ПОИСК
Гроші

Андрей Рева: "Если парламент примет закон о пенсионной реформе, у людей наконец-то будут справедливые пенсии"

7:00 14 квітня 2017
Інф. «ФАКТІВ»
Министр социальной политики рассказал «ФАКТАМ» о перспективах пенсионного обеспечения граждан

Правительство пообещало сделать 2017-й годом увеличения доходов жителей страны. Первым шагом стало повышение в два раза с января минимальной зарплаты — с 1 тысячи 600 до 3 тысяч 200 гривен. Вторым шагом должен быть рост пенсионных выплат, а также проведение осовременивания пенсий. Тем более что с МВФ наконец-то удалось достичь согласия по поводу параметров новой пенсионной реформы, которая может полностью поменять логику начисления выплат. Более того, представляя концепцию реформы, премьер-министр Владимир Гройсман пообещал не только увеличить пенсии путем их осовременивания, но и отменить ограничения выплат работающим пенсионерам (напомним, что в настоящее время они получают только 85 процентов положенной суммы).

О том, как прошло повышение минимальной зарплаты и как предлагают увеличивать пенсии, «ФАКТЫ» поговорили с министром социальной политики Андреем Ревой.

— Андрей Алексеевич, с момента повышения минимальной зарплаты до 3 тысяч 200 гривен прошло почти три месяца. Сейчас уже можно делать выводы, что удалось, а что нет?

— Да все удалось! Почему повышение минимальной зарплаты могло как-то не получиться? Это же позитивный шаг, и я очень удивлен, что находятся те, кто пытается критиковать такое решение правительства. Они не хотят, чтобы люди жили лучше?

РЕКЛАМА

— Ну, они думали, что увеличение минимальной зарплаты могло заставить работодателей уйти в тень…

— Отвечу цифрами: поступления от налога на доходы физических лиц в Украине за первые два месяца 2017 года выросли по сравнению с суммами за соответствующий период 2016-го на 38 процентов. Доходы от единого социального взноса — на 37 процентов.

РЕКЛАМА

Кроме того, по данным статистики, увеличилась реальная зарплата: в январе 2017 года, если сравнивать с ее размером в январе 2016-го, стала больше на 21,4 процента.

— Что значит «реальная»?

РЕКЛАМА

— Это увеличение зарплаты уже с учетом инфляции. То есть в прошлом году зарплата выросла так, что полностью перекрыла индекс инфляции и добавила сверху 21,4 процента.

— Ого! А какая была инфляция в 2016 году?

— С января 2017-го до января 2016-го она составила 12,4 процента.

Также правительство в конце прошлого года подписало трехстороннее соглашение (с работодателями и профсоюзами), которое предусматривает рост зарплат в бюджетной сфере. На эти цели было выделено дополнительно около 40 миллиардов гривен — на повышение окладов в образовании и медицине.

Более того, в образовании дополнительно подняли тарифные разряды учителей — на два разряда. Например, учитель, имеющий полную загруженность и стаж работы 25 лет, раньше получал около 4 тысяч 500 гривен, теперь ему платят 7 тысяч 500 гривен.

— Ясно. Тогда такой вопрос. Когда только вводили новый размер минимальной зарплаты, правительство пообещало контролировать этот процесс. Чтобы работодатели своих работников не обижали, на полставки не переводили и платили не менее 3 тысяч 200 гривен в месяц. Контроль как-то ведется?

— Конечно. Была создана рабочая группа во главе с вице-премьер-министром Павлом Розенко. Усилена работа Государственной инспекции по вопросам труда. И самое главное: с начала года существенно увеличились штрафы за нарушение законодательства об оплате труда. Например, при обнаружении такого нарушения работодатель может заплатить штраф до 96 тысяч гривен.

— Так проще инспектора в офис не пускать!

— А за недопуск инспектора к проведению проверки штраф вырос до 320 тысяч гривен. У нас уже есть два случая, когда был наложен такой штраф. Один -- в Ивано-Франковской области, другой -- в Киеве. Сейчас эти работодатели подали апелляцию. Посмотрим, чем суды закончатся.

