«В 2017-м Леонид Каденюк прошел медобследование в США. Серьезных нарушений здоровья врачи не обнаружили»
— В первый раз я увидела Леонида Каденюка в 1995 году во время медицинского обследования претендентов на полет на американском корабле многоразового использования «Коламбия», в числе которых была я, — говорит кандидат биологических наук Надежда Адамчук-Чалая. — Я шла тогда в поликлинику Национальной академии наук Украины, которая находится в исторической части Киева на улице Смирнова-Ласточкина (ныне Вознесенский спуск). Эта улица проложена по склону холма. Я спускалась, он поднимался. Невольно мелькнула мысль: «Что привело этого спортивного энергичного мужчину в поликлинику?» Оказалось, то же, что и меня. Кстати, он произвел на меня весьма благоприятное впечатление — мне импонируют кареглазые мужчины с глубоко посаженными глазами. Уже когда познакомились, выяснилось, что мы с ним дальние родственники: Каденюк с Буковины, а там у меня много родни. Один из родственников Леонида Константиновича был женат на моей тете.
Каденюк был летчиком-испытателем и космонавтом. Прошел подготовку как командир экипажа советского космического корабля многоразового использования «Буран». После развала Советского Союза остался служить в Военно-воздушных силах России. Но когда узнал, что появился шанс полететь в космос, оставил налаженную жизнь и приехал в Киев поучаствовать в конкурсе на место в экипаже «Коламбии».
— Руководить медицинским обследованием претендентов на космический полет поручили специалисту по клинической физиологии и космической медицине профессору Вадиму Акимовичу Березовскому (отцу известного дерматолога Ольги Богомолец), — продолжает Надежда Адамчук-Чалая. — Нас, претендентов, набралось около 300 человек (кстати, я была не единственная женщина среди них). Комиссия Национального космического агентства Украины по ряду параметров (в том числе уровню знания английского, профессиональной подготовки) отобрала четверых: Леонида Каденюка, Ярослава Пустового (перед этим он окончил Военную инженерно-космическую академию имени Можайского в Санкт-Петербурге), кандидата технических наук, спортсмена-парашютиста Вячеслава Мейтарчана и меня. Я работала тогда в Институте ботаники НАН Украины. Стать претенденткой на полет на шаттле я не вызывалась — меня пригласили, ведь будущий украинский астронавт должен был выполнять на орбите эксперименты по выращиванию растений в условиях невесомости.
* Надежда Адамчук-Чалая: «Как оказалось, мы с Леонидом Каденюком дальние родственники». Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
— Нашу четверку отправили на обследование в Америку, в Центр НАСА имени Джонсона (находится в городе Хьюстон), — рассказывет Надежда Адамчук-Чалая. — Вначале полетели Каденюк с Мейтарчаном, затем я с Ярославом Пустовым в сопровождении профессора Березовского. Нам выдали хорошие командировочные, так мы с Ярославом накупили в Киеве гору всяческих вкусностей — конфет «Вечерний Киев» и тому подобного. Устраивали в США украинские вечера и угощали сладостями гостей.
В США врачи не изнуряли нас экстремальными тестами — просто сделали развернутый анализ крови, проверили зрение, желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистую и другие системы организма, а также внимательно обследовали состояние зубов
— Переживали?
— Конечно, ведь была еще совсем молодой ученой — 25 лет. Нервы разыгрались, когда проходила психологические тесты. Психолог задает вопросы, и я понимаю: чтобы ответить на некоторые из них, мне попросту недостает жизненного опыта. Специалисту это тоже стало ясно, и он переворачивал сразу несколько страниц сборника с тестами (улыбается). Каденюк (он был самый старший в нашей группе) искренне старался подбодрить меня.
Проверка наших профессиональных качеств проводилась на мысе Канаверал (там находится космодром) в Центре НАСА имени Кеннеди. Все были отлично подготовлены. Я, например, перед этой командировкой ездила в Англию на ассамблею Комитета по космическим исследованиям (Международная неправительственная организация. — Авт.), на которой выступила с докладом по своей кандидатской диссертации.
Из нас четверых американские специалисты выбрали в качестве основного космонавта Леонида Каденюка. Ярослав стал его дублером. Они оба приступили в США к рассчитанной на год подготовке к полету.
Мне предложили участвовать в подготовке экспериментов, которые украинскому космонавту предстояло провести на орбите, а также в обработке их результатов после полета.
К слову, американские астронавты знают, что хотя бы раз в космосе побывают: пока все члены отряда астронавтов не слетают на орбиту, новичков не набирают. Многие из астронавтов затем делают успешную карьеру в других сферах деятельности, становятся пиар-лицами крупных компаний.
* Дублер Каденюка Ярослав Пустовой
— В интервью «ФАКТАМ» Леонид Каденюк рассказывал, что в США во время подготовки к полету семьи членов международного экипажа «Коламбии» поселили в отдельных квартирах. Они часто ходили друг к другу в гости. Все очень подружились, много общались. Жена Каденюка Вера (учительница английского языка) угощала всех настоящим сельским борщом, на приготовление которого уходит часа три. Его рецепт космонавту передал брат-двойняшка Сергей, когда тот уезжал в Америку. Сергей и Леонид были очень похожими?
— Нет. Внешне они очень разные — именно двойняшки, а не близнецы. Их родители были сельскими учителями.
* Леонид Каденюк (справа) с братом Сергеем
* Так Сергей Каденюк выглядел в зрелом возрасте
— Леонид ходил в третий класс, когда в 1961 году Юрий Гагарин первым в мире полетел в космос, — продолжает Надежда Адамчук-Чалая. — На Леню Каденюка это произвело сильнейшее впечатление. Уже тогда он поставил перед собой цель стать космонавтом. По характеру Леонид Константинович человек волевой, целеустремленный, так что неуклонно шел к выполнению этой задачи: старательно учился, окончил школу с серебряной медалью. В Советском Союзе претендентов в отряд космонавтов искали в основном из числа военных летчиков. Будучи 16-летним подростком, Каденюк стал курсантом Черниговского высшего военного авиационного училища. После его окончания закончил школу летчиков-испытателей. Участвовал в испытаниях многих боевых самолетов. С учетом уровня профессиональной подготовки, здоровья, личных качеств в середине 1970-х Каденюка отобрали в отряд космонавтов среди очень большого количества претендентов.
* Родители Леонида Каденюка Нина Андреевна и Константин Никитович
— Кстати, после своего полета на шаттле Леонид Константинович часто выступал перед молодежью, — вспоминает Надежда Адамчук-Чалая. — Он неустанно повторял ребятам: «Посмотрите на мой пример: я, паренек из буковинского села, смог осуществить свою мечту. Каждый из вас может реализовать себя в жизни, если будет упорно идти к намеченной цели».
* Леонид Каденюк в десять лет поставил перед собой цель полететь в космос и таки добился воплощения своей мечты
— Вы были на старте корабля «Коламбия», на котором в ноябре 1997 года Каденюк с товарищами полетел в космос?
— Нет, но знаю, что в США существует традиция: астронавты прилетают на космодром на мысе Канаверал на истребителях. Леонид летел в одном самолете со своим другом, командиром экипажа шаттла Кевином Крегелем. Интересно, что Кевин уступил управление американским истребителем Леониду (Каденюк к тому времени успешно освоил управление этой боевой машиной, выполнял на ней фигуры высшего пилотажа).
Когда до старта «Коламбии» оставалась неделя, к экипажу перестали допускать посторонних. Исключение сделали только для находившегося тогда с визитом в США президента Украины Леонида Кучмы — но лишь после медицинского осмотра. Кстати, вопрос о полете украинца на шаттле решался на высшем уровне — соответствующий договор в конце 1994 года подписали президенты Кучма и Клинтон.
Перед самым стартом у всех членов экипажа спросили: кто должен быть возле жен и детей, если произойдет авария шаттла и астронавты погибнут? Каденюк назвал американского астронавта украинского происхождения Хайди Стефанишин Пайпер.
Леонид вспоминал: когда экипаж разместился в шаттле и стал ожидать старта, он даже вздремнул (наземным службам нужно некоторое время, чтобы окончательно подготовить корабль к полету). Проснулся минут за десять до старта.
Я с коллегами-учеными прилетела в Америку в начале декабря встречать «Коламбию» после космической экспедиции. Шаттл садился ранним утром. Мы услышали гул, который постепенно нарастал, в небе показалась точка — спускавшийся с выключенными двигателями (словно планер) космический корабль. Увидели рядом с ним самолет сопровождения. Уже через час после посадки нам передали растения, эксперименты с которыми Каденюк проводил в невесомости.
Кстати, вскоре в красном космическом скафандре, который был на командире экипажа Кевине Крегеле, голливудская звезда Брюс Уиллис снялся в ставшем знаменитым фильме «Армагеддон».
* Международный экипаж «Коламбии». Командир Кевин Крегел возле Леонида Каденюка справа
— Как я понимаю, вы участвовали в исследованиях растений, которые наш космонавт выращивал в космосе?
— Да. Тут нужно сказать, что Каденюк выполнил на борту корабля 11 экспериментов. Затем эти растения я с коллегами исследовала в Институте ботаники. По результатам этих работ мы получили Государственную премию в области науки и техники.
* Леонид Каденюк с женой Верой и сыном Дмитрием. Фото из книги «Леонід Каденюк: Я твій син, Україно!»
— Смерть Каденюка стала для всех полной неожиданностью?
— Да, ведь он выглядел вполне здоровым человеком. Все астронавты, летавшие в космос на американских кораблях, ежегодно проходят в США комплексное медицинское обследование. Леонид Каденюк не пропускал этих обязательных тестов. Насколько я знаю, в 2017 году серьезных отклонений в состоянии его здоровья врачи не обнаружили. В последний раз я виделась с Каденюком пятого декабря прошлого года на торжественном мероприятии в Киеве, посвященном 20-летию завершения полета космической экспедиции, в которой он участвовал. Леонид Константинович выглядел, как обычно, подтянутым, был уверенным в себе, полным сил человеком. Каденюку невозможно было дать его 67 лет.
Он до последних своих дней жил полноценной жизнью, часто бывал за рубежом с лекциями.
Леонид Константинович всегда совершал пробежки по утрам — по 40 минут. Вероятно, в день «красной Луны», когда воздействие спутника на Землю было сильнее обычного, бегать не стоило — специалисты ведь рекомендовали воздержаться от больших физических нагрузок. Но даже если бы Каденюку накануне роковой пробежки кто-то сказал об этом, он, вероятнее всего, сделал бы по-своему.
— Знаю, что вы с мужем растите двоих детей. Предлагали Каденюку стать крестным отцом кого-либо из них?
— Да, но от этой идеи пришлось отказаться: то ли Каденюк оказался некрещеным, то ли была иная причина — уже не помню. Зато мы с Ярославом Пустовым стали крестными отцом и матерью одной девочки из многодетной семьи. Наша крестница уже окончила Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, сейчас учится в магистратуре в Шотландии.
* В конце 1980-х после окончания КПИ Вячеслав Мейтарчан работал в ракетно-космическом концерне «Энергия». Когда развалился СССР, вернулся в Украину
— Как сложилась судьба остальных трех финалистов отбора в экипаж «Коламбии»?
— Ярослав Пустовой живет с женой Алесей и тремя дочками в Канаде, является гражданином этой страны. Переехал за океан после того, как в начале 2000-х стал участником частного проекта по космическому туризму «Канадская стрела». Ярослава отобрали в качестве пилота корабля, на котором планировалось доставлять клиентов компании на высоту, с которой начинается космос, и возвращать на землю (так называемые суборбитальные полеты). Но этот проект пока еще не реализован.
Вячеслав Мейтарчан сейчас на фронте в АТО. Я продолжаю заниматься наукой, работаю в Институте микробиологии и вирусологии имени Заболотного НАН Украины. Кстати, в кабинете, в котором мы с вами беседуем (интервью у Надежды Адамчук-Чалой корреспонденты «ФАКТОВ» брали на ее рабочем месте), начиналась мировая космическая микробиология: первые микроорганизмы, попавшие в космос с Земли, выращивались в оборудованной здесь лаборатории членом-корреспондентом АН УССР Львом Иосифовичем Рубенчиком.
3691Читайте нас у Facebook