«теперь я могу удержать в руке даже мобильный телефон! »
- Знаете, какое мое наибольшее достижение? — улыбаясь, спрашивает 32-летняя Алена. — Я удерживаю в травмированной руке мобильный телефон! Еще месяц назад сделать этого не могла, пальцы были слишком слабыми. Постоянно разминаю кисть, тренирую ее. На кухне, например, только правой рукой открываю дверцу холодильника. Здоровый человек никогда не поймет, как это сложно! Я уже перенесла четыре операции, предстоит еще как минимум одна. Но все они направлены на то, чтобы убрать косметические дефекты и полностью восстановить работу пальцев.
Алена попала в ДТП в первых числах сентября (»ФАКТЫ» писали об этом 21 сентября 2007 года). Знакомый вез ее в Киев из Вышгорода. Окно было открыто, женщина высунула правую руку наружу. Внезапно раздался громкий хлопок. Машину начало крутить, перевернуло на бок. Уже позже определили, что все произошло из-за лопнувшего колеса
- Сознания я не теряла, хорошо помню, как выглядела рука, которая оказалась между машиной и асфальтом, — говорит Алена. — Казалось, ее пропустили через мясорубку! Я не могла понять, где мои пальцы
Впервые мы встретились с Аленой через несколько дней после случившегося. Рассказывая о ДТП и показывая травмированную руку, женщина плакала. А спустя несколько дней, когда она поняла, что врачи сделали невозможное — буквально по косточкам собрали и восстановили пальцы кисти так, что в них появились движения, — начала улыбаться. Даже уговорила докторов, чтобы разрешили пойти в салон красоты сделать прическу.
Микрохирург показывал рентгеновский снимок руки пациентки, сделанный до операции. Все пальцы были как будто отделены от ладони, находились в странных положениях. Хорошо видны раздробленные косточки. Кисть объединяли только лоскуты кожи.
- Из-за того, что руку женщины протянуло по асфальту, рана была загрязнена смесью камешков, травы, грязи, — объясняет заведующий отделением микрососудистой и пластической хирургии Национального института хирургии
и трансплантологии имени А. А. Шалимова заслуженный врач Украины Александр Резников. — В такой ситуации очень важно очистить ткани, иначе не избежать послеоперационного нагноения и осложнений. А собирать раздробленные и размятые ткани в подобных ситуациях мы умеем.
«Все ткани на руке Алены как теркой вытерло об асфальт»
Чтобы на травмированную руку обращали меньше внимания, Алена надевает белую гипюровую перчатку, рассчитанную всего на четыре пальца. Мизинца у женщины нет. Этот палец во время ДТП пострадал больше всего. Врачи пытались его спасти, но через несколько дней после операции он почернел и высох. Его удалили.
- Без мизинца можно и жить, и работать, — улыбается Алена. — Главное, что остальные пальчики спасли. А ведь я могла их лишиться! Меня сначала привезли в больницу, которая находилась неподалеку от места аварии. Там однозначно сказали: «Кисть будем удалять!» Повезло, что ко мне подошел молодой доктор, который посоветовал показаться еще и микрохирургам. Он созвонился с Александром Резниковым, и мы тут же поехали в Институт Шалимова. Знаете, что меня здесь поразило? Даже не то, что решились спасать руку. А то, что перед операцией доктор меня спросил: «Можно взять для пересадки кожу с другой руки? Мы сделаем это аккуратно, заметно не будет». Такие мелочи, а он разрешения спрашивает! Конечно же, я согласилась.
Алена послушно выполняла все назначения. Ее очень радовало, что пальцы на правой руке теплые, шевелятся, на них растут ногти.
- Полтора месяца назад мы провели третью операцию — пересадили лоскут кожи с сухожилиями со стопы на руку, — говорит Александр Резников. — Это было самое сложное вмешательство. Правая кисть у Алены была повреждена до кости, все ткани как теркой вытерло об асфальт. Разожмите свою ладонь, — просит меня доктор. — На этой части руки находятся так называемые сгибатели, которые позволяют сжать пальцы в кулак. А разгибатели расположены на внешней стороне. Распрямите пальцы, и вы их увидите. Они напрягаются. У Алены в общей сложности не было восьми сантиметров этих важных элементов. Причем не хватало как сгибателей, так и разгибателей. Мы восстанавливали по два, по три сантиметра сухожилий каждого пальчика. Для пересадки взяли их с внешней стороны стопы. Это возможно благодаря тому, что все пальцы снабжены двойной парой сухожилий, одна другую подстраховывает.
Операция по пересадке лоскута кожи у Алены длилась одиннадцать часов! Вдвое дольше, чем восстановление кисти сразу после ДТП.
- Со стопы Алены мы взяли лоскут, который напоминает слоеный пирог: в нем есть и сухожилия, и сосуды, и нервные окончания, — продолжает Александр Резников. — Перенесли его на место дефекта, сшили все под четырехкратным увеличением микроскопа. Такая операция достаточно травматична. Хотя, признаюсь, разгибательную функцию восстанавливать легче, чем сгибательную.
«Виртуозно научилась есть суши палочками, которые держу в левой руке»
Мы хотели сделать снимки правой руки Алены в действии сразу после операции, но хирург запретил.
- Руку пациентки зафиксировали в положении разгибания, — говорит Александр Викторович. — Три недели сухожилия срастались, а уже затем мы рассказали женщине, как восстанавливать кисть, какие движения выполнять.
- Я, оказывается, две недели неправильно делала упражнения, хотя мне казалось, что выполняю все не только хорошо, но даже с опережением, — добавляет Алена. — В результате, доктор меня выругал за безделье! Выяснилось, нужно не только постоянно разгибать пальцы, массажировать их, но и заставлять разгибаться и сжиматься, несмотря на боль. Стараться все делать по дому правой рукой, не помогая себе левой. Когда началась активная разработка, казалось, рубцы трещат и рвутся. Массажиста, который через день занимается моей кистью, я начала бояться. Он меня не жалеет, доводит до слез. Но уже и результаты есть. Могу удержать в травмированной руке стакан. Правда, массажист говорит, что будем радоваться, когда смогу поднять рюмку!
В результате случившегося Алена оставила работу — она была мастером маникюра и педикюра в салоне красоты. Но профессии не изменила. Выписавшись из больницы после сложнейших операций, начала преподавать в школе, где обучают этим премудростям.
- Перед Новым годом мне пришлось даже оставлять автограф на дипломах мастеров маникюра и педикюра, — говорит Алена. — Как же я нервничала и переживала, смогу ли это сделать! Целый день потратила на то, чтобы научиться держать в пальцах правой руки ручку. Но она же тоненькая! Я пыталась примотать ее скотчем Не получалось. Знаете, как вышла из ситуации? Закрепила ручку с помощью тоненьких резиночек. И так смогла расписаться.
Александр Резников, заинтересовавшись этим способом удержания ручки, тут же нашел аптечные резинки, и Алена дала ему несколько автографов.
- Буду хранить этот листочек! — улыбнулся хирург. — Здорово, что пациентка находит выходы из разных ситуаций. Это и есть залог ее восстановления.
- Вообще-то, я уже приспособилась многое делать левой рукой, — признается женщина. — Особенно хорошо получается есть суши палочками, которые держу в левой руке. Просто виртуозно!
Сейчас Алена буквально излучает спокойствие и уверенность в том, что она уже не пострадавшая, а вылечившаяся. Сама женщина считает это заслугой врачей, в руки которых она попала.
- Буквально в тот же день, когда я поступила в клинику, сюда же привезли молоденькую девочку, которая тоже пострадала в тяжелой дорожной аварии, — продолжает Алена. — У нее со стопы, как носок, была снята кожа вместе с пальцами. После операции врачи сказали, что, возможно, возникнут проблемы с походкой, а о красивой модельной обуви на шпильках придется забыть. На днях я встретила эту девочку здесь же, в Институте Шалимова. Она ходит, у нее отличная походка. А врачи сделали все так, чтобы она могла носить ту обувь, которая ей понравится!
967Читайте нас у Facebook