ПОИСК
Події

«мой больной сын решил участвовать в телевикторинах, чтобы хоть что-то выиграть и покрыть сумасшедшие расходы на лекарства… »

0:00 5 грудня 2009
В результате инвалид с детства за две недели «назвонил» в прямой эфир на 14 тысяч гривен

«ФАКТЫ» уже писали о том, что телеканалы заполонили сомнительные с точки зрения законности платные интерактивные викторины. Жертвами подобных «конкурсов» оказались тысячи людей. После звонков «в телевизор» они получили счета с астрономическими суммами.

Публикации на эту тему вызвали громкий резонанс: в редакцию стали обращаться пострадавшие от телеазарта. Среди них — как пожилые люди, которые не разобрались в хитросплетениях правил и потратили свои пенсии, так и родители, чьи дети «спустили все семейные финансы».

«Сын даже не дозвонился на передачу: было либо занято, либо говорил автоответчик»

- Прочла в «ФАКТАХ» от 25 сентября 2009 года заметку «Супружеская пара киевлян подсчитала, что из 36 телеканалов по одиннадцати ночью показывают телевикторины», — рассказывает пенсионерка из Одессы Екатерина Прозорова.  — Там речь идет о том, что следственное управление столичной милиции возбудило уголовное дело в отношении должностных лиц коммерческой структуры, организовавшей телевизионные викторины «Грошовий дощ» и «Телешанс». Эти аферисты, используя доверчивость людей, обещая различные выигрыши, обставили все таким образом, что никто из телезрителей не то что выиграть, но и элементарно дозвониться по указанным «викторинным» телефонам не может! Тем не менее деньги за участие в этой телеафере снимают, и немалые!

Наша семья тоже стала жертвой таких мошенников. С 25 июля по 10 августа я была за городом, у знакомой. Муж-пенсионер в это время ездил в Россию, на могилу своей матери. Дома оставался сын, инвалид II группы, у которого целый букет серьезных заболеваний, в том числе — центральной нервной системы, после родовой травмы. Словом, живет он на одних лекарствах. Сын смотрел телевикторины и, воспользовавшись нашим отсутствием, звонил с домашнего стационарного телефона по номерам телеканалов, указанным на экране. Кроме «Грошового дощу» и «Телешанса», это были также «Щасливчик», «Острiв скарбiв» и другие.

РЕКЛАМА

Когда нам пришел счет за телефон более чем на 14 тысяч(!) гривен, я глазам своим не поверила. Стала наводить справки. Мне подтвердили, что с нашего номера звонили по междугородней связи, причем в ночное время. Предупредили (читай — пригрозили), что в случае неуплаты отключат телефон и подадут в суд. Я думала, что тронусь рассудком…

Сын признался, что решил участвовать в телевикторинах, чтобы хоть что-то выиграть и покрыть сумасшедшие расходы на лекарства. Он даже сумел угадать слово — звонил, звонил в эфир, но… слышал либо автоответчик, либо сигнал «занято».

РЕКЛАМА

Я тоже знаю это слово. Это слово — жулики! Мой сын — несчастный, больной человек — стал жертвой нечистоплотных людей.

Мне пришлось взять в долг тысячу гривен у знакомых, добавить кое-что из своей пенсии (муж Екатерины Семеновны — онкобольной, перенес инфаркт.  — Авт. ), наскрести все, что было дома, и внести полторы тысячи гривен в счет выставленного нам долга. Но осталось еще более 12,5 тысячи гривен!

РЕКЛАМА

Обратилась в одесский филиал ОАО «Укртелеком», объяснила ситуацию. Там вроде бы пошли навстречу: разрешили выплачивать долг частями. Но где их, эти «части», взять?! Мы втроем живем в 18-метровой комнате, в которой, кроме трех коек, стола и телевизора, ничего больше нет.

Будь я моложе, пошла бы работать. У меня высшее образование, солидный опыт работы в ветеринарии и микробиологии. Но на 73-м году жизни, после пяти перенесенных операций, страдая сахарным диабетом и стенокардией, много не наработаешь…

Умоляю «ФАКТЫ» и всех, кто хоть чем-то способен посодействовать, помочь нам. Неужели невозможно спросить по закону с этих аферистов, наживающихся на несчастных телезрителях?!

Телевикторины приносят организаторам 60-80 тысяч гривен… в час!

Что такое интерактивная или IVR-викторина? Аббревиатура IVR расшифровывается как «Interactive Voice Response», что в переводе означает «интерактивная голосовая реакция». Это технология автоматизированной обработки телефонных звонков с помощью автоответчика. Используется она, в частности, в call-центрах, принимающих и распределяющих массу звонков. Например, позвонив по справочному номеру своего сотового оператора, вы как раз и попадете в IVR-систему, которая будет давать вам подсказки и которой вы будете управлять, нажимая те или иные клавиши на телефоне.

В случае телевизионных IVR-викторин эта система упрощена — автоответчик по команде компьютера отвечает на входящий вызов либо одним, либо другим сообщением. Потом среди телефонных номеров выбирается тот, который будет допущен в эфир. Да-да, именно один из многих дозвонившихся! Об этом сообщает (как бы невзначай, мелким шрифтом) бегущая строка в самом низу экрана. Например: к участию в IVR-викторине допускается каждый 50-й из позвонивших, к ответу в прямом эфире (и, соответственно, к возможности получить выигрыш) — каждый 100-й из допущенных к участию к IVR-викторине…

А на экране бойкие ведущие задают телезрителям довольно простые вопросы. Например, нужно угадать слово из набора букв или сосчитать прямоугольники на экране. Телеведущая говорит без остановки, стараясь потянуть время, чтобы на передачу позвонило как можно больше желающих получить приз. При этом абонент оплачивает сам факт звонка, а вовсе не выход в эфир. Наконец компьютер выбирает один из «допущенных к участию» номеров и дозванивается на него. После чего телезритель, которому в этот раз повезло, радостно называет в прямом эфире ответ. Победителю достается приз, а остальным звонившим… изрядные счета за телефонные «переговоры».

Кстати, свой приз может не получить и «допущенный к игре» счастливчик, а вот телефонный счет ему придет наверняка.

В выигрыше остаются лишь три «участника» игры: организатор викторины, телеканал и компания-связист — так называемый контент-провайдер.

По подсчетам экспертов, подобные викторины приносят более чем солидные барыши: не менее 60-80 тысяч гривен… в час! Деньги «собирают» в основном с подростков и пожилых людей, то есть с самых социально незащищенных слоев. Так почему же игры до сих пор не изгнаны с телеканалов?

Ни налоговые органы, ни прокуратура не могут найти управу на «денежные» телевикторины: ведь их статус до сих пор не определен. По ряду признаков такие передачи можно отнести и к азартным играм, и к лотереям, и к безобидным конкурсам.

По мнению юристов, это ведет к тому, что зачастую организаторы викторин регистрируются как обычные юридические лица, не получив лицензии ни на игорный бизнес, ни на лотерейную деятельность. При этом по указанному адресу такового юридического лица может не оказаться. Скрываются обычно по двум причинам — уходят от налогов и работают полулегально.

Организаторы телевикторин находятся, как правило, в дальнем зарубежье, оттуда зачастую и поступает сигнал, сообщили «ФАКТАМ» в Департаменте уголовного розыска МВД Украины. Создается лишь видимость того, что игрок звонит, например, в киевскую студию.

Схема деятельности подобных «фирм» такова: заключается договор с сотовой компанией и с телеканалом на предоставление вещания. Юридически каналу невозможно предъявить претензии, его нельзя обвинить в ложной рекламе, распространении заведомо ложной информации, потому что он просто транслирует передачу. Нет оснований обвинять и организаторов: участникам телевикторин все правила вроде бы известны.

Кстати, отследить, сколько звонков «достучалось» до студии, какие из них были с правильными ответами, практически невозможно. Да и закона, по которому организаторов можно привлечь к ответственности за мошенничество, нет. Закон «О защите прав потребителей» здесь не работает, ведь никто не заставляет телезрителей участвовать в викторине. Не поможет и закон об азартных играх: надо сначала доказать, что телевикторина — азартная, а не интеллектуальная игра.

Народные депутаты Елена Кондратюк и Николай Баграев еще в начале года представили проект изменения закона «О телевидении и радиовещании». Там, в частности, предусмотрено уведомление телезрителей — крупным шрифтом — о стоимости звонков (причем уведомление должно занимать 20 процентов площади кадра), а также запрет основным телеканалам транслировать эти игры. Однако эти изменения почему-то не торопятся принимать…

Теперь запрещено отключать телефон абоненту при возникновении задолженности только за звонки на телевикторины

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) нашла способ, как бороться с устроителями подобных телевикторин. Комиссия утвердила требования к договору на предоставление телекоммуникационных услуг: оператор обязан бесплатно информировать абонента об условиях предоставления услуги, ее содержании и тарифах. Кроме того, информация о сумме платежа должна отображаться в счете отдельно, оператору запрещено отключать телефон абоненту при возникновении у него задолженности только за услуги контент-провайдеров, то есть за звонки на телевикторины и тому подобное.

Как пояснили в НКРС, теперь абонент имеет право оплачивать лишь услуги связи, и тогда телефон ему не отключат. Что ж до контент-провайдеров, то с ними придется выяснять вопросы в судебном порядке. Можно доказывать, что нарушены права абонента как потребителя, например, номер телефона на экране был подан крупным шрифтом, а стоимость минуты разговора — мелким либо бегущей строкой… Вполне вероятно, что суд займет сторону потерпевшего — тогда платить не придется.

Как не попасться на удочку телемошенников

Член Национального совета по телевидению и радиовещанию Татьяна Мокриди объясняет:

 — Нужно помнить, что телефонные номера всех подобных передач начинаются на 0-900-119 либо 0-900-307. При этом телефонный провайдер подсчитывает суммы за разговоры своих абонентов. «Укртелеком», например, взыскивает деньги за каждые 12 секунд разговора (занятости линии). Следовательно, если вы ждете соединения со студией пять минут, то подобное «висение на проводе» обойдется вам в 150-170 гривен.

Настороженность должны вызвать и «короткие», трехзначные номера, а также те, что начинаются с «0», за которым следуют коды 703-, 800-. Это означает, что игрока, скорее всего, соединят с… компьютером.

Кроме того, эксперты советуют: услышав в трубке телефона щелчок (отсчет работы счетчика) и автоответчик, немедленно прервите связь. Постарайтесь сделать это до следующего щелчка (то есть до истечения 12 либо 60 секунд после соединения). Это позволит вам сэкономить деньги.

759

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів