ПОИСК
Події

«вы пришли по адресу. И работа хорошая, и дешевая койка в общежитии. Для столицы 365 гривен — это, считайте, даром»

0:00 20 жовтня 2009
Со съехавшихся со всей Украины безработных, которые клюнули на объявление о предоставлении работы и жилья, «работодатели» собирали деньги и отправляли в полуразрушенный дом, объясняя такое поселение заботой о том, чтобы люди… не опаздывали на работу

О различных аферах и лохотронах жительница Черкасс Вера Литвинова слышала не раз. Опасаясь стать жертвой мошенников, женщина не участвовала ни в каких подозрительных sms-викторинах и розыгрышах, не поддавалась на «заманчивые» предложения дистрибьюторов, до хрипоты уговаривающих купить «самый качественный товар по самой выгодной цене». Вера Игоревна и подумать не могла, что в один прекрасный день все же попадется аферистам на крючок. Объявление в интернете «Требуются фасовщики кукурузы в пакетиках» на первый взгляд выглядело совершенно безобидным…

«В офисе увидела огромную очередь — человек 40-50 как минимум!»»

- До сих пор не верится, что меня развели, как школьницу, — качает головой Вера Литвинова, с которой мы встретились в уютном сквере столицы.  — Интернет-сайты с объявлениями начала просматривать, чтобы найти работу. А в нынешние времена это, сами знаете, дело непростое — на предприятиях кризис, везде сокращения. Поэтому, когда на одном из сайтов я увидела объявление «Требуется фасовщик кукурузы в пакетиках», недолго думая набрала указанный номер.

На другом конце провода Вере Игоревне ответила молодая женщина, которая заверила, что вакансии еще свободны, и назвала адрес фирмы: «Приходите, мы вас ждем! Вам требуется жилье?»

- Разумеется, я сказала, что требуется, — вспоминает Вера Игоревна.  — Честно говоря, даже удивилась столь заманчивому предложению: неплохая работа, так еще и комната в общежитии, причем довольно недорогая -

РЕКЛАМА

365 гривен в месяц. Я сама из Черкасс, дети живут в столице. Но постоянно жить в их квартире не хочется. У них своя жизнь, зачем надоедать? Мне сказали приходить в офис на улице Льва Толстого, при этом захватить с собой паспорт, санитарную книжку, 365 гривен, тапочки и прочие необходимые вещи.

Взять с собой всю сумму Вера Игоревна не смогла. Позвонив на предприятие, она предупредила, что сможет привезти не более ста гривен. «Попробуем договориться», — пообещала по телефону девушка. Вещи Вера Игоревна тоже не взяла, благоразумно решив поначалу посмотреть что к чему и увидеть свое новое место жительства.

РЕКЛАМА

- Мне почему-то казалось, что я единственный претендент на должность, — вспоминает Вера Игоревна.  — Очень уж радостно и охотно меня приглашали. Поэтому, когда пришла в офис, не поверила своим глазам — там стояла огромная очередь. Человек 40-50 как минимум! На лицах людей читались скука и усталость, большинство стояли с большими сумками. Познакомившись с некоторыми из них, я в который раз за день удивилась — это были жители Полтавы, Запорожья, Закарпатья и даже Крыма! Выгодное предложение заинтересовало людей из разных уголков страны. Сам кабинет, в который нас пригласили, оказался необжитым и убогим — стол, два стула, допотопный компьютер… Сложилось впечатление, что еще вчера помещение пустовало. Женщина средних лет, попросив меня присесть, начала рассказывать о преимуществах работы в их компании. Она говорила так много и быстро, что я с трудом улавливала суть. «Вы пришли по адресу, — подытожила моя собеседница.  — И работа хорошая, и дешевая койка в общежитии. Для столицы 365 гривен — это, считайте, даром». Я, как мы и договаривались, дала 100 гривен, женщина от руки выписала мне квитанцию, в которой написала: «100 гривен. На поселение», после чего позвонила коменданту, попросила придержать для меня место и сказала, что завтра я могу приступать к работе. Говоря так же много и быстро, проводила меня до двери и позвала следующего клиента.

Выйдя на улицу, Вера Игоревна постепенно начала осмысливать произошедшее. Несколько раз прокрутив в голове сцену знакомства с работодателем, она поняла, что не получила ответ ни на один из интересовавших ее вопросов.

РЕКЛАМА

- Рассказ работодательницы был обо всем и ни о чем, — говорит Вера Игоревна.  — Слушая ее монолог, я почему-то не додумалась спросить, как давно существует предприятие. Я просто сидела и слушала, словно находилась под гипнозом. К тому же мне даже не предложили подписать трудовой договор! Что значит «выходите завтра на работу»? Мы ведь не заключили контракт! Потом я вспомнила убогий интерьер кабинета, сомнительную цену за проживание… И решила быстро прекратить весь этот цирк, чтобы не влипнуть в неприятности. Но оказалось, что к тому времени я уже в них влипла.

Вера Литвинова вернулась назад. Услышав просьбу женщины возвратить ей деньги, приветливая работодательница резко изменилась в лице и холодно отчеканила: «Сделать это уже невозможно — ваши деньги у бухгалтера. Да и зачем вам это?! Контракт подписан, как вы хотели… »

У меня все поплыло перед глазами, — продолжает моя собеседница.  — «Какой контракт? — спрашиваю.  — Я ведь ничего не подписывала!» Женщина молча протянула мне листок бумаги — это был трудовой договор, в нем указывалась моя фамилия. Вместо подписи на нем стояла странная печать, на которой не было ни названия учреждения, ни номера лицензии. На печати были указаны инициалы какой-то женщины и рядом была надпись: «Луганская область. Семикозивка». Не понимая, что происходит, я стояла и удивленно хлопала глазами. При чем тут Луганск? Откуда взялся договор?! Пытаясь совладать с собой, еще раз потребовала, чтобы мне вернули деньги, предупредив, что в противном случае буду вынуждена обратиться в милицию. Угроза подействовала. Тяжело вздохнув, женщина дала мне огрызок бумажки с каким-то адресом: «Это наш второй офис, там выполнят вашу просьбу».

«Мы с детьми вторую ночь ночуем на вокзале. Ехать домой не на что»

Не теряя времени, женщина побежала по указанному адресу. С трудом отыскав нужный кабинет (как и предыдущий, он находился в большом здании, где множество различных предприятий арендовали кабинеты), Вера Игоревна оказалась в еще более убогих апартаментах. Там не было даже стационарного телефона! За столом сидела женщина средних лет, которая, выслушав Веру Игоревну, заявила, что предприятие не обязано ничего ей возвращать.

- Мне объяснили, что я заплатила сто гривен за предоставленные фирмой информационные услуги! — кипятится моя собеседница.  — Хотя в квитанции черным по белому написано: «На поселение». Вот тогда-то я вскипела. Закатила скандал, начала кричать, что сдам эту шарашкину контору милиции. Спустя несколько минут женщина набрала на мобильном чей-то номер и дала мне трубку. На другом конце провода какой-то мужчина с ходу стал кричать и обзывать меня. Говорил, что по мне плачет психиатрическая больница, требовал, чтобы я немедленно покинула помещение, не то будет хуже. Кипя от злости, я перешла к более серьезным действиям — повторяя, что сейчас позвоню своим влиятельным знакомым в правоохранительные органы, стала набирать чей-то номер. Я вся дрожала от возмущения, у меня начиналась настоящая истерика. История о влиятельных знакомых была выдумкой чистой воды, но нужно же было хоть как-то их запугать! Услышав гудки в моей трубке, женщина побледнела и выпалила: «Не надо никуда звонить. Хорошо, получите вы свои сто гривен. Пишите заявление о расторжении договора». Но даже после этого своих денег я не получила. Женщина заявила, что в данный момент у нее нет такой суммы, и пообещала перезвонить мне через несколько дней. Обещанного звонка я так и не дождалась.

Выйдя из помещения и немного придя в себя, Вера Литвинова поехала в офис на улицу Льва Толстого, чтобы предупредить стоящих в очереди людей об ожидающей их ловушке. Завязав разговор с некоторыми из них, женщина с удивлением обнаружила, что многие уже успели угодить в сети мошенников и тщетно пытались добиться возвращения денег.

- У некоторых пострадавших не было денег даже на еду! — восклицает Вера Игоревна.  — Надеясь получить койку в общежитии, они отдали свои последние сбережения. До сих пор стоит перед глазами молодая пара из Полтавы, у которых не хватало денег на билет домой. Девушка рыдала на плече у жениха, а он стоял совершенно растерянный. В очереди были и пенсионеры. Люди кричали, плакали, чуть ли в обморок не падали… Представляете, каково пенсионеру, который бережет каждую копейку, в один миг остаться ни с чем?! Спустя несколько дней я позвонила на фирму, назвавшись другим именем. Мне опять предложили работу, но при этом назвали совершенно другой адрес офиса — на улице Коминтерна.

«ФАКТАМ» удалось поговорить и с другими жертвами аферистов-работодателей.

Жительница Киевской области Мария тоже заинтересовалась возможностью работать фасовщицей в продовольственном магазине, живя при этом в общежитии. Позвонив по телефону, указанному в журнале объявлений о работе, женщина убедилась, что такая работа ее вполне устраивает, и, собрав необходимые вещи, на следующий же день отправилась в столицу.

- Меня обрабатывали профессионалы, — с горечью говорит обманутая гражданка.  — Когда пришло время подписывать трудовой договор, работодательница внезапно выпалила, что у нее очень мало времени, и, положив передо мной контракт, указала, где нужно подписать. «Умоляю вас, быстрее, — настаивала она.  — Мы же все обсудили, только поставьте подпись». Я повиновалась, после чего заплатила 365 гривен. На вопрос, когда могу поселиться, женщина ответила не сразу. После пятиминутной паузы она сказала, что сегодня мне придется переночевать в другом месте, а в общежитие поселят лишь на следующий день. Когда мы (со мной приехали двое детей) пришли во временное жилье, не поверили своим глазам — это был старый двухкомнатный домик, который, казалось, вот-вот развалится. Сломанный забор, куча мусора, покрытые плесенью стены… Внутри зрелище было еще хуже, чем снаружи. Люди спали на грязных подстилках на сыром полу. Я сначала подумала, что это бомжи. Но оказалось, это были очередные жертвы аферы, которые уже несколько недель не могут уехать из Киева, не имея денег на проезд. Мы побежали в офис, чтобы вернуть свои средства, но там мне заявили, что это невозможно. Уже вторую ночь мы с детьми ночуем на вокзале, ехать домой нам не на что…

- А мне даже никто не говорил, что ветхий двухкомнатный домик будет временным жильем, — вспоминает жительница Чернигова Екатерина.  — Работодатель дала адрес и сказала, что меня уже поселили. Когда я приехала в так называемое общежитие, подумала, что ошиблась адресом: там была такая грязь и антисанитария! Вернувшись в офис, познакомилась с людьми, попавшими в такую же ситуацию. Может, для кого-то 365 гривен — мелочь, но для меня это большие деньги.

Еще одну пострадавшую корреспонденту «ФАКТОВ» удалось отыскать даже не выходя из редакции. Близкая подруга моей коллеги черкасчанка Светлана, оставшись из-за кризиса без работы, тоже была вынуждена купить газету с объявлениями. Внимание женщины привлекли сразу несколько заманчивых предложений. Первое объявление была такого содержания: «Требуется упаковщик куриных полуфабрикатов. Оплата — 140 гривен в день». Рядом было еще одно: «Предприятие нуждается в упаковщиках одноразовой посуды. Оплата — 140 гривен в день». При этом в объявлениях были указаны разные телефоны.

- Я позвонила на предприятие, нуждающееся в упаковщиках полуфабрикатов птицы, — вспоминает Светлана.  — Женщина в трубке сказала мне взять с собой 350 гривен, документы, кое-какие вещи и приходить в офис на улице Коминтерна (именно этот адрес назвали и Вере Литвиновой, когда она второй раз позвонила на фирму.  — Авт. ). На все вопросы пообещала ответить при встрече. В кабинете находились две женщины, одна из них сказала, что я могу хоть завтра приступать к работе, но для начала должна… заплатить деньги за общежитие. Я ответила, что в этом нет необходимости, так как мне есть где жить в столице. «Нет-нет, — запротестовала женщина.  — Общежитие — это обязательное условие. Еще не хватало, чтобы вы, добираясь на работу, попали в пробку и опоздали!» Увидев, что я собираюсь уйти, они «пошли на уступки»: предложили… заплатить за общежитие, а самой жить в квартире. Я отказалась, и мне сказали, что могу быть свободна.

«Мужчина сначала угрожал, что повыдергивает мне ноги и убьет, а потом крикнул: «Приходи и забирай свою несчастную сотню»

Вера Литвинова и ее новая подруга по несчастью Мария решили не пускать дело на самотек. В очередной раз придя к злополучному офису, женщины вызвали милицию.

- Сотрудники милиции вошли к «работодателю» в кабинет, — рассказывает Вера Игоревна.  — А спустя некоторое время вернулись с ее объяснительной запиской на руках. В записке женщина писала, что никакого обмана в ее действиях нет, и это вовсе не продовольственное предприятие, а частная фирма, сотрудники которой помогают людям найти работу. Кстати, пока мы ждали милицию, меня позвал дежурный охранник: «С вами хочет пообщаться руководство» — и дал мне трубку. Мужской голос в трубке показался мне знакомым. Я поняла, что это тот же мужчина, с которым я разговаривала в кабинете работодателя несколько дней назад. Если тогда он кричал, что мне место среди психически больных, то на этот раз и вовсе не сдерживался. Матерился, угрожал, что повыдергивает мне ноги и убьет. А потом крикнул: «Приходи и забирай свою несчастную сотню! Подавись!» — после чего бросил трубку. Однако зайти в тот кабинет еще раз я побоялась — мало ли что у них на уме…

По словам Веры Литвиновой, сотрудники Соломенского райотдела столичной милиции пообещали взять это дело на контроль. Кстати, не успели правоохранители покинуть кабинет аферистки, как она… попросила зайти следующих клиентов! Правда, очередную попытку «обеспечить их жильем и работой» сотрудники милиции пресекли.

С просьбой прокомментировать ситуацию «ФАКТЫ» обратились к пресс-офицеру Соломенского райотдела милиции Ирине Бибе.

- Сегодня еще нельзя говорить о чем-то конкретном, ведь заявления от возмущенных людей поступили только несколько дней назад, — рассказала Ирина Биба.  — Те факты, о которых рассказывают граждане, действительно возмутительны. Руководство фирмы предоставило нам лицензию, однако ее подлинность можно будет определить только в ходе соответствующей проверки, результаты которой станут известны лишь спустя несколько недель.

В заброшенном двухкомнатном домике, куда аферисты направляли людей, не закрывается калитка. Зайдя в заросший бурьяном двор, я увидела на пороге домика мужчину средних лет. Несмотря на холодную погоду, на нем была майка и старые джинсы. Затянувшись сигаретой, мужчина тяжело вздохнул:

- Меня поселили сюда вместо общежития. Так теперь и живу…

Неожиданно из дома вышел долговязый парень. Слегла заплетающимся языком он недовольно пробормотал:

- Что вам здесь нужно? Все вопросы задавайте руководству фирмы, а мы не скажем ни слова. Покиньте территорию, не то будет хуже…

Чтобы узнать версию сотрудников загадочной фирмы, корреспондент «ФАКТОВ» позвонила по указанному в одном из объявлений номеру. Женщина, снявшая трубку, от каких-либо комментариев отказалась, сказав, что на вопросы будет отвечать руководство.

На следующий день в редакцию позвонил представитель предприятия, не пожелавший представиться. Инцидент с Верой Литвиновой он прокомментировал следующим образом:

- Вера Литвинова два дня скандалила под нашим офисом, а сама не выполнила всех требований. Она написала заявление о расторжении договора и должна была дождаться официального ответа руководства. Вместо этого устроила скандал. Мы пошли ей на уступки, сказав, что она может прийти и забрать деньги. Но она почему-то этого не сделала…

- По ее словам, она побоялась идти в кабинет, так как ей начали угрожать.

- Все нервничают, когда им мешают работать. А она не просто мешала, а своей истерикой создавала невыносимые условия. Мы все делаем законно, помогаем людям найти работу и предоставляем им жилье в момент кризиса. Поэтому все претензии по отношению к нам безосновательны.

- А как вы объясните ситуацию, когда людей вместо обещанного общежития поселяли в старый двухкомнатный домик, где они вынуждены спать на бетонном полу?

- Это мнение одной стороны. На самом деле мы не селили людей в этом домике навсегда, это было временное жилье. То есть два-три дня они должны были пожить там, а потом их перевели бы в нормальное общежитие. Все дело в том, что, заключая с людьми контракт, мы сразу не можем определить их место работы — «точки» нашей фирмы есть почти в каждом районе Киева. А представляете, если бы мы сразу поселили их в общежитие в Шевченковском районе, а потом выяснилось бы, что они будут работать в Голосеевском? Преодолевая каждый день такое расстояние, они наверняка опаздывали бы на работу и тем самым срывали бы рабочий график. А мы хотим поселить их в том районе, в котором они будут работать.

На вопрос о названии предприятия и его лицензии неизвестный представитель фирмы не ответил:

- Вся информация об адресах и лицензиях конфиденциальна, и я не вправе вам ее предоставить. Поверьте, лицензия у нас есть. У нас добросовестное предприятие.

410

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів