Председатель государственной налоговой администрации киева олег низенко: «в пик эпидемии аптеки завышали цены на дефицитные противовирусные препараты в полтора-два раза»
Новость об эпидемии немедленно спровоцировала рост цен на все противовирусные средства. Подорожало все: от чеснока и лимонов до масок и медика-ментов. Поэтому в дни карантина контролирующим органам приходилось бороться со спекуляциями как на продуктовом рынке, так и на фармацевтическом. Причем к проверкам аптек привлекли не только профильные учреждения, но и налоговую службу. И, как показал опыт, не зря: в ноябре в 595 проверенных аптечных заведениях было обнаружено 313 нарушений.
«Сумма одних только штрафов может составить более 200 тысяч гривен»
- С первых же дней эпидемии налоговая служба столицы по поручению правительства начала проводить массовые проверки аптек, чтобы предупредить спекулятивные завышения цен на противовирусные препараты, — рассказывает председатель Государственной налоговой администрации Киева Олег Низенко. — И проверки показали, что в аптечном бизнесе не все так гладко, как хотелось бы.
- А что так?
- Только за первый день проверили почти 100 аптек и в каждой обнаружили нарушения: либо не было в наличии необходимых препаратов, либо завышались цены, либо работа велась без соответствующих документов. А с начала ноября мы изъяли из незаконного оборота медпрепаратов на общую сумму почти 200 тысяч гривен.
- Какие нарушения встречались чаще всего?
- Самыми распространенными были такие: не было разрешительных документов, не использовались или даже отсутствовали кассовые аппараты, сумма наличных не соответствовала той, которая была проведена через кассу
- То есть?
- То и есть, что во многих аптеках, к сожалению, выручку от продажи медикаментов не проводили через кассовые аппараты, а значит, и налоги с нее не платили. Так, проверяя аптеку на Подоле, наши сотрудники обнаружили в кассе неоприходованные наличные средства в размере свыше 10 тысяч гривен. Сумма вроде и небольшая. Но, учитывая специфику аптечного бизнеса, а именно то, что большинство лекарств стоит недорого, это немало.
Всего за время проверок применены финансовые санкции на общую сумму почти 18,5 миллиона гривен. В первую очередь — за нарушения, связанные с кассовой дисциплиной (за которые взимается штраф в пятикратном размере неоприходованной выручки). Также некоторые аптеки не имели не только торгового патента на право реализации продукции, но и вообще каких-либо разрешительных документов. Например, в Деснянском районе Киева (вблизи станции метро «Черниговская») наши сотрудники выявили аптеку, работавшую без лицензии и патента. Документов на товар тоже не оказалось. Откуда лекарства поступили в аптеку, непонятно. Да и о качестве препаратов сказать нечего. Мы изъяли сомнительного товара (более 700 наименований) на общую сумму свыше 90 тысяч гривен.
Кстати, как оказалось, это не единственная нелегальная аптека, а целая сеть по всему Киеву. Возле станции метро «Выдубичи» обнаружили другой аптечный киоск, принадлежащий той же фирме, — без лицензий, патента и кассового аппарата. Там изъяли сомнительных медикаментов на сумму свыше 10 тысяч гривен. Впоследствии выяснилось, что общество с ограниченной ответственностью, в сеть которого входили нелегальные аптеки, регулярно отчитывалось в налоговой инспекции об отсутствии какой-либо деятельности. На данный момент все аптеки, относящиеся к этому предприятию, закрыты. Владельцу предстоит отвечать перед законом за свою подпольную торговлю. Причем сумма одних только штрафов может составить более 200 тысяч гривен.
- А изъятые лекарства?
- Они переданы на экспертизу в Министерство здравоохранения.
«Увидев служебные удостоверения налоговиков, провизор захлопнула окошко, выключила свет и забаррикадировалась»
- Вы говорили, что аптеки завышали цены
- Да. Было и такое: в 54 аптеках цены на медицинские товары превышали предельные розничные, установленные правительством.
- На сколько?
- В ряде аптек — на 5-10 процентов, а в пик эпидемии некоторые точки завышали цены в полтора-два раза и более. Так, проверяя в Шевченковском районе две аптеки, которые принадлежат крупному столичному предприятию, имеющему разветвленную аптечную сеть, мы установили, что арбидол продавали почти на 20 гривен дороже, цена на маски была завышена в два раза. Еще в одной аптеке — Подольского района — стоимость азитромицина почти в два с половиной раза дороже.
- Неужели фармацевты впускали проверяющих «без боя»?
- Не всегда. Например, проверка одной из аптек переросла в целый боевик. Все началось с того, что мы получили от киевлянки оперативную информацию: вблизи станции метро «Осокорки» в аптечном киоске продают марлевые повязки по 10 гривен, а чеки выдают на снотворное. Чтобы проверить этот факт, сотрудники Дарницкой налоговой инспекции решили провести контрольную закупку медикаментов в сомнительном киоске. Но, увидев служебные удостоверения и направление на проверку, провизор силой закрыла окошко, выключила свет и забаррикадировалась.
- Прямо в аптеке?
- Да. Почти сутки молодая сотрудница не открывала инспекторам двери. К проверке была привлечена налоговая милиция. Впоследствии выяснилось, что оборону аптечного киоска держала студентка шестого курса медицинского университета. За ночь она сорвала все ценники с лекарств и спрятала «левые» документы за стеллажами.
- Зачем ценники-то срывать?
- Как мне кажется, это нормальная реакция человека, которого поймали на горячем. Скрыть все, что может доказать незаконность действий, в том числе факт завышения цен и наличие контрабандных медикаментов. А то ведь под ажиотаж стоимость препаратов менялась даже на протяжении рабочего дня. Как оказалось, этот киоск входил в ту же нелегальную сеть, что и киоски у метро «Черниговская» и «Выдубичи». Кроме того, наши сотрудники выяснили, что обществу, к которому относились закрытые нами аптеки, принадлежали еще три аптечных заведения, закрытые уже самими владельцами.
Что же касается цен на лекарства, то был у нас и такой пример: сотрудники налоговой милиции Деснянского района пришли в десять утра в аптеку и обнаружили, что 50 наименований лекарственных препаратов не имеют ценников. А это означает, что на такой товар цена определяется едва ли не ежечасно. Естественно, увеличивается.
«Сотрудники налоговой милиции столицы задержали гражданина, продававшего препарат «Тамифлю» через интернет по 800-900 гривен»
- А почему именно налоговая служба контролирует цены?
- Тут вы правы. Цены — не наше основное направление. Нас больше интересует наличие документов на товар, патентов, кассовая дисциплина. Но вы же сами понимаете, что все взаимосвязано. К тому же к ситуации в нашей стране проявила интерес мировая общественность. В Украину, чтобы пресечь распространение болезней, начала поступать гуманитарная помощь, грузы с лекарственными препаратами. И необходимо было обеспечить, чтобы помощь попала к людям, нуждающимся в ней. Поэтому по поручению правительства в налоговых инспекциях Киева были созданы рабочие группы, которые со 2 ноября регулярно проводили проверки аптечных заведений. И проверяли мы не только необходимые документы и кассовую дисциплину, но и наличие в аптеках обязательных медикаментов антивирусного действия и уровень цен на них.
- А что, несмотря на наличие списка обязательных препаратов, которые должны быть в аптеках, их все равно не было?
- Да, и, к сожалению, почти везде. Например, в одной из аптек на улице Закревского из обязательных средств были только перчатки и шприцы. В Шевченковском районе некоторые аптеки вообще вывесили объявления вроде: «Амиксина, амизона, аскорбиновой кислоты, масок как одноразового, так и многоразового использования — нет».
- Что это за список?
- Обязательный перечень медикаментов был утвержден правительством в начале эпидемии гриппа. Он состоит из 15 наименований средств и изделий медицинского назначения: лекарственных препаратов (в том числе противовирусных), а также перчаток и марлевых масок.
Кстати, кроме аптек, существуют и другие каналы продажи медикаментов. И их мы тоже не оставляем без внимания.
- Например, какие?
- Тот же интернет. Сотрудники налоговой милиции столицы задержали гражданина, который торговал разрекламированным препаратом «Тамифлю» при помощи всемирной паутины.
- Каким образом?
- Он размещал на разных сайтах информацию о лекарстве и давал свой номер телефона. Естественно, никаких документов, лицензий, разрешений на право торговли медпрепаратами у него не было. Лекарство продавал, понятное дело, по завышенным ценам.
- Насколько завышенным?
- Одна упаковка «Тамифлю» за 800-900 гривен. Хотя предельная цена этого препарата — 348 гривен. Благодаря размещению информации в интернете клиентов у коммерсанта хватало. Каждый вечер он поездами передавал партии лекарства в разные регионы Украины.
- Откуда он брал дефицитный товар?
- Сейчас это устанавливается. Поскольку в упаковке не было инструкции на украинском языке, скорее всего, лекарство завозили в страну контрабандой.
Ну а мы продолжаем контролировать ситуацию на фармацевтическом рынке Киева. Так, у нас действует горячая линия (номер 0(44) 461-77-00), на которую может позвонить любой гражданин и сообщить о нарушениях. Она была активно задействована во время эпидемии.
- Много киевлян звонили и жаловались на аптеки?
- Представьте себе. И это нам очень помогало: ревизоры и сотрудники милиции выходили на проверки, и в большинстве случаев информация подтверждалась. Хотя, знаете, слух о проверках быстро распространился, и многие аптеки начали самостоятельно — до прихода инспекторов — устранять нарушения. Это, пожалуй, самое эффективное средство в борьбе со спекуляциями
426Читайте нас у Facebook