— В данных случаях инспектора просто пришли на предприятие, чтобы его проверить, и их физически не пустили внутрь?

— Не просто пришли! От работников поступили жалобы, на которые Государственная служба Украины по вопросам труда обязана отреагировать. Поэтому я обращаюсь ко всем работающим жителям Украины: вы больше всего заинтересованы в том, чтобы начальник вас не обманывал. В случае нарушений можете сообщить на горячую правительственную линию 0−800−507−309. Также для защиты своих прав обращайтесь в Государственную инспекцию по вопросам труда. Все контакты территориальных инспекций можете найти на сайтеhttp://dpu.gov.ua/Lists/RegionalInspectorate/allevents.aspx.

Ведь мы не ставим задачу просто оштрафовать работодателя. Нам важно, чтобы он понял неотвратимость наказания за невыплату заработка. Чтобы ему было выгоднее повысить зарплату и вносить все налоги, чем платить штраф.

— И это сработало?

— С начала года количество легальных работников в некоторых регионах увеличилось на 30 процентов.

— А как это стало понятно?

— У нас в стране, если человек работает на предприятии или на предпринимателя, работодатель обязан заключить с ним соответствующий договор и зарегистрировать в органах фискальной службы. Так вот, за один месяц в ряде областей количество зарегистрированных договоров составило треть годовых показателей.

Вот пример из Винницы: у человека своя стоматологическая клиника. Раньше девять врачей не были надлежащим образом оформлены. В начале 2017 года он их всех зарегистрировал. Сказал: «У меня девять стоматологических кресел. Как я теперь спрячу этих работников? Не буду же говорить, что один за всех тружусь».

— То есть легализация реально произошла?

— Я вам даже больше скажу: с начала года начали увеличиваться поступления не только от налога на доходы физических лиц, но и от НДС.

— А это тут при чем? Как они связаны с минимальной зарплатой?

— Чтобы легально выдавать минимальную зарплату в 3 тысячи 200 гривен, предприятия вынуждены показывать больший оборот. И в результате, если их оборот превышает установленный порог, это автоматически влечет за собой обязанность регистрироваться плательщиком НДС.

То есть с начала года начали расти поступления в государственный бюджет — от подоходного налога, от единого социального взноса, от НДС… Были большие надежды. Планировалось дальнейшее повышение зарплат и социальных выплат. И в это время некоторые депутаты при поддержке широкой общественности «сели на рельсы». И все.

— В каком смысле «все»? Повышения не будет?

— Мы потеряли 46 украинских предприятий, которые под этим предлогом отобрали террористы. А эти предприятия платили людям зарплаты. Вносили в бюджет Украины налоги. Они работали на экономику нашей страны, и доходы от их деятельности были запланированы в бюджете.

А теперь что? Из-за блокады и последующего «отжатия» предприятий нам нужно было пересматривать все макроэкономические показатели. Вносить поправки в бюджет. Возможно, сокращать какие-то расходные статьи… Кроме того, до уточнения макроэкономических показателей Международный валютный фонд фактически приостановил процесс выделения очередного транша. Полгода переговоров, в ходе которых нам удалось отстоять интересы Украины и как минимум убедить партнеров в том, что нельзя поднимать пенсионный возраст… И тут такая ситуация!

— Вы меня пугаете.

— А эти люди, которые фактически нанесли ущерб экономике страны, вас не пугают?

— Пугают. Скажите, а нам из-за этого не придется повышать пенсионный возраст?

— Это очень сложный вопрос. Давайте представим ситуацию: вы приходите в банк брать кредит. Вы проситель и должны доказать банку, что являетесь надежным заемщиком и кредит погасите. Не будете же выдвигать банку условия: «Я тут решил у вас взять кредит, но только хочу вот такие проценты и пусть мне присылают букет цветов каждый месяц». Это банк ставит условия.

Украина — такой же проситель. Мы берем кредит у международной организации. Естественно, она выдвигает условия займа. И МВФ, конечно, очень волнует огромный дефицит нашего Пенсионного фонда.

— Какой он сейчас?

— В 2016 году составлял 145 миллиардов гривен. А в 2017 году мы ожидаем его снижения до 142 миллиардов.

— Ничего себе!

— Вы не представляете, каких трудов нам стоило доказать МВФ, что для урегулирования этого вопроса есть другие решения, кроме повышения пенсионного возраста. Был достигнут компромисс, который всех устроил…

И тут на тебе — блокада! Эти люди приостановили выделение стране транша в размере 1 миллиарда долларов. А также, что еще хуже, отдалили эти регионы от Украины. Нанесли ущерб экономике и не освободили ни одного заложника, что изначально позиционировалось как основная цель блокады.

— Вы меня расстроили. Так что, пенсии в этом году не повысятся?

— Не расстраивайтесь. Новые макроэкономические показатели Нацбанк и Минфин уже рассчитали… И пенсионная реформа, необходимая в первую очередь нам, а не МВФ, которая предусматривает справедливый перерасчет пенсий, обязательно будет. Более того, мы провели бы пенсионную реформу в прошлом году. Но у нас для этого не было финансового ресурса.

— А сейчас есть?

— Да. Я же приводил цифры, на сколько увеличились поступления в результате повышения минимальной зарплаты. Вот это и есть наш ресурс: сначала мы подняли минимальную зарплату, получили рост доходов от единого социального взноса. И теперь можем говорить об увеличении пенсий.

— Как именно? Кому?

— В 2017 году в бюджете предусмотрено увеличение пенсий в связи с ростом прожиточного минимума — в мае и в декабре. В мае минимальная пенсия увеличится с 1 тысячи 247 до 1 тысячи 312 гривен. А с 1 декабря — до 1 тысячи 373 гривен.

В прошлом году была инфляция 12,4 процента, пенсии же выросли в среднем на 16,1 процента. То есть на 4 процентных пункта нам удалось опередить рост цен. Это немного. И понятно, что люди этого полноценно не ощутили… Но для граждан, которые понимают экономические тенденции, это позитивный сигнал.

— А в нынешнем году?

— В 2017-м инфляция запланирована в размере 8 процентов. А рост пенсий — на 10 процентов.

Но такое повышение — не основная наша задача…

Понимаете, в нынешней пенсионной системе нет главного — справедливости. Потому что перерасчет размеров пенсионных выплат в зависимости от стажа и заработка был фактически прекращен в 2012 году.

— Я помню этот момент, когда всем действующим пенсионерам пересчитали пенсии исходя из средней зарплаты за 2007 год — 1 тысячи 197 гривен.

— И после этого уже назначенные пенсии не пересчитывались! Зато предыдущие правительства прибавляли понемногу к минимальным выплатам. По 30−40 гривен.

В результате пенсии у людей с большим стажем и заработком, назначенные до 2012 года, оставались неизменными. Зато увеличились выплаты гражданам с маленьким стажем и зарплатой. И все пенсии фактически сравнялись. Сегодня из 12 миллионов пенсионеров восемь с половиной миллионов имеют основную пенсию в размере прожиточного минимума. Где справедливость?

— Действительно, это главный вопрос!

— Наша основная проблема в том, что каждый год, когда люди оформляют пенсию, им рассчитывают выплаты по уровню средней зарплаты в стране за три года, которые предшествовали выходу на пенсию. В связи с этим возникает разница в пенсионном обеспечении — в зависимости от года ухода на заслуженный отдых.

— Насколько эта разница критична?

— Смотрите, в 2012-м пенсии назначали исходя из зарплаты 2 тысячи 1 гривня 20 копеек, а в 2017-м будет учитываться показатель 3 тысячи 764 гривни 40 копеек.

— Почти вдвое больше!

— Вот именно.

— И что делать?

— В соответствии с законодательством, правительство обязано производить через определенные промежутки времени перерасчет: подтягивать пенсии граждан, вышедших на заслуженный отдых раньше, до уровня заработной платы того года, который позволял бы выравнять пенсионное обеспечение людей. Потому что сейчас пенсионеры, имеющие одинаковый стаж, похожую среднюю зарплату и ушедшие на пенсию практически с одинаковой должности, но в разные годы, получают разные пенсионные выплаты.

Но эту свою обязанность государство сегодня не выполняет, осовременивание пенсий не проводится.

— Почему?

— Не хватало денег. Те люди, которые должны содержать пенсионеров и платить взносы в Пенсионный фонд, свои обязанности выполняют не в полном объеме.

— В смысле?

— Основным источником финансирования пенсий является единый социальный взнос, который нынешнее поколение платит спустя рукава.

— А государство?

— При чем тут государство? У нас солидарная система пенсионного обеспечения.

Да, государство дотирует Пенсионный фонд. Как я уже сказал, сумма дотаций сейчас составляет около 142 миллиардов гривен. Но это только потому, что работающие люди не хотят выполнять свои обязанности в полном объеме.

Из 26 миллионов трудоспособных граждан 16 миллионов — официально занятые, а взносы платят только 10 миллионов. Причем у 4 миллионов из них это взносы из минимальной зарплаты. Но все надеются потом получать пенсию, мол, государство все равно даст.

А ведь нынешние пенсионеры свой долг перед Пенсионным фондом выполнили сполна. Когда они работали, то платили взносы и содержали своих родителей, которые были пенсионерами. И, выйдя на пенсию, они вправе рассчитывать на то, что нынешнее поколение работающих будет их содержать. Но нет, люди не хотят.

— Обидно как-то даже…

— Обидно будет тогда, когда тот, кто не платил ЕСВ, доживет до пенсионного возраста. Потому что у них просто может не хватить стажа для назначения выплат.

— То есть те, кто сейчас не вносит ЕСВ, останутся без пенсий?

— Это выбор каждого человека. Пенсию нужно заработать, отчисляя взносы в Пенсионный фонд. Более того, концепция пенсионной реформы, которую нам удалось согласовать с МВФ, предполагает усиление значения страхового стажа в процедуре назначения пенсий. И я рад, что мы смогли найти достойный выход из ситуации.

— Какой?

— Вместо того чтобы увеличивать пенсионный возраст, согласились с тем, чтобы ужесточить требования к страховому стажу.

— Как именно?

— Внедрить такую модель расчета пенсий, которая в первую очередь будет учитывать страховой стаж.

Смотрите, существует условная черта — 1 июля 2000 года, когда Пенсионный фонд начал собирать сведения обо всех страховых взносах наших сограждан в системе персонифицированного учета. Таким образом, мы точно знаем, сколько человек уплатил после этой даты. А вот какую сумму внес раньше, до 1 июля 2000-го, установить сложно. Люди берут справки на предприятиях, но фактически их взносы ничем не подтверждены.

— Ну да… А как иначе?

— Сегодня условием выхода на пенсию по возрасту является достижение пенсионного возраста и практически минимизировано требование об уплате страховых взносов. Для мужчин пенсионный возраст составляет 60 лет. Для женщин он повышается с 2011 года с 55 до 60 лет к концу 2021-го. А требование к страховому стажу (при котором человек имеет право на пенсию вообще) до 2011 года было лишь 5 лет, сейчас -- 15 лет. Если у него нет этого стажа, он в 63 года вправе обратиться за социальной помощью.

При этом для того, чтобы получать пенсию на уровне прожиточного минимума, необходимо наличие страхового стажа полной продолжительности. А это 30 лет для женщин и 35 для мужчин, что соответствует среднему периоду трудовой деятельности человека. Мы считаем, что именно такой период уплаты страховых взносов должен учитываться для назначения пенсии в 60-летнем возрасте. Поэтому для установления справедливого подхода к оформлению пенсий тем, кто имеет продолжительный период уплаты страховых взносов, пенсия должна назначаться в 60 лет.

— То есть нужно будет иметь уже не 15, а 30−35 лет страхового стажа для выхода на пенсию в 60 лет?

— Не совсем. Для начала предлагается установить требование о наличии страхового стажа в размере не меньше 25 лет. И ежегодно увеличивать его на один год для того, чтобы со временем он достиг полной продолжительности: 30 лет для женщин и 35 -- для мужчин. В этот стаж будут включаться периоды трудовой деятельности как до 1 июля 2000 года, так и после этой даты по данным персонифицированного учета.

— А если нет полного страхового стажа?

— Тогда все просто: если у человека больше 15-ти, но меньше 25 лет стажа, он вправе выйти на пенсию не в 60 лет, а в 63 года. Если меньше 15 лет, то в 65 лет выплачивается социальная помощь от государства.

Также он может просто доплатить взносы и выйти на пенсию в 60 лет.

— Каким образом?

— Допустим, у вас не хватает десяти лет страхового стажа. Значит, необходимо доплатить взносы за 120 месяцев и получить свой страховой стаж.

— Сколько это?

-- С января 2017 года минимальная зарплата составляет 3 тысячи 200 гривен. Единый социальный взнос — 22 процента. То есть взнос из минимальной зарплаты (чтобы месяц был учтен) составит 704 гривни за месяц. За 120 месяцев получится около 84 тысяч 480 гривен. Заплати — и выходи на пенсию в 60 лет.

— Понятно. То есть люди все-таки будут идти на пенсию позже. Но только те, у кого нет полного страхового стажа.

— Да! Хотите на пенсию вовремя — платите взносы! Все зависит от вас. Этим такое решение и отличается от увеличения пенсионного возраста для всех — гражданской и финансовой ответственностью за свою пенсию каждого конкретного человека. Это персональная ответственность за свое будущее.

— Надеюсь, это сработает.

— Мы тоже. Потому что именно так мы получим финансовый ресурс для проведения осовременивания пенсий.

Кроме того, мы предлагаем взимать ЕСВ из всего размера заработной платы.

— Что значит «всего»?

— Смотрите, у нас есть люди, которые получают сотни тысяч гривен в качестве зарплаты. А из какой суммы они платят социальный взнос?

— Я помню, там есть какое-то ограничение…

— Единый социальный взнос начисляется только на суммы, не превышающие 25 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Сейчас это 40 тысяч гривен. Мы же предлагаем брать ЕСВ из всего размера зарплаты. Пусть люди получают высокие заработки, но при этом не забывают платить для пенсионеров.

Сейчас у нас уже есть небольшая финансовая подушка, которая появилась благодаря росту минимальной зарплаты и увеличению, как следствие, отчислений в Пенсионный фонд. И мы собираемся ее направить не на повышение минимальной пенсии, а на проведение справедливого перерасчета выплат тем пенсионерам, у которых был большой стаж и заработок. Чтобы восстановить справедливость.

— Как это возможно?

— Мы осовременим эти пенсии: пересчитаем с учетом показателей за последние три года. У людей, работавших дольше и получавших больше, наконец-то будут высокие пенсии. Как они того и заслужили.

Правда, это станет возможным лишь в том случае, если парламент примет закон о пенсионной реформе, который содержит процедуру осовременивания пенсий.

— А если нет?

— Тогда пусть Верховная Рада объяснит своим избирателям, почему отказалась справедливо пересчитать им пенсии. Должна же быть какая-то политическая ответственность у наших народных депутатов.

— Законопроект о пенсионной реформе уже готов?

— Мы оттачиваем детали. Понимаете, тут не нужно спешить. Такие законы закладывают основы работы системы на десятилетия вперед. И ошибки в подобных проектах потом очень трудно исправить.

Поэтому будем следовать поговорке «семь раз отмерь — один раз отрежь». Необходимо максимально продумать все детали и настроить пенсионную систему так, чтобы она правильно работала независимо от решений правительства.

Мы сейчас обсуждаем положения законопроекта с экспертами Мирового банка, общественностью, специалистами. Параметры реформы уже согласованы с МВФ. Надеемся, нам удастся внести проект в парламент в ближайшее время.

Также с 1 мая нас ждет повышение пенсий в связи с увеличением прожиточного минимума. Более подробно об этом читайте в ближайших номерах «ФАКТОВ».

3779

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів