Прежде чем сесть в такси, попросите водителя предъявить страховой полис и убедитесь, что он правильно оформлен
Недавно в Киеве произошел трагический несчастный случай: такси под управлением нетрезвого водителя врезалось в отбойник на проспекте Победы. При этом водитель погиб на месте, а пассажир — иранский пианист — получил тяжелые травмы. Иностранца отвезли в больницу, и украинские хирурги сделали все возможное, чтобы спасти его (к сожалению, эти попытки успехом не увенчались).
Но давайте спроектируем эту ситуацию на гражданина Украины. Предположим, кто-то из нас, воспользовавшись услугами такси, попал в аварию, получил травмы и оказался в больнице. Во сколько обойдется ему лечение? И кто за него заплатит? Ведь каждый, кому приходилось пользоваться нашей «бесплатной» медициной, знает, что она изрядно стоит.
О том, как застраховать себя на случай аварии в такси, «ФАКТАМ» рассказал председатель правления общественного союза «Украинский страховой омбудсмен» Юрий Чунихин.
— Человек пострадал в аварии по вине таксиста. Кто должен заплатить за лечение?
— Согласно закону каждый автовладелец обязан иметь полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО, в просторечии «автогражданка»). Если водитель станет виновником аварии, то страховая компания будет вместо него покрывать убытки пострадавшей стороне. Если в машине виновника были пассажиры, они тоже получат компенсацию от той же страховой компании. То есть полис ОСАГО возмещает убытки всем, кому автовладелец нанес ущерб.
— Обычно украинская реальность вносит в законы свои поправки…
— Этот случай не исключение. Таксисты — люди экономные. Они стараются купить страховку подешевле. Многие из них ищут максимальную скидку — вплоть до 60 процентов.
— Что плохого в том, что человек приобрел страховку подешевле?
— Получить деньги по таким страховкам, как правило, очень трудно. Полисы с большими скидками продают те компании, которые изначально вошли в этот бизнес с намерением не платить возмещение. У них хроническая нехватка денег в резервах, поэтому они стараются найти повод отказать в выплате, уменьшить сумму или отложить ее на максимально возможный срок (в среднем выплаты происходят через пять месяцев).
Бывает также, что компании, продающие дешевые полисы, не вносят их в специальную электронную базу данных. В этом случае документ считается недействительным.
Иногда таксисты просто покупают за 200 гривен фальшивый полис — только для того, чтобы показывать полиции.
— Как же человеку убедиться, правильно ли оформлена страховка у таксиста?
— Похоже, что рассчитывать на государственный контроль за обязательным страхованием не приходится. Опыт показывает, что и компании-перевозчики также не всегда контролируют наличие страховок у своих водителей.
Поэтому выход один: гражданам нужно самим заботиться о своей безопасности. Для этого при вызове такси требуйте у диспетчера, чтобы водитель имел действующий полис, в котором указано, что авто используется в качестве такси.
А когда машина прибывает, желательно попросить шофера предъявить свой полис. Важно убедиться, что водитель не просто застрахован, а в полисе учтен факт его работы в такси. Потому что часто с целью экономии граждане оформляют страховые полисы как обычные водители-любители. Ведь если человек занимается перевозками профессионально, полис стоит дороже.
И в случае, если в полисе не указано, что машина используется как такси, страховая компания может затягивать с выплатой возмещения, а то и вовсе отказать в нем.
Если полиса нет или пункт о такси в нем не отмечен, оформите жалобу на водителя. От такого такси лучше отказаться и заказать другое.
— Как проверить, что полис оформлен правильно?
— Для этого нужно обратить внимание на пункт 8 «Особливі умови використання забезпеченого ТЗ». Под ним есть несколько подпунктов, один из которых — «ТЗ використовується як таксі/маршрутне таксі». Напротив этого подпункта должно быть написано «Так».
— Предположим, убедиться в наличии полиса и проверить, стоит ли «так» в нужном месте, — вполне посильная операция для каждого. Но узнать, во сколько обошелся документ и внесен ли он в базу данных, невозможно без существенных затрат времени. Выходит, если полис зарегистрирован неправильно, человек вообще не защищен?
— Не совсем. В подобных случаях таксист считается незастрахованным. И по закону страховку за него выплачивает гарантийный фонд Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Правда, получение таких выплат связано с трудностями и может затянуться на два-три месяца.
Впоследствии МТСБУ имеет право потребовать от незастрахованного виновника компенсацию всей страховой суммы. Так что затраты в конечном счете лягут на водителя, виновного в ДТП. Поэтому мы советуем не экономить на страховке, оформлять ее правильно и в солидных компаниях.
А пассажирам нелишне знать, что возможность проверить, действителен ли полис, все же существует. На новых бланках страховых полисов есть QR-код. Его можно считать при помощи обычного смартфона, перейти по полученной ссылке в базу МТСБУ и увидеть, зарегистрирован ли там документ.
— Что делать пострадавшему в ДТП, если страховая компания отказывает в выплатах или тянет с расчетом? Можно на нее куда-нибудь пожаловаться?
— С жалобой на отказ в выплате или занижение размера возмещения можно обращаться в Национальную комиссию, осуществляющую регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг). Также бесплатную юридическую помощь предоставят в организации «Украинский страховой омбудсмен».
2154Читайте нас у Facebook