним историю Вари Акуловой. Она родилась в семье циркового артиста и учительницы. Супруги ютились в комнатке криворожской коммуналки, где еду приходилось готовить в общем туалете, предварительно положив на унитаз разделочную доску, а варить — на малюсенькой электроплитке по очереди с соседями. Мечта вырастить из дочки чемпионку по пауэрлифтингу возникла у Юрия в тот момент, когда родилась сама Варя. Малышку приучали к силовым нагрузкам с двухнедельного возраста, привязывая к ее ручкам… металлические гайки. В годик девочка уже умела стоять на руках и голове, в два — без страховки выполняла трюк на пятиметровом шесте, в четыре — впервые приняла участие во взрослых соревнованиях по тяжелой атлетике, где в сумме упражнений (жим, тяга и приседание) «взяла» 92,5 килограмма!
В детстве у Вари была мечта: собственная комната с розовыми шторами. Ее родители, которым тоже надоело жить в коммуналке, решились на отчаянный шаг: они создали семейную цирковую группу и отправились в мировое турне. Юрий жонглировал гирями и был художественным руководителем, Лариса переквалифицировалась из учительницы в клоунессу и научилась шить цирковые костюмы, а Варя показывала номера, поражая зрителей своей богатырской силой. За два года, отказывая себе буквально во всем (даже продукты Акуловы покупали, порой собирая и сдавая бутылки), семья воплотила мечту: накопила две тысячи долларов, которых хватило на первый взнос за двухкомнатную квартиру.
*Со своими необыкновенными шоу-программами «девочка-Геркулес», как называли Варю поклонники, и ее родители Юрий и Лариса Акуловы объездили весь мир (фото 1999 года). Фото из семейного альбома
Получив наконец собственную комнату, Варя, которая до этого занималась в тесной кладовке коммунальной квартиры, продолжала усиленные тренировки. В 14 лет она сдала норматив мастера спорта по тяжелой атлетике в весовой категории до 53 килограммов, подняв рывком и толчком 150 килограммов. Варя неоднократно выигрывала чемпионаты Украины по пауэрлифтингу, дважды была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Первый раз — в восемь лет, когда при собственном весе 40 килограммов подняла с земли стокилограммовый вес. Второй — в 14, подняв в сумме нескольких упражнений 300 килограммов. Со своими необыкновенными шоу-программами «девочка-Геркулес», как стали называть ее поклонники, объездила полмира. Плакаты с изображениями Вари висят в спортивных залах разных стран, а в Латинской Америке Варвара Акулова вообще настоящий кумир молодежи.
Она неоднократно говорила журналистам, что мечтает поднять лошадь и слона, сгибать руками гвозди, стать олимпийской чемпионкой по пауэрлифтингу. Но этим желаниям не суждено было сбыться. Варя окончила с красным дипломом Институт физкультуры, ушла из большого спорта и стала тренером по фитнесу одного из столичных клубов. А в семье Акуловых теперь подрастает новая чемпионка-богатырша: 11-летняя Барбара Акулова.
Об отце и младшей сестре, о цирковой карьере и об особенностях своего непростого характера, об украшениях, сладостях и идеальных мужчинах Варвара Акулова рассказала «ФАКТАМ» в перерыве между тренировками. На встречу в кафе пришла не женщина-гренадер, которую я ожидала увидеть, а миловидная девушка с легким макияжем, ухоженными ногтями и красивыми стройными ножками. Тяжелоатлетку в ней выдавали разве что широкие плечи.
— Варя, поздравляю вас с 25-летним юбилеем! Как отпраздновали?
— На работе, тренировками, — рассмеялась Варвара Акулова. — Друзья преподнесли сюрприз: подарили шлем для сноубординга, о котором я давно мечтала. Что для меня значат 25 лет? Иногда кажется: ого, четверть века, старость, жизнь закончена! Но потом оказывается, что она только начинается. Просто в 25 у тебя мозгов гораздо больше, чем в 16. Конечно, никто из нас не застрахован от совершения глупостей. Но отец с детства привил мне любовь к Библии, и именно с библейскими принципами и канонами я стараюсь соотносить свой образ жизни, понятие о морали и совести. При этом я живу одним днем, радуюсь тому, что происходит вокруг и делаю то, чего просит душа именно в эту секунду. Это очень здорово!
— То есть, если неохота брать штангу, можете просто проваляться целый день на диване?
