ПОИСК
Україна

«О том, что мое заявление в вуз аннулировано, я узнала… из выпуска новостей»

7:00 19 липня 2017
Из-за сбоя в компьютерной системе вступительная кампания оказалась под угрозой срыва: заявления не могут подать тысячи абитуриентов

Вступительная кампания-2017 оказалась под угрозой срыва. Из-за сбоя в электронной системе подать документы в вузы теперь не могут тысячи абитуриентов. В то время как у одних не получается даже создать личный кабинет на сайте «Електронний вступ», другие кабинет создали, но система… сама изменила их данные. Конкурсные баллы абитуриентов в интернет-системе не отображаются, а некоторым поступающим система каким-то образом снизила их баллы.

Времени на подачу заявлений остается все меньше. Хуже всего сейчас абитуриентам, которые планировали поступать на творческие специальности и должны сдавать творческий конкурс. Для них прием документов заканчивается уже завтра, 20 июля. Для всех остальных крайний срок подачи документов — 26 июля. Успеют ли абитуриенты зарегистрировать свои заявления?

«В приемных комиссиях университетов разводят руками: мол, пробуйте подавать заявления еще»

Как известно, в этом году, как и в предыдущем, подать документы в вуз можно только в электронном виде — на сайте «Електронний вступ». Но если в прошлом году вступительная кампания прошла относительно нормально, в этот раз, когда государство закупило новое программное обеспечение, система дала сбой в первый же день.

— Проблемы начались еще 12 июля, — рассказывает «ФАКТАМ» отец одного из абитуриентов киевлянин Владимир. — Зайти на сайт «Електронний вступ» было невозможно — система «лежала». Сайт ожил только поздно вечером, в 23.00. На следующий день сын с грехом пополам смог подать три заявления: в КПИ, Национальный экономический университет и Киевский национальный университет имени Шевченко. После чего система опять зависла, и проверить статус своих заявлений мы уже не смогли. Когда даже через день ничего не изменилось, сын поехал в приемную комиссию Политеха, и там выяснилось, что его данные в электронной системе вуза не отображаются. Как нам объяснили, есть две базы: Единая государственная электронная база по вопросам образования (ЕГЭБО), в которой мы подаем свои заявления, и база университета. Так вот, синхронизировать эти базы не получалось. Поэтому заявления моего сына зависли в воздухе. Что делать, никто не говорил.

РЕКЛАМА

На днях базы все-таки синхронизировали. В результате этой синхронизации многие заявления… исчезли. В том числе и заявление моего сына. На электронную почту пришло извещение: дескать, подавайте заявки заново. Сын это сделал — и опять произошло то же самое. В ЕГЭБО его заявления есть, а в базе КПИ — нет. То же самое с Национальным экономическим университетом. Что нам теперь делать, не могут сказать ни в приемной комиссии, ни на горячей линии Министерства образования. Но время-то идет! И если мы хотя бы живем в Киеве, то что говорить о детях из провинции. Они-то подавали заявления в разные города! И если в последний момент им скажут лично ехать в приемные комиссии, они физически не смогут этого сделать.

Ситуация, в которой оказался сын Владимира, это только одна из многочисленных проблем вступительной кампании нынешнего года. Например, 17-летняя Настя из Киева, подав заявления в четыре вуза, уехала на море. О том, что заявления многих абитуриентов аннулированы, узнала из выпуска новостей.

РЕКЛАМА

— На первый взгляд все было в порядке. Я сделала все, что требовалось, — рассказала «ФАКТАМ» Настя. — Система зависала, но подать заявления мне удалось. В тот же день я уехала в Одессу. А позавчера в новостях рассказали, что компьютерная система дала сбой и данные абитуриентов либо вообще не отобразились в базе, либо отобразились неправильно. Оказалось, система «не увидела» мой конкурсный балл. На его месте — пустая графа. А без конкурсного балла участвовать в конкурсе я не могу. И оказалось, что таких, как я, тысячи!

На днях наши бракованные заявления система аннулировала. На электронную почту пришло сообщение о том, что нужно подавать их заново. Я попробовала, но не получилось. Система пишет, что свои попытки по первому и второму приоритету (в этом году все абитуриенты подают заявления, расставляя их в порядке приоритетности. — Авт.) я уже использовала. Но ведь система сама их аннулировала! В приемных комиссиях университетов разводят руками: мол, пробуйте еще.

РЕКЛАМА

Не менее парадоксальная ситуация произошла у дочки киевлянки Аллы Котляр. В ее случае система конкурсный балл увидела, но… сама изменила его.

— Ночью двенадцатого июля нам удалось подать два заявления с первым и третьим приоритетом, — сообщила Алла Котляр. — Но уже через минуту год выдачи сертификата ВНО удивительным образом изменился с 2017-го на 2016-й. На следующий день на официальной страничке вуза появились рейтинговые списки абитуриентов, заявления которых были зарегистрированы вузом 13 июля. И тут мы увидели, что наш конкурсный балл оказался ниже на 18 баллов! И если бы вуз не обнародовал списки, мы даже не узнали бы, что база ЕГЭБО сделала расчет, не переводя средний балл аттестата в 200-балльную систему и без учета дополнительных баллов абитуриентов. Оказалось, что таких заявлений с неправильно высчитанным базой конкурсным баллом в одном только Киевском национальном университете имени Шевченко на 14 июля было более трех тысяч. А сколько же их по всей стране?!

Семнадцатого июля система «Конкурс» заработала, балл аттестата переведен в 200-балльную систему. Однако дополнительные баллы абитуриентов учтены не были, несмотря на то, что соответствующие сканкопии были отправлены на электронную почту, указанную для этого вузом. Кроме того, в рейтинговых списках есть немало повторов, фамилии абитуриентов дублируются и так далее.

«Связаться с абитуриентом сотрудник приемной комиссии не может, доступа к номерам телефонов поступающих у нас нет»

Поскольку ситуация не решается, а сроки вступительной кампании истекают, в Министерстве образования разрешили абитуриентам подавать документы в бумажном виде. Однако в приемных комиссиях говорят, что вряд ли такое решение исправит ситуацию.

— Если человек подает заявление в бумажном виде, члены приемной комиссии должны отправить его заявление на госпредприятие «Инфоресурс», которое является распорядителем Единой государственной электронной базы по вопросам образования, — рассказал «ФАКТАМ» сотрудник приемной комиссии одного из столичных вузов Вадим. — И вносить эти заявления в систему должны уже на этом предприятии. Но большой вопрос, как быстро они смогут это сделать. Потому что таких заявлений тысячи! Заявления, которые мы отправляли еще в прошлую субботу, до сих пор не рассмотрены. А вступительная кампания заканчивается уже на следующей неделе.

Проблему с программным обеспечением мы увидели еще 1 июля, когда начался прием документов на младших специалистов. Первые три дня мы не могли подать ни одного заявления — система не работала. Дозвониться в Министерство образования было невозможно. Когда все-таки дозвонились, нам пообещали, что систему приведут в порядок. С грехом пополам мы вносили данные абитуриентов. Но, например, внести средний балл документа о среднем образовании все равно не получалось.

Мы много раз говорили, что программное обеспечение ко вступительной кампании абсолютно не готово. А 12 июля это увидели все. Добавилась нагрузка на систему, и она не выдержала. Мы стали получать заявления от абитуриентов без конкурсного балла — система его «не заметила». А связаться с абитуриентом сотрудник приемной комиссии не может, доступа к номерам телефонов поступающих у нас нет. Такая политика Минобразования. Поэтому даже предупредить абитуриентов о том, что с их заявлениями что-то не так, мы не можем. Зайдут сами на электронную почту — хорошо. Нет — в этом году никуда уже не поступят.

— Кто разрабатывал программное обеспечение, которое дало сбой?

— Этим занималась компания «НИИ ПИТ». Но главная проблема в том, что Министерство образования долго тянуло с тендером. И дотянуло до того момента, когда времени для нормальной разработки программного обеспечения уже не оставалось. Судя по данным, размещенным на электронной системе «Прозорро», договор с разработчиком был подписан 20 марта, а разработать проект разработчик должен был до 31 марта. За 11 дней! За это время создать хорошее программное обеспечение, думаю, не смог бы даже Стив Джобс!

— Указом Минобразования от 6 июня 2017 года был утвержден протокол испытания нового программного обеспечения, и оно было признано готовым к эксплуатации, — говорит координатор образовательного направления общественной сети «Опора» Наталия Радыш. — Там сказано, что недостатков, которые могли бы повлиять на работу ЕГЭБО, не обнаружено. Но положительные выводы не оправдались. На начальном этапе вступительной кампании выяснилось, что какие-либо инструкции о работе в ЕГЭБО отсутствуют. Сотрудники приемных комиссий в неоднозначных ситуациях вынуждены были действовать инстинктивно. Наши эксперты понимают, что теперешние действия Минобразования нацелены на стабилизацию ситуации, но некоторые из этих действий только порождают недоверие ко вступительной кампании.

Тендер на разработку программного обеспечения выиграла компания «НИИ ПИТ» — фирма, акционером которой был Михаил Згуровский, ректор Киевского политехнического института и член коллегии Министерства образования. Как видно из тендерной документации (устава ПАО «НИИ ПИТ»), размещенной в базе «Прозорро», руководитель департамента этой фирмы Станислав Горский является советником министра образования Лилии Гриневич.

«В этом нет нарушения закона, — прокомментировал этот вопрос изданию „ZN.ua“ первый замминистра образования Владимир Ковтунец. — Но, поверьте, цена, за которую „НИИ ПИТ“ согласился разрабатывать программное обеспечение для ЕГЭБО, очень невысока. Система дорабатывается на ходу, но это лучше, чем-то, что у нас было раньше».

По словам Владимира Ковтунца, новое программное обеспечение ЕГЭБО обошлось государству примерно в 9 миллионов гривен.

«После хакерской атаки вируса Petya все информационные системы в стране работают в параноидальном режиме безопасности»

Зачем в этом году в Министерстве образования неожиданно решили поменять программное обеспечение? И что теперь делать абитуриентам? Эти вопросы «ФАКТЫ» задали директору Департамента высшего образования Министерства образования Украины Олегу Шарову.

— В этом году программное обеспечение действительно поменяли, — объяснил «ФАКТАМ» Олег Шаров. — Старое программное обеспечение было создано в 2011 году, и при его запуске, кстати, возникало не меньше проблем, чем сейчас. Оно принадлежало частным лицам, которые длительное время сотрудничали с Министерством образования. Но в последнее время встал вопрос о переходе на государственное программное обеспечение и было принято решение о проведении тендера.

Тендер выиграла другая организация. К сожалению, как это часто бывает с новыми программами, новая система оказалась в чем-то несовершенной. Это создало определенные трудности. Но хочу заметить: 500 тысяч заявлений абитуриентов, которые удалось зарегистрировать, говорят о том, что система все-таки работает.

— Правда ли, что на разработку системы у новой компании было очень мало времени? Почему?

Тендер затянули бюрократические процедуры. Соответствующие обращения должен был рассматривать Антимонопольный комитет и множество других инстанций. Когда после проведения тендера с компанией-разработчиком был заключен договор, времени действительно оставалось недостаточно. Но программисты работали и продолжают это делать.

— Уже известно, что стало причиной сбоя системы?

— После известной хакерской атаки вируса Petya все информационные системы в стране работают в параноидальном режиме безопасности. Мы предполагаем, что с этим и связана проблема: безопасность забрала больше ресурсов, чем мы рассчитывали, и произошел сбой. Но это рабочая версия. Что на самом деле произошло, будет окончательно определено только после вступительной кампании.

— Сейчас заявления абитуриентов, конкурсный балл которых не отобразился в системе, аннулированы. Что им делать дальше?

— Подавать заявления заново. Если у абитуриента было заявление с определенной приоритетностью, он может еще раз подать заявление по той же приоритетности.

— А если не получилось? Некоторые абитуриенты жалуются, что при повторной попытке зарегистрировать заявления по той же приоритетности, система пишет, что приоритет занят.

— Такого быть не должно.

Если повторно зарегистрировать заявление не получилось, абитуриенту нужно обращаться по таким адресам: [email protected] или [email protected]. Также можно звонить в сервис поддержки по вопросам регистрации: (044) 239−86−18, (095) 281−13−54, (067) 551−24−74, (093) 342−38−63. Но лучше изложить проблему в письменном виде.

— А что делать тем, у кого конкурсный балл система высчитала неправильно? Как, например, в случае с дочкой киевлянки Аллы Котляр, которая недосчиталась своих 18 баллов?

— Насколько мне известно, эту ситуацию уже урегулировали. Если подобное произошло еще у кого-то, следует обращаться по телефонам, которые мы указали выше.

— Каким абитуриентам разрешили подавать документы в бумажном виде?

— Тем, кто не может создать свой электронный кабинет. Они могут прийти в приемную комиссию университета. Там проверят, можно ли создать электронный кабинет, и, если нет, примут заявление в письменной форме. Также в письменном виде подают документы льготники, абитуриенты, у которых есть отличия в документах (например, в аттестате и сертификате ВНО по-разному написана фамилия), и выпускники, закончившие школу много лет назад или учившиеся за границей — их аттестатов нет в единой базе.

P.S. В СМИ появилось заявление первого замминистра образования Владимира Ковтунца о том, что вступительную кампанию могут продлить. «В случае необходимости продлим срок приема заявлений. Все спорные вопросы будут решаться в пользу абитуриента», — подчеркнул Владимир Ковтунец.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

6188

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів