«после игры с гарри каспаровым я перестала улыбаться за шахматной доской», -
«Я и не заметила, как стали говорить, что мы с Крамником влюблены друг в друга»
- Юдит, за последние три с половиной года к вашим многочисленным личным достижениям прибавились еще и рождение сына и дочери. Специалисты утверждают, что теперь вы заиграли так сильно, как никогда в жизни. Одесский турнир — уже не первый, в котором вы участвуете после рождения младшего ребенка
- До этого были два турнира: блиц — с участием Анатолия Карпова, и еще один, в котором я заняла первое место, обыграв Веселина Топалова — 2:0. Тогда моей дочери было всего три с половиной месяца. Психологически я полностью раскрепощена: ведь теперь у меня есть полноценная семья: любимые муж и двое деток.
- Вы побеждали многих маститых гроссмейстеров-мужчин: Карпова, Каспарова, Иванчука Верно ли, что ваша страсть — Владимир Крамник, которого до сих пор победить не удавалось?
- Да, очень хотелось бы выиграть у него, но «страсть» — это уж слишком сильно сказано. Я и не заметила, как стали поговаривать, что мы с Крамником влюблены друг в друга. Дескать, когда Полгар яростно атакует на шахматном поле Крамника — это наибольший прилив чувств, а более-менее нормальное течение поединка — это, соответственно, спад. Вот такая любовь! (Улыбается. ) Если серьезно, то пожалуй, действующий чемпион мира — единственный из именитых мастеров, которого мне пока не удалось обыграть. Крамник играет очень собранно, сильно, он неудобный соперник.
- Насколько известно, имеется у вас еще один «любимец» — Гарри Каспаров. Я о супертурнире 1994 года в Линаресе.
- О том, что за шахматной доской мужчины далеко не всегда ведут себя как галантные кавалеры, известно. Когда мы встречались в Линаресе, я была в очень хорошем расположении духа, играла легко, даже улыбалась. Каспаров, увидев, что он проигрывает качество, «взял свой ход обратно». Конечно, этот инцидент не прибавил теплоты в наших отношениях. С той поры я перестала улыбаться за доской. (Юдит умолчала еще об одном инциденте. Известно, что раньше Каспаров любил воспользоваться женским туалетом. Пока женщин не допускали к участию в мужских турнирах, на эти выходки шахматиста все смотрели сквозь пальцы. Однако после того как на одних соревнованиях Юдит Полгар пришлось ждать и терпеть, пока оригинальный Гарри Кимович освободит дамскую уборную, контроль за Каспаровым ужесточился. — Авт. ).
- Вы человек азартный?
- Я не только азартна, но и амбициозна, и эмоциональна Правда, с годами учишься контролировать эмоции.
«Шахматные встречи с женщинами всегда наводили на меня скуку»
- Английский гроссмейстер Найджел Шорт назвал вас убийцей мужчин-шахматистов, обосновав это доводом о четком тактическом расчете: дескать, за 20 ходов до завершения партии вы просчитываете мат, то есть свою победу
- Я не килер и не фанатик! Просто люблю выигрывать вчистую. Партий, в которых я буквально разрывала соперника, в молодости было много больше. Сейчас играю с мастерами очень высокого уровня, потому праздновать столь бурные победы доводится все реже. Когда удается сыграть ровно, логично и заслуженно победить шахматного мэтра, это приносит огромное удовлетворение.
- Почему «мужские» шахматы вам больше по душе?
- Я с детского возраста избегала шахматных встреч с женщинами. Они нагоняли на меня скуку. Не могу сказать, что женщины играют хуже, просто они играют иначе, по-другому В королевскую игру вовлечено намного больше мужчин. Например, по данным Международной федерации шахмат (ФИДЕ), доля женщин составляет всего шесть процентов. Кстати, в боксе — в три раза больше! Вначале девочки серьезно интересуются шахматами, но лишь немногие из них способны выдержать действующие на нервы «танцы» 32 фигур на доске.
- 32 куклы, как говорил ваш отец и наставник Ласло Полгар?
- Абсолютно точно! Он очень тонкий психолог, выстроил подготовку нас с сестрами так, что по сей день никто не может придумать ничего подобного! Хотя отец не держит в секрете свои методы, даже книгу издал, где делится опытом. Ведь всерьез я занялась шахматами рано — в четыре года! Папа с Жужей закрывался в другой комнате и обучал ее премудростям игры. Меня же с Софией туда категорически не допускали. А потом двери распахнулись, и здесь уже верх взял конь! Наблюдая за поединками старшей сестры с отцом, я была просто заворожена необычными передвижениями этой фигуры. Именно конь пробудил у меня интерес к шахматам.
- На Кубок мира вы приехали с супругом и с сынишкой. Это традиция?
- Очень хотелось бы, чтобы стало традицией, но Не считаю возможным брать с собой семейную «группу поддержки». Во-первых, мешает концентрации внимания на шахматах, во-вторых, довольно-таки накладно. Нынешнее «сопровождение» — это случай особый: после Одессы я задержусь на голландском турнире и надолго расставаться с семьей не хочется. Ведь моему Оливеру уже три с половиной года, он практически все понимает и получает удовольствие от поездок, не говоря уже о новых впечатлениях! Очень рада побывать в Одессе — городе, о котором столько слышала. Я впервые в Украине вообще! Раньше в вашей стране не проводились столь представительные шахматные мероприятия.
- На кого оставляете дочурку, когда уезжаете из дому?
- На бабушку Клару, и в этом смысле я абсолютно спокойна: как-никак она вырастила трех дочерей, а теперь помогает воспитывать еще четверых внуков — детей моих двух сестер!
- Кто в вашей семье занимается домашним хозяйством?
- Когда я дома, значительная часть этой работы лежит на мне. Кое в чем помогает муж Густав.
- Готовить любите?
- Не очень-то. Обычно готовлю легкую еду — всевозможные салаты, закуски. Одно из моих коронных блюд — гусиная печень, запеченная с грушей и луком.
- Остается ли время для души, помимо шахмат? Ваше хобби?
- Семья, дети занимают, естественно, массу времени. Его катастрофически не хватает. Но стремлюсь выкроить денек, чтобы съездить за город, на дачу, с удовольствием слушаю музыку Иногда удается выбраться в кино, заняться спортом: бег, плавание — то, к чему нас с детства приучил отец. Шахматами сейчас занимаюсь не каждый день, но когда готовлюсь к соревнованиям, это не менее 5-6 часов ежесуточно. Я не работаю, как шахматисты-мужчины, которые способны проводить ночи напролет, анализируя новый ход ферзя в сицилианской защите или восхищаясь гениальной жертвой слона. Это захватывает их сильнее, чем какая-либо иная страсть. И в этом я им завидую белой завистью.
«Нередко отказываюсь от турниров с хорошими премиальными — еду туда, где мне больше нравится: люди, местность»
- Общаетесь ли со своими сестрами?
- Конечно. Хотя не столь часто, как раньше. Разве что по Интернету, по телефону. Чаще не позволяет разница во времени: София живет в Торонто, она любит тренировать, обучать шахматам, но в основном растит своих детей. Жужа — в Техасе, руководит институтом, который занимается шахматами. Два года назад сестры были у меня в гостях, в Венгрии. Я же собираюсь навестить их в нынешнем феврале.
- Юдит, наше общение мы начали на русском. Это «отклики» детства, родительские уроки?
- Чему-то научилась у матери, она у нас педагог-филолог, владеет несколькими языками. Кстати, мама родилась и выросла на Закарпатье, закончила Ужгородский университет. Затем какое-то время я и мои сестры посещали в Венгрии русский детский садик, еще кое-что почерпнули от русскоговорящих тренеров.
- Один из них — экс-чемпион СССР, эмигрировавший из страны Лев Псахис
- Да, это очень важный человек в моей жизни, с ним сотрудничаю уже более 15 лет, по сей день. Правда, последние несколько лет он тренирует юных индийских шахматисток, и довольно-таки успешно.
- Вы с таким вздохом произнесли слово «юных» — можно подумать, что вам уже
- Во всяком случае, не пятнадцать! Шахматы стали моложе, нежели полтора десятилетия назад. Однако на самой верхушке иерархии главенствуют игроки, которым по 40-45 лет. Опыт по-прежнему очень важен. Вопрос, когда именно следует уходить, каждый решает для себя самостоятельно. Не последнюю роль играет здесь и семейная жизнь.
- Не предлагали ли вам рекламные контракты?
- Предлагали, конечно. В этом я не исключение, скорее — правило. Ведь в мире многое решают деньги — очень важная составляющая в жизни. Я хорошо помню времена, когда для того, чтобы сопровождать нас троих на турниры, родители пропускали работу, и их несколько раз увольняли. Вначале все двери перед нами закрывались. Венгерская шахматная Федерация была одним из самых непреклонных оппонентов, не принимающих папины идеи. Положение стало улучшаться именно тогда, когда мы выиграли нашу первую золотую медаль на Всемирной шахматной Олимпиаде в Салониках (1988). Вскоре начали зарабатывать на профессиональных шахматах. Однако деньги без любви к шахматам — ничто! Я нередко отказываюсь от турниров с хорошими премиальными — еду туда, где мне больше нравится: люди, местность. Что до предложений, то они поступали не только от рекламных агентов, а и от спецслужб: если перестанешь играть — есть где продолжить карьеру.
- Ваша сестра Жужа сказала, что лучшим шахматистом ХХI века будет машина
- Для компьютера не существует никаких секретов. Но если бы он просто играл, как человек, тогда можно было бы объективно сравнивать. Был какой-то период, когда шла более-менее равная борьба — и тогда было интересно.
Знаете, я ведь была одной из первых соперниц компьютера: в 1993 году играла с ним тренировочный матч — две быстрые партии. Тогда, несмотря на мой достаточно жесткий стиль, он все «съедал» и с честью защищался. Вообще же я — за импровизацию в шахматах. Этим и хороша настоящая игра!
- Сколько у вас шахматных «Оскаров»?
- Кажется, семь. Женские «Оскары» просто перестали выдавать.
- Правда ли, что после каждой выигранной партии вы покупаете себе новую пару обуви?
- Правда. Бывало, что домой везла несколько десятков пар. Еще люблю шахматные комплекты. Три набора стеклянных шахмат, в том числе хрустальный, привезла из Нидерландов.
За помощь в организации интервью «ФАКТЫ» благодарят вице-президента Федерации шахмат Украины, председателя правления банка «Пивденный» Вадима Мороховского.
1818
Читайте нас у Facebook