— Я еще на третьем курсе института ушла из большого спорта, устроилась тренером в фитнес-клуб. Несмотря на регалии, была на испытательном сроке полтора месяца. Это, считаю, правильно. Спорт — одно, фитнес — другое. Здесь важны не звездные тренеры, а коллектив. Теперь я занимаюсь пауэрлифтингом под настроение, для поддержания формы и тогда, когда мне этого хочется. Бывает, просто интересно проверить себя «на слабо»: а смогу поднять тот вес, который брала на соревнованиях? Оказывается, запросто: мышцы помнят! Я бы могла прямо здесь, в кафе, в джинсах и сапогах-уггах сделать сальто с места. Но при этом больше не хочу подвергать себя спортивным истязаниям и вести аскетичный образ жизни. Это — в прошлом.
— В детстве вы противились железному режиму и постоянным нагрузкам?
— Я была трудным подростком. Родителям надо памятник при жизни ставить за то, что выдерживали меня. Но даже когда меня что-то не устраивало, подростковую спесь «убивал» спорт. Напашешься на тренировках так, что еле доползаешь до кровати. Уже не до бунта. Конечно, спортивный режим — это непросто. Месячные у тебя или температура под 40, неважно: есть соревнования, значит, идешь и соревнуешься. Это ведь не увлечение, а часть жизни. Неотъемлемая. Такое отношение к спорту и требовательность к себе приносили результат — награды, медали.
— А звездную болезнь?
— «Корона» у меня не вырастала. Я всегда относилась к победам, медалям, славе, вниманию прессы как к нормальному исходу своих многочасовых тренировок, своего труда. То есть поработала — получила результат. Иначе и быть не могло!
— Какие-то слабости есть у самой сильной девушки?
— Я большая сорока. Украшения, стразы, камни и все блестящее — это мое. Кроме того, я не придерживаюсь суперздорового питания. Люблю себя и люблю вкусно поесть. Если меня будут пытать французскими пирожными безе, сдамся и выдам все тайны. Но это, скорее, не слабости, а бережное отношение к себе. Если хочу уехать в отпуск — нахожу на это и время, и деньги. Планирую сделать родителям подарок — делаю. Если в час ночи вдруг чувствую, что умру без пиццы, без раздумий иду в пиццерию.
— Такой девушке, как вы, наверное, не страшно ходить одной по городу в час ночи.
— Это только в боевиках один человек легко может разбросать компанию из десятерых бойцов. Да, я могу за себя постоять, но никогда не лезу в драку, не нарываюсь, не брожу по темным переулкам. Если можно уйти от опасности — всегда выберу именно этот путь.
— Неужели вам никогда не доводилось применять свою силу в жизни?
— Ну, разве что в школе, во время каких-то разборок. Да и то нечасто. Меня всегда ограждала внутренняя сила, то, как я могла себя поставить. Мне не раз говорили: по тебе видно, что лучше не цепляться.
— Мальчишкам в школе, наверное, тяжело было осознавать, что девочка сильнее их?
— Я думаю, одноклассники меня ненавидели. И не только потому, что я сильнее, но еще из-за того, что, часто пропуская уроки (за время гастролей Варя сменила 13 школ. — Авт.), училась на «отлично» и окончила школу с золотой медалью. Это действительно было предметом зависти.
— Как спорт повлиял на ваш характер?
— К сожалению, я вспыльчивая, эмоциональная, могу больно ранить человека, о чем потом очень жалею. Стараюсь бороться с собой, стать мягче. Думаю, спорт действительно сыграл здесь немаловажную роль. Тяжелая атлетика — очень агрессивный, саморазрушающий вид спорта. В отличие от бокса, где спортсмен может согнать злость на противнике или боксерской груше, в пауэрлифтинге ты один на один со снарядом. И в случае неудачи винить, кроме себя, некого. Вот отсюда и начинается самоедство.
Часто ребята, которые показывают в зале фантастические достижения, на соревнованиях и близко не выдают таких результатов. Просто не могут собраться. У меня такого никогда не было. Я не делала разницу между тренировками и соревнованиями. Всегда выкладывалась на полную и никогда не нервничала.
— Даже когда выступали за свою страну?
— Не верьте тем, кто так говорит. Спортсмены, особенно в некомандных видах спорта, — эгоисты, которые выступают прежде всего для себя, ради самореализации. А уж потом — «за Родину, за Сталина». Каждая медаль — твое личное достижение, каждый проигрыш — личная неудача. Я всегда умела настроиться, поэтому побеждала. Исключение составляли случаи, когда со мной соревновались спортсмены, накачанные стероидами, против таких сражаться невозможно. Именно поэтому я отказалась от мечты об Олимпийских играх. Пусть вам говорят, что все побеждают «чисто», но как профессионал, которая объездила едва ли не весь мир и долго варилась в этом котле, заявляю открыто: без допинга взять медаль по тяжелой атлетике на Олимпиаде невозможно. У человеческого организма, даже самого сильного и тренированного, есть предел. Все, что сверх, — это уже фармакология. Сравните мою фигуру, мое лицо с теми тяжелоатлетами, которых вы видите по телевизору. Я не глотаю стероиды, поэтому вешу не 120, а 75 килограммов, у меня от груды мышц не лопается футболка, не растут усы, не грубеет голос. Я не хочу превращаться в мужика, я же девушка!
— При этом ваши рекорды — 350 килограммов веса, которые вы подняли в 14 лет, и помост с десятью мужчинами весом в 700 кило, которые вы удерживали в десятилетнем возрасте, — пока не может побить ни одна девочка в мире.
— Надеюсь, сестра сможет. Барбаре 11 лет, она очень способная спортсменка. Я безумно люблю ее и стараюсь баловать. Покупаю вкусности и игрушки, вожу в аквапарк, хочу дать ей то, чего сама была лишена.
— Когда у вас будет своя дочь, тоже отдадите ее на тяжелую атлетику?
— Не знаю, но думаю, что спортом мой ребенок обязательно будет заниматься. Пока об этом говорить рано: я еще не нашла мужчину, с которым хотела бы прожить до старости.
— Наверное, мечтаете, чтобы избранник носил вас на руках, а не вы поднимали его в качестве снаряда…
— Ох, эти просьбы «Подними меня!» надоели мне еще со школы. Иногда для друзей могу исполнить какой-то трюк, но мне подобное уже давно не интересно. Что касается мужа, то это не обязательно должен быть спортсмен. Я хотела бы видеть рядом с собой человека сильного духом, самодостаточного, сформировавшегося, чтобы у нас были точки соприкосновения и вдвоем было комфортно. А еще мне нужно, чтобы он принимал меня такой, какая я есть. А не заявлял: «Варька, у тебя плечи шире моих!» Если его это уязвляет, проблема не во мне, а в нем самом. Я не умею и не хочу быть безвольной тряпкой, слабенькой девочкой, которая просит помочь поднести ей двухкилограммовый арбуз. Это будет притворство.
— Правда, что поклонники делают вам сотни предложений в месяц?
— Мне пишут незнакомцы, которые прочитали обо мне статью, увидели фотографию — и впечатлились. Это же не всерьез. Знаете, как в анекдоте: «Купите мне билет в Лос-Анджелес в один конец — Бред Питт развелся с Анжелиной Джоли!»
— Варя, что вы пожелали себе в день рождения?
— Не разочаровывать саму себя.
«ФАКТЫ» позвонили отцу спортсменки и спросили, чего он желает своей старшей дочери.
— Варе нечего желать, — сказал Юрий Акулов. — Она красива, умна, здорова, успешна. У нее есть друзья и любимая работа. Она медалистка, обладатель красного диплома, мастер спорта, тренер. Варя состоялась. Все, что я вложил в нее, принесло результаты. Я доволен своей дочерью. Теперь уже занимаюсь младшей. Назвал ее Барбарой — почти так же, как Варвару, потому что мы с женой решили прожить вторую жизнь и вырастить себе Варю-2. Барбара делает успехи еще более ошеломительные, чем ее сестра, поднимает тот же вес, что и Варя, только в более раннем возрасте. Но я учел свои ошибки и отношусь к младшей дочери не так строго, как в свое время к старшей. А Варе хочу пожелать одного — не ошибиться в личной жизни. Настоящих мужчин очень мало.
— А какой ей нужен мужчина?
— Такой, как я. Сильный, верный, преданный, однолюб. Не разрушитель, тиран, а созидатель. Тогда у него будет хорошая крепкая семья. И он должен уважать позицию женщины, ее убеждения, образ жизни.
— Если Варя уйдет из спорта, отдав предпочтение мужу и детям, вы будете этому противиться?
— Мы договорились, что я контролирую ее только до 25 лет. Теперь она взрослая, пусть решает все сама.
— Варя, не могу не спросить: если бы удалось вернуть время вспять, вы хотели бы стать не богатырем-тяжелоатлетом, а обычной девушкой?
— Несмотря на трудности, через которые мне довелось пройти, я ни о чем не жалею и ничего бы не меняла в своей жизни, — ответила Варвара. — Говорю искренне: я очень счастливый человек.
11970Читайте нас у Facebook