«плохие биты стали делать»,- заметил нападавший, когда после первого же удара по руке жертвы деревянная палка разломалась пополам
Константин — крепкий накачанный мужик ростом под два метра — уверяет меня, что с малых лет испытывает неприязнь к наркоманам, которые вечно что-нибудь воруют у него из дому. Вот и незнакомого молодого человека они с другом якобы приняли за наркомана, встретив того на улице в Кременчуге. Подумали, дескать, тот ищет, чем бы поживиться.
Итог этой случайной встречи имел свои последствия — 22-летний сотрудник милиции попал в больницу с переломанным носом, закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением мозга, а «борцы за чистоту общества» Константин Ященко и Александр Гончар (фамилии изменены) арестованы, против них возбуждено уголовное дело.
«Мы хотели проучить наркомана и сдать его в милицию»
Оперативники не раскрывают своих профессиональных тайн. Говорят лишь в общем: в тот день проводили оперативно-розыскные мероприятия. Александр Правдюк, Дмитрий Ткаченко, Евгений Косенко и Денис Горбулев четыре часа, соблюдая меры конспирации, вели наблюдение за объектом. Андрей с Димой сидели в автомобиле в одном месте, а Женя с Денисом прохаживались на расстоянии приблизительно 500 метров друг от друга.
- В семнадцать часов мы доложили руководству, что имеющуюся информацию проверить не удалось, — рассказывает оперуполномоченный Кременчугского отдела по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Полтавской области Александр Правдюк. — Получили команду сниматься с объекта и собирались уже забирать своих напарников. Но в этот момент Диме на мобильный телефон позвонил Денис: «Там двое неизвестных, подъехавших на «Ауди» темного цвета, бьют Женю». Я был за рулем служебного автомобиля и тут же нажал на газ
- Я как раз проходил мимо ворот объекта, за которым мы наблюдали, — еще слабым голосом объясняет оперативник Кременчугского горотдела по борьбе с организованной преступностью Евгений Косенко, невысокий худощавый парень. — В это время меня плавно обогнала «Ауди» и стала впереди метров за пять-шесть. Не подозревая ничего плохого, я продолжал идти вперед. И тут из машины выбежал здоровенный «качок» с битой в руке, набросился на меня с матами: «Ты что здесь делаешь?» Не успел я ему что-либо ответить, как получил сильный удар в локоть левой руки. Поднял ее, чтобы закрыть лицо. Хорошо, что был в дубленке, иначе точно сустав раздробил бы. Он до сих пор плохо разгибается. Удар был такой силы, что бита разломалась пополам. «Плохие биты стали делать», — заметил «качок» и ударил меня деревянным обломком в живот. Я перехватил тот обломок, которым легко можно было нанести колотую рану, и не выпускал его. «Что ж ты творишь? Я работник милиции», — говорил нападавшему. Но это его лишь еще больше озлобило. «Ах ты, мент поганый, я убью тебя!» — стал он мне угрожать.
Константин (а это был именно он) возражает:
- Да не представлялся он, кто он такой, а нам с другом откуда было это знать? Мимо проходил какой-то пожилой мужик и поддержал нас: «Правильно, ребята, делаете. Ходят тут всякие, воруют все подряд. Я узнал его, это вор, проучите его как следует». Именно так мы и хотели сделать, чтобы потом доставить его в милицию
Тем временем друг Константина Александр Гончар — тоже сильный молодой человек высоченного роста — принялся избивать парня. Беззащитный оперативник (задание, которое выполняла группа, не предусматривало наличия оружия) оказался в руках озверевших хулиганов.
«Я тебя замочу!» — кричал бандит, приставив к груди парня пистолет
«Чего ты здесь лазишь?» — набросился Александр на Евгения. Женя снова сказал, что он сотрудник «шестого» отдела. Впрочем, нападавшего ответ особо не интересовал. Присмотрев рядом кусок деревянного бруса, он со всей силы ударил им милиционера по затылку. У того из раны потекла кровь, закружилась голова. «Тебе надо не только голову разбить, тебя убить надо!» — продолжал угрожать Александр. И тем же брусом наносил удар за ударом по ногам. У Жени к тому времени уже был сломан нос — Константин, пытаясь полностью завладеть оставшимся куском биты, ударил его головой в переносицу. Потерпевший говорит, что ни страха, ни боли в тот момент не чувствовал, но испуг был, потому что не знал причины нападения.
Напарники повалили опера на землю и продолжали избивать его ногами. К счастью, в этот момент у Жени зазвонил мобильник. Звонил Денис, чтобы сообщить о завершении операции. Но Женя опередил его: «Меня тут избивают, нужна твоя помощь!»
Мучители не успели воспрепятствовать разговору и даже обрадовались: «Так ты не один? С тобой еще кто-то есть? Пусть и они подходят, с ними тоже разберемся».
- Через минуту или две после звонка Дениса мы были уже на месте происшествия, — рассказывает оперуполномоченный по особо важным делам Кременчугского отдела по борьбе с организованной преступностью Дмитрий Ткаченко. — Саша заблокировал «Ауди» служебной машиной, но те двое так увлеклись «разборкой», что не реагировали ни на что. Они готовы были вести бой до конца. Один держал нашего Женю левой рукой за горло, а другой угрожал ему пистолетом, приставив оружие к груди. «Я тебя замочу!» — кричал он в ярости и при этом умудрялся свободной рукой бить Женю брусом по ногам.
«Милиция! Быстро отпустить человека! Положить оружие!» — скомандовали оперативники, но оба злоумышленника команду проигнорировали. «Стоять, а то стрелять буду! Мне все по фиг!» — навел Гончар на сотрудников милиции пистолет, перемещая дуло то на одного, то на другого.
Оперативники сразу определили, что в руках злоумышленника находится пистолет Макарова. Безоружным, им оставалось только надеяться на знание приемов рукопашного боя. Работники милиции даже подмогу себе вызвать не успели, а из Жени помощник был уже никакой — он еле держался на ногах. И Александр с Дмитрием стали незаметно приближаться к захватчикам, окружая их с двух сторон.
Дальше все происходило очень быстро. В какие-то доли секунды оперативники выбили наведенный на них пистолет и повалили Гончара на землю. Сейчас ребята вспоминают, что это было нелегко. Бандит отчаянно сопротивлялся и пробовал завязать с ними драку. Пытался убежать, но не удалось. В этот решающий момент как раз подоспел Денис Горбулев, самый молодой из сотрудников ОБОП. Уже вместе они защелкнули «браслеты» на руках хулиганов. Кстати, во время потасовки Константин так и не разжал левой руки на горле Евгения.
Из изолятора «скорая» вывезла задержанного без охраны, и он сбежал из больницы
Только позже милиционеры узнали, с кем им пришлось иметь дело, и насколько опасными людьми были задержанные. При осмотре их автомобиля оперативники обнаружили черные маски с прорезями для глаз, пар десять перчаток, ломы, «болгарку», бинокль. Не считая биты и пистолета, которыми злоумышленники воспользовались при нападении на сотрудника милиции. Весь этот «джентльменский набор» более чем красноречиво указывал на то, каким образом зарабатывали себе на жизнь в свободное от тренировок время «борцы с наркоманами» Гончар и Ященко. И с какой, собственно, целью они наращивали мышцы в спортзалах. Кстати, в тот день, когда все произошло, они тоже ехали с тренировки — якобы искали мастерскую по ремонту автомобилей. В наколенниках, в налокотниках, в берцах Еще не остыв от силовых упражнений, они решили испытать накопленную силу на беззащитном человеке, который мог на них напасть. Именно так поначалу Гончар с Ященко и объясняли свой неадекватный поступок.
По неофициальной информации, Ященко был телохранителем одного из лидеров местной преступной группировки. И, как рассказал «ФАКТАМ» исполняющий обязанности начальника Кременчугского городского отдела по борьбе с организованной преступностью Юрий Компанеец, с 2000 года был объявлен в розыск Оболонским РУВД Киева за мошенничество с продажей угнанного автомобиля на территории Польши. Александр Гончар, нигде официально не работающий, входит в общественную организацию «Правопорядок» при Крюковском рай-исполкоме, которая призвана помогать милиции. Как член этой организации, Александр имел разрешение на ношение оружия, приспособленного для стрельбы резиновыми пулями. В момент задержания в его пистолете находилось шесть патронов. Но, как оказалось, применял он выданное оружие как раз против милиции.
- Внешне этот пистолет ничем не отличается от табельного пистолета Макарова, — объясняют Александр Правдюк и Дмитрий Ткаченко. — Его производят на том же заводе, где производят и боевые пээмы. Выстрел из него с расстояния восьми метров «обеспечивает» перелом ребер, попадание в висок или в глаз грозит если не смертью, то инвалидностью. Мы стояли всего в двух метрах от дула пистолета и не знали, чем он заряжен. Мысли были только о том, чтобы обезвредить преступников и спасти жизнь товарищу.
Что ж, ребята блестяще справились с задачей. Волею случая она оказалась гораздо сложнее, чем та, которая первоначально была поставлена перед ними.
- Теперь уйдешь из милиции? — осторожно спрашиваю Евгения.
- Мама настаивает на этом. Понятно, она не хочет, чтобы ее сын рисковал своей жизнью каждый день. Но я мечтал работать в милиции с детства, окончил Харьковский университет внутренних дел. И менять профессию не собираюсь, — уверенно отвечает парень. — Наоборот, появилось еще большее желание избавлять общество от всякой мрази.
Женя признается, что был шокирован не столько откровенной агрессией хулиганов, хорошо подготовленных физически, сколько равнодушием посторонних. Ведь проходивший мимо мужчина, видя, что убивают человека, не то что не вмешался в ситуацию и не вызвал милицию, но еще и поддержал хулиганов.
Непонятная ситуация сложилась и после задержания Ященко с Гончаром. В первые дни городская прокуратура отказывалась возбуждать против них уголовное дело, не усматривая в их действиях состава преступления. Как рассказывают люди, знающие ситуацию изнутри, только то, что дело находится на личном контроле начальника областного УМВД, и только после вмешательства областного прокурора расследование сдвинулось с места. Сами работники правоохранительных органов возмущены: «А если бы пострадал не работник милиции, а какой-нибудь рядовой человек? Нашел бы он правовую защиту?»
Отдел по борьбе с организованной преступностью начал служебное расследование другого инцидента. Оказывается, по просьбе Ященко к нему в изолятор временного содержания была вызвана бригада скорой помощи, которая увезла его в больницу без охраны. Уже из больницы задержанный спокойно ушел по личным делам и отсутствовал пять часов. Неужели это было бы возможно, если бы на месте этого крутого парня оказался какой-нибудь другой гражданин?
- То, что случилось, было направлено не против сотрудника милиции и не против правоохранительных органов, а против всего общества, — говорит начальник областного УБОП полковник Александр Плужник. — И я со всей ответственностью заявляю, что совершившие преступление понесут наказание по всей строгости закона, какие бы покровители за ними не стояли.
841Читайте нас у Facebook