ПОИСК
Наука та технології

Сергей Малюков: "Для человека, родившегося глухим, учиться читать — то же самое, что запоминать число "Пи" целиком"

8:15 26 травня 2017
Інф. «ФАКТІВ»
30-летний киевлянин создал стартап BeWorned по разработке мобильных приложений для глухих. С помощью таких программ неслышащие люди могут беспрепятственно общаться с любым человеком, чувствовать музыку или получать сигналы об опасности

Недавно команда стартапа BeWorned вернулась из Вашингтона, где заключила несколько предварительных договоров с крупными американскими компаниями о подключении к инновационной системе Connect PRO by BeWorned. По словам основателя проекта Сергея Малюкова, система обеспечит глухим людям возможность легко вступать в диалог с сотрудниками учреждений.

Действительно, люди часто сталкиваются со сложностями при посещении государственных структур. В ЖЭКе, налоговой или больнице иногда приходится чуть ли не с боем получать нужную информацию от не всегда приветливых служащих. В какое же испытание может превратиться такой поход для человека, говорящего на совсем другом языке? Уже три года Сергей Малюков с командой единомышленников работает над проектом BeWorned, чтобы облегчить общение между двумя мирами, один из которых существует в абсолютной тишине. Конечно, успешный стартап получился у Сергея не сразу. Ему предшествовал долгий путь проб и ошибок, о котором основатель проекта рассказал читателям «ФАКТОВ».

— До BeWorned у меня было порядка десяти неудачных стартапов, — вспоминает Сергей Малюков. — Я жил в Донецке до 16 лет, несколько лет учился в Сумах. Получив образование, переехал в столицу. Некоторое время работал по специальности — банковским служащим. Думал, работа в банке даст возможность обзавестись полезными знакомствами в бизнес-кругах. Но оказалось, что банковский сотрудник — не тот человек, с которым беседуют на общие темы. Проработав меньше двух лет, понял: это неинтересно. Тогда я создавал семью и осознал, что такая работа не даст мне возможности достичь желаемого уровня самореализации и финансового благосостояния. Ушел из банка и занялся бизнесом, связанным с оптовой продажей товаров для здоровья. С детства знал, что открою свое дело.

Когда я перебрался в Киев, начал искать жилье. Тогда мне в руки попала толстая газета Aviso с несметным количеством объявлений, напечатанных мелким шрифтом. Вчитываться в них и сравнивать между собой было невыносимо неудобно. Поговорив с товарищем, решил этот вопрос по-своему. Мы скинулись на создание новой газеты о недвижимости, где все объявления были составлены по определенной схеме, которая значительно облегчала поиск квартир. Собирались раздавать газету бесплатно, а доход получать за счет рекламы, но денег хватило всего на три тиража. В итоге нас обошел электронный формат.

РЕКЛАМА

За газетой последовало несколько неудачных интернет-магазинов и портал, объединяющий все конные клубы Украины. У меня до сих пор осталась база данных, в которой собрано около 150 конных клубов. Далеко не все можно легко найти в Интернете. Это были мои первые знакомства с IT-стартапами. И снова мы не рассчитали ресурсы. Создали отличный сайт, через который планировали продавать услуги конноспортивных клубов, но что с ним делать дальше, понятия не имели. Ведь у нас не было даже минимальных знаний о контекстной рекламе и продвижении продукта. Привлечь к финансированию сами клубы не получалось, поскольку мы не могли доходчиво объяснить, зачем им это нужно. Вскоре сайт лег на дно поисковой системы мертвым грузом.

— По этим проектам вы ушли в минус? Обидно, наверное…

РЕКЛАМА

— Да. К счастью, я всегда относился к деньгам легко, как к ресурсу. Если смотреть на них по-другому, лучше бизнесом вовсе не заниматься. Не сделай я тех ошибок, не достиг бы никаких результатов. Неудачи меня не расстраивали. Я знал, что когда-нибудь все получится.

Однажды познакомился с людьми, занимавшимися продажей витаминов. Им нужен был сайт, а у меня уже имелись набитые шишки и кое-какой опыт. Мы сработались. Это был первый проект, который принес деньги.

РЕКЛАМА

— Как получилось, что вы решили создать продукт, облегчающий жизнь глухим людям?

— Я очень люблю гулять по Киеву. Переехал сюда не в погоне за чем-то, а потому что мне нравился город: куда ни пойдешь — везде красиво. Идея BeWorned пришла во время одной из прогулок по Крещатику. Увидел двух ребят, говоривших на языке жестов. Они не слышали сигналящего им сзади автомобиля. Все закончилось хорошо, никто не пострадал. Но я задумался: почему не существует приспособлений, предупреждающих таких людей об опасности? Если ты услышишь громкий звук, то обернешься автоматически, чтобы оценить уровень угрозы, а они даже не узнают, если что-то не в порядке. Вернувшись домой, перелопатил весь Интернет в поисках подобного устройства и ничего не нашел. Решил создать его и стал искать человека, который помог бы в этом. Познакомился с программистом Ваней Вереничем, от него впервые услышал о нейронных сетях (программное воплощение математической модели по принципу функционирования сетей нервных клеток живого организма). С точки зрения искусственного интеллекта это самообучающийся механизм. Ивану моя идея показалась любопытной. Год мы работали над распознаванием звуков в пассивном режиме, не оставляя основных дел. А потом я продал свой бизнес. Он очень хорошо меня обеспечивал, но стал неинтересным. И полностью посвятил себя проекту.

— Не страшно было все потерять?

— Мой интерес — это дело, а не деньги. За весь период своего предпринимательского роста сталкивался с огромным количеством ситуаций, казавшихся безвыходными. Но выход всегда находится, и я это отлично усвоил. Если опираться только на теоретические предположения, никогда не узнаешь, будет твой продукт успешным или провальным. Единственный способ узнать — сделать его.

За год мы научили программу распознавать звук и относить его к одной из четырех категорий: лай собаки, клаксон, крик и сирена. Было очень сложно и в то же время весело. Нужно было записать сотни вариаций звуков, воспроизведенных в разных условиях. Мы платили студентам, чтобы те записывали на диктофон свои крики. Одна гривня за каждый звук. Орали они всем общежитием.

Те же студенты потом ездили в питомники и села записывать собачий лай. Когда я сам впервые приехал в приют для собак, чтобы совершить пробную запись, меня встретил сурового вида мужичок. Я стал рассказывать ему, что мне нужно, он молча слушал, покуривая папиросу, затем спокойно достал боевой пистолет и выстрелил в воздух. Раздался громкий лай, а я совсем опешил. Мужичок выплюнул свою папироску и говорит: «Ну, чего стоишь? Записывай».

Было решено делать мобильное приложение. В Киевском политехническом институте мы познакомились с Виталием Потапчуком. Он занимался в группе для неслышащих студентов. Один профессор порекомендовал его как толкового разработчика. Мы думали, что находимся почти у цели и скоро достигнем финального результата, но Виталик открыл нам глаза: то, что мы сделали, лишь начало пути. Только с появлением Виталия в проекте мы осознали всю глубину рынка. Оказывается, каждый девятый человек в мире — глухой. Это самая большая социальная группа среди людей с особенностями. Сейчас Виталик — наш партнер. Именно он общается с целевой аудиторией и отвечает за качество продукта. Потапчук очень хорошо знает жесты на нескольких языках. Для тех, кто никогда не задумывался, скажу, что жестовый язык — это целая неупорядоченная сфера. Не существует единой системы для всего мира. Неслышащие тоже говорят на разных языках.


*"Только с появлением в команде талантливого разработчика Виталия Потапчука (слева) мы осознали всю глубину рынка. Оказывается, каждый девятый человек в мире — глухой", — говорит Сергей Малюков

— Я была уверена, что жесты — вроде нот, во всем мире одинаковые…

— Этот язык устроен сложно. В нашем, условно русском, есть порядка двух тысяч отдельных слов и дактиль — это буквы. Дактилем обычно показывают фамилии или названия, но общаться им постоянно невозможно.

Жесты никак не соотносятся с обычным языком, это словно две параллельные вселенные. Глухие с рождения воспринимают наш язык как нечто абстрактное. Им тяжело читать печатные тексты, ведь они мыслят жестами. Даже система построения предложений у них другая. Изучать любой язык глухому человеку в несколько раз сложнее. Он видит на бумаге набор никак не звучащих знаков. Это примерно то же, что запоминать число «Пи» целиком.

— Приложение стало таким востребованным, как вы рассчитывали?

— Его скачивают, но мы поняли, что оно… не нужно. Моя жена плохо видит и носит очки. Однажды она оставила очки дома и во время прогулки сказала мне, что ей так даже больше нравится. Мол, она не видит каких-то вещей и их будто не существует. Так же и у глухих людей, в чей мир мы стараемся внести коррективы. Приложение скорее отвлекало бы и держало человека в напряжении, оповещая о любых шумах. Вопрос безопасности у неслышащих решен как-то по-своему.

Следом мы выпустили BeWorned Dance: приложение распознает ритмы музыки, выдавая вибрацию и световую вспышку. Мы знали, что в мире глухих есть место танцам. Некоторые из них хорошо танцуют, чувствуя вибрацию, создаваемую громким звуком. Это была сложнейшая разработка, которую, к сожалению, мир глухих так и не понял. Они ждали игрушку, а мы сделали приложение для тех, кто хочет научиться танцевать. Во многом наши представления о том, что требуется неслышащим, не совпадают с реальностью. Мы думали, им нужна музыка, но большинство не интересуется ни музыкой, ни танцами. Зато приложение понравилось китайцам, что было для нас неожиданностью. Получаем письма на китайском, пропускаем через «Гугл"-переводчик и стараемся как-то отвечать. На данном этапе пока непонятно, что с этим делать и как продвигаться в Китае.

— С разработкой Connect by BeWorned вы наконец-то попали в точку. Стартап решает действительно насущную проблему, связанную с коммуникацией глухих с другими людьми. Расскажите о программе.

— Действительно, как бы глухие ни отгораживались от мира слышащих, им все равно надо интегрироваться в обществе, это неизбежно.

Connect распознает речь и трансформирует ее в печатный текст, отображая на экране смартфона, и, наоборот, текст преображает в речь. Приложение способно также сохранять неограниченное количество шаблонов для самых частых ситуаций.

— То есть неслышащие смогут без проблем пообщаться с любым человеком?

— Верно. А главное — получить должное обслуживание. Для многих слышащих глухие — это «неудобные» люди на подсознательном уровне. Даю гарантию, что вы впадете в ступор, если на улице человек попытается что-то спросить у вас на языке жестов. Это касается и обслуживающего персонала. Люди могут действовать агрессивно или некачественно выполнять свои обязанности в непонятных для них ситуациях, а глухой клиент — как раз такая ситуация. Поход в больницу, банк, магазин, парикмахерскую, государственную структуру для неслышащих людей может обернуться стрессом. Мы поняли, что бизнес вообще не готов предоставлять услуги данной социальной группе.

Сейчас мы разработали версию мобильного приложения для предпринимателей и недавно подали заявку на патентование новой технологии. Заведение устанавливает у себя QR-код. Клиент сканирует его, и сотрудник получает на свой телефон уведомление о начале диалога. Таким образом, они подключаются друг к другу и могут общаться. При этом клиенту никакое дополнительное приложение устанавливать не надо, только сканер QR-кода.

— Команда BeWorned недавно вернулась из Вашингтона. Вас можно поздравить с выходом на международный рынок?

— Ребята посетили Галлодетский университет — единственный в мире вуз для глухих. Общались с целевой аудиторией, узнавали, чего им не хватает, чтобы, так сказать, отталкиваться от потребностей. Возник огромный интерес к нашим разработкам. Ребята привезли из Соединенных Штатов больше сотни контактов и заключили множество предварительных договоров. Сейчас проходит закрытое тестирование сервиса несколькими крупными компаниями в Америке и Украине. К сожалению, по условиям контракта не могу пока их назвать. Наша глобальная цель — создать сеть «дружелюбных» мест для людей с проблемами слуха по всему миру.

— Это требует немалых вложений. Можете сказать, сколько было потрачено на все разработки?

— Если бы изначально я знал все, что мне известно сейчас, то расходы были бы гораздо меньше.

— BeWorned — технологический стартап. Почему вы до сих пор не в инкубаторе?

— Я отношусь к BeWorned как к полезному социальному делу, а не технологическому стартапу. Технологии — просто ресурс. Мы участвуем только в тех мероприятиях, благодаря которым можем пообщаться со своей целевой аудиторией и узнать, что для нее лучше.

— Дополнительные инвестиции в проект привлекаете?

— У нас есть пять партнеров. Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, но на данном этапе вкладываем собственные средства. Работаем в формате «экономичного стартапа»: минимум вложений, максимум эффективности.

— Чем больше всего гордитесь в своей работе?

— Командой. Это удивительные люди, которые не просто выполняют задачи, они заинтересованы в проекте и болеют за него. Каждый сотрудник приходит ко мне несколько раз в неделю и предлагает что-то улучшить, исправить, если, по его мнению, получилось недостаточно качественно. Часто на этой почве у нас начинаются настоящие войны. Ребята любят горячо поспорить. Это круто. Мне всегда есть чему у них научиться. И это мотивирует еще больше. Многие из нас работают за идею, поэтому могу с уверенностью сказать, что деньги не правят миром.

Другие материалы специальной темы «ФАКТОВ» «Анатомия успеха» читайте здесь

1732

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів