В марте существенных колебаний стоимости горючего не ожидается - эксперты
В последнее время на топливном рынке не наблюдается существенных колебаний цен. На сегодняшний день средняя по стране цена литра бензина А-95 составляет 24 гривни 55 копеек, дизельного топлива — 22 гривни 14 копеек, сжиженного газа — 11 гривен 46 копеек. Тем не менее специалисты не исключают, что эта стабильность может быть нарушена из-за вмешательства государственных органов. «ФАКТЫ» уже сообщали о конфликте между Службой безопасности Украины с одной стороны и импортерами топлива с другой.
Напомним, что, по данным Украинской ассоциации сжиженного газа и Нефтегазовой ассоциации Украины, с ноября 2016 года продолжаются инициированные СБУ проверки импортного газа на предмет обнаружения взрывоопасных или отравляющих веществ. В начале февраля «Укрзалізниця» по указанию СБУ заблокировала передвижение 161 железнодорожной цистерны. Со временем они были возвращены в обращение, поскольку проверки не выявили каких-либо отклонений от нормативов, неисправностей и признаков минирования. Однако конфликт до сих пор не исчерпан, а его последствия могут оказать влияние на топливный рынок.
Так что же ждет украинских автомобилистов в ближайшее время?
— Учитывая, что на мировых рынках цены на нефть пошли вниз, а курс доллара в нашей стране пока стабильный, мы предполагаем, что март в плане ценовых колебаний будет относительно спокойным месяцем, — заявил президент Нефтегазовой ассоциации Украины Дмитрий Кулик. — Если не возникнут форс-мажорные обстоятельства, ожидаем максимум плюс 10 копеек для бензина А-95. Тем не менее из-за блокирования деятельности сначала импортеров сжиженного газа, а затем трейдеров дизельного топлива и бензина ситуация на рынке во второй половине месяца может приобрести негативный характер.
Более подробно о текущем положении на топливном рынке и ценовых перспективах «ФАКТАМ» рассказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
— На рынке бензина и дизельного топлива, с одной стороны, видим объективные экономические предпосылки к росту. А с другой — фактические цены не только не растут, но в некоторых сетях даже снижаются. Это происходит потому, что к сегодняшнему дню, в связи с сезонным периодом уменьшения спроса, на внутреннем рынке скопилось существенное количество горючего. Трейдеры стремятся распродать запасы как можно скорее и предлагают привлекательную цену. Поэтому в ближайшее время, по крайней мере в марте, существенных колебаний стоимости горючего не ожидается.
— Но ведь вскоре начнутся весенние полевые работы. Раньше в этот период цены на заправках росли, особенно на дизельное топливо.
— В чистом виде этот сезонный фактор уже давно не влияет на ценообразование. Стереотип о весеннем и осеннем подорожании топлива сформировался в те времена, когда отечественный рынок напрямую зависел от нефтепереработчиков, чьи заводы то становились на ремонт, то снижали производство из-за нехватки сырья. В результате возникал дефицит и росли цены. В последние годы ситуация кардинально изменилась. Сейчас отечественный топливный рынок полностью демонополизирован и диверсифицирован. У нас много импортеров, которые покупают горючее там, где выгоднее, и в тех объемах, которые нужны украинскому рынку. Сегодня существует зависимость не от сезона, а от цен на топливо, сформировавшихся на мировом рынке.
— Какова ситуация с сжиженным газом? Ведь в последнее время у многих поставщиков возникали проблемы с ввозом импортного газа и его оформлением.
— Ситуация сейчас крайне напряженная. Это связано с тем, что продолжается блокирование поставок газа со стороны СБУ. Даже после того, как цистерны ряда компаний были разблокированы, уголовные дела против них не закрыты. Это создает очень нервозную атмосферу на рынке. Сегодня ни один импортер сжиженного газа не имеет уверенности, что ввозимый им товар не будет под надуманным предлогом задержан и заблокирован.
Ладно бы, если речь шла о каких-то объективных претензиях к поставщикам или их товару. Но блокирование поставок происходит по явно надуманным причинам. Например, в импортном сжиженном газе ищут какие-то сильнодействующие отравляющие вещества. Причем исследования проводятся в лабораториях, для этого не предназначенных. Либо цистерны объявляются поломанными или заминированными. Со временем такие обвинения, естественно, снимаются, но теряется много времени, поставщики несут убытки, а рынок недополучает горючее.
Все это не идет на пользу. Мы ранее прогнозировали, что цены будут снижаться, так как для этого были все объективные факторы. Сегодня оптовая цена завышена. Однако в связи с проблемами на границе цены не снижаются. Торговцы опасаются, что новых поставок не будет, импортеры боятся ввозить крупные партии сжиженного газа, так как в случае их блокирования понесут большие убытки. Сейчас в Украину топливо ввозится малыми партиями, способными удовлетворить только текущий спрос. К счастью, за зиму, когда потребление горючего резко упало, в стране сформировался запас сжиженного газа. Пока его хватает. Но без регулярных поставок в нормальном объеме запасы быстро иссякнут. Тогда стоит ожидать подорожания сжиженного газа.
Однако если СБУ в ближайшее время предпримет шаги по снятию напряженности на топливном рынке, то розничные цены пойдут вниз.
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
143Читайте нас у Facebook