«перед отпуском я собрал своих подчиненных и объявил: через месяц прошу называть меня не людмила викторовна, как раньше, а андрей викторович. Я еду на операцию по изменению пола»
Встреть я Андрея на улице, ни за что не догадалась бы, что раньше это была женщина. Во время нашей беседы я пыталась уловить женские интонации, жесты, мимику. Но их нет. У Андрея даже рука мужская.
- Благодаря тому, что после операции уже четыре года принимаю специальные гормоны, голос стал низким, — рассказывает мой собеседник. — Меня теперь по телефону не узнают друзья и родные.
Людей, которые родились в другом теле, врачи называют транссексуалами. У них, как правило, весьма похожие судьбы. Узнав, что человек готов изменить пол, от него отворачивается семья, чаще всего не складывается ни личная жизнь, ни карьера. Андрея же уверенно можно назвать успешным человеком. Хотя для того, чтобы стать мужчиной, ему пришлось пройти и унижения, и страдания, и непонимание. Более 25 лет он добивался разрешения на смену пола, не раз лежал в психиатрических клиниках, чтобы доказать: он не шизофреник.
- Честно говоря, планировал после операции по смене пола уехать жить в другой город, где меня никто не знает, — говорит Андрей. — Но мой начальник, которому я обо всем рассказал, спросил: «Зачем тебе куда-то уезжать? Тебя здесь настолько уважают, что поймут твое решение. Ну а если кто-то не поймет — это его личное дело». И тогда перед тем, как уйти в отпуск, я собрал коллектив (а работаю я в металлургической отрасли, руковожу большим отделом, в котором более ста человек) и объявил: «Через месяц прошу называть меня не Людмила Викторовна, а Андрей Викторович. Я поменяю пол». Видимо, за месяц моего отсутствия все обсудили новость, сжились с нею. И когда я вернулся, меня воспринимали как мужчину. Я не чувствую косых взглядов, шепота за спиной. Есть несколько сотрудников, которые перестали со мной общаться. Понимаю и их. Они не смогли справиться с шоком и моей необычностью. Тяжелее всего было родителям. У нас в семье четверо детей, я — старший. О том, что еду на операцию, маме и папе сообщила младшая сестра. Мама плакала, а отец сразу спросил: «Что это за бред?» Но в результате смирились. Меня семья любит независимо от того, какой у меня пол.
- А с личной жизнью как обстоят дела?
- Все в порядке, — улыбается Андрей. — Восемь лет я прожил с женщиной, которая и дала мне имя Андрей. Но мы с ней расстались. Она нашла себе мужчину моложе. Сейчас у меня тоже есть любимый человек. У нас прекрасные отношения. Я счастлив.
«Когда в сауне раздевался вместе с девчонками, чувствовал: делаю что-то преступное»
- Из женщины сделать мужчину сложнее, чем из мужчины женщину, — говорит руководитель отдела восстановительной микрохирургии и трансплантации тканей Национального института хирургии и трансплантологии АМН Украины Сергей Галич. — Ведь важно не только удалить половые органы, но и сформировать те, которые должны быть у такого пациента. Создать влагалище проще, чем половой член. Но в любом случае требуется несколько операций. Поэтому многие транссексуалы останавливаются на первом этапе: для них важно избавиться от признаков пола, с которыми они родились. Андрей из тех пациентов, которые готовы пройти все операции, чтобы исправить ошибку природы.
- После удаления груди и женских половых органов я сказал хирургу: как можно скорее сформируйте мне половой член, — добавляет Андрей. — На что врач радостно ответил: «Сделаю тебе так, что в штанах о-го-го сколько будет!» Но я не хочу каких-то грандиозных размеров, мне не нужна имитация. Благо, повезло найти пластических хирургов, которые умеют реконструировать половые органы так, чтобы пациент не чувствовал себя ущербным. Половой член сформировали из лоскута кожи с мышцами, нервами и сосудами, взятого с моего плеча. Этот лоскут пересадили в пах, внутрь вставили специальный катетер. И теперь я даже в туалет хожу по-мужски — стоя. Для меня это важно.
- Чтобы человеку дали разрешение на смену пола, он должен пройти длительную процедуру проверок, комиссий, — объясняет хирург отдела восстановительной микрохирургии и трансплантации тканей Национального института хирургии и трансплантологии АМН Украины Игорь Назаренко. — Ведь есть люди с различными психическими расстройствами, которые считают, что они родились не с тем полом. Таких пациентов важно выявить. Согласно статистике, комиссию не проходит каждый четвертый человек. Она разрешает менять пол людям не младше 25 лет, так как у них уже есть какой-то жизненный опыт. Кроме того, как минимум год до операции транссексуал должен прожить с новым именем. В нашей практике был случай, когда мужчина, ставший женщиной, пришел с мамой и невестой: «Я хочу обратно стать мужчиной!»
- Могу привести еще один пример, — добавляет Сергей Галич. — Женщина, ставшая мужчиной, через два года после операции пришла со словами: «Я поняла, что это не мое».
В Андрее же никто не сомневался. Более двадцати пяти лет он добивался разрешения изменить пол, и у него даже мысль ни разу не возникла, что можно отказаться от этой затеи.
- Я жил не своей жизнью, в чужом теле, которое мне категорически не нравилось, — говорит мой собеседник. — Признаюсь, что еще в молодости пытался делать макияж, носить бюстгальтер Но ко всему этому относился с отвращением. В итоге прекратил всяческие попытки. Кроме того, мне еще в школе нравились девочки. Повзрослев и начав ходить на танцы, ловил себя на мысли, что хочется пригласить женщину, которая мне понравилась. Старался быть, как все женщины. Но когда в сауне раздевался вместе с девчонками, чувствовал: делаю что-то преступное.
«Знакомые мужики завидуют мне, ведь я бреюсь раз в три дня. Сам бы хотел делать это чаще»
- Когда вы почувствовали свое несоответствие?
- Еще в детстве. Наша семья жила в небольшом селе. Моей любимой одеждой были сатиновые штаны, прихваченные резинками внизу. Я постоянно крутился возле техники: машин, тракторов, комбайнов. Мужики и воспринимали меня как мальчишку. Научили водить все виды транспорта. Помню, после школы убегал в поле и работал на комбайне. И дядька, который за мной присматривал, все спрашивал: «Когда ж ты уже женишься?» Понимаете? Не «выйдешь замуж», а «женишься»!
Благодаря приему мужских гормонов у меня начала расти борода. Бреюсь раз в три дня. Знакомые мужики завидуют этому, а я, наоборот, хотел бы, чтобы щетина росла быстрее.
Современная фармакология и хирургия действительно позволяют творить чудеса. Но врачи отмечают: чтобы решиться на такое превращение, нужно быть очень мужественным человеком.
- Чтобы бывшему мужчине сделать женские половые органы, мы разрезаем мышцы таза, — объясняет Сергей Галич. — Придя в себя после операции, человек испытывает жуткую боль. Ведь все эти зоны — эрогенные. Но после заживления ран мы видим счастливого человека. У нас был пациент Сережа, который стал Светой. Она отрастила длинные белые волосы, в отделении ходила в красивых пеньюарах. И трое мужчин-пациентов начали ухаживать за ней прямо в клинике. Как для хирурга для меня это было показательно и лестно — значит, у нас все получилось.
- Такие пациенты лежат в отдельных палатах?
- Нет. Если мужчина хочет быть женщиной, мы его сразу кладем к женщинам. Психологически он ближе к ним. Кроме половых органов, таким пациентам мы удаляем еще и адамово яблоко. Некоторые просят изменить форму глаз по женскому типу. В случае, когда женщину «превращаем» в мужчину, самое сложное — сформировать половой член. Несколько лет назад неофаллос формировали из кусочка кожи, в который вставляли протез. Но инородные тела часто отторгались, поэтому мы начали применять принципиально новую технологию. Сейчас формируем член из тканей пациента, пересаживая их в пах на сосудистой ножке, чтобы новый орган наполнялся кровью, и с нервом, который обеспечивает чувствительность.
- Не появляются ли у таких людей проблемы со здоровьем, связанные с приемом гормонов и серьезными операциями?
- Осложнения бывают, как, впрочем, и при других сложных вмешательствах. У наших пациенток, которые в прошлом были мужчинами, с возрастом иногда развивается аденома предстательной железы. Удаляя мужские половые органы, невозможно полностью убрать железу. Именно в ней и образуется опухоль.
- Сколько операций по изменению пола вы провели за 20 лет работы?
- Многие остановились на этапе удаления половых органов. Но 78 человек прошли все операции по формированию пола. За это время хирургические возможности изменились настолько, что мы можем значительно улучшать качество жизни людей, которые много лет чувствовали свою неполноценность.
555Читайте нас у Facebook