Поборы в больнице: за что жестоко избили киевского врача
Врач уверен: произошедшее напрямую связано с его заявлениями о коррупции в диагностическом центре. По словам Юрия Лиски, когда он отказался участвовать в коррупционных схемах руководства медучреждения, ему создали невыносимые условия работы, а потом и вовсе уволили. Юрию удалось добиться восстановления на работе через суд, но конфликт с руководством на этом не исчерпался.
В сентябре 2017 года Юрия Лиску уже избивали неизвестные. «ФАКТЫ» попытались выяснить, кто стоит за нападениями на врача и какие события этому предшествовали.
— Преступники поджидали меня возле филиала № 2 консультативно-диагностического центра на улице Драйзера, где я работаю, — рассказывает «ФАКТАМ» Юрий Лиска. — Их было двое. Оба молодые (до 25 лет), спортивного телосложения. Они преградили мне дорогу, а когда я попытался их обойти, начали бить. Один из них пошел мне навстречу и хотел ударить кулаком в висок. Я инстинктивно увернулся, и он рассек мне бровь. Потом подбежал второй и стал наносить удары в нос. Он сказал: «Если не заткнешься — убьем!»
Я закричал: «Убивают!» Преступников это не остановило, и они продолжали зверски меня избивать. Потом мой крик услышали прохожие. Двое мужчин, находившихся неподалеку, прибежали на помощь. После сильного удара в голову я упал и на мгновение потерял сознание. Когда пришел в себя, преступников уже не было. Мужчины, которые меня спасли, пытались за ними погнаться, но закончилось все тем, что бандиты распылили им в лицо газ из баллончика и убежали.
У меня все лицо было в крови, сильно болела и кружилась голова. С трудом дошел до травмпункта, вызвал «скорую» и полицию. Но полицию пришлось ждать больше часа. Я сообщил им, с чем, на мой взгляд, связано это нападение.
* «У меня ничего не украли, это не было ограбление, — говорит Юрий Лиска. — Меня избили показательно: прямо на пороге центра»
— Что именно вы рассказали полиции? Ведь это уже не первое нападение на вас.
— Да, я уверен, что оба нападения связаны между собой. Первый раз меня избили 23 сентября прошлого года. Это произошло на улице Ольжича. Когда я вышел из поликлиники и сел в машину, ко мне впритык подъехал черный джип. Из него выбежали трое. Один из них с пистолетом в руках запрыгнул ко мне на переднее пассажирское сиденье: «Не рыпайся, нам надо с тобой поговорить». После этого на заднее сиденье заскочил еще один. Я открыл дверцу и попытался выпрыгнуть из машины, но третий преступник, стоявший возле водительской дверцы, схватил меня за горло и начал бить по голове. Я закричал, но от удара в висок потерял сознание. Это происходило в десять утра в достаточно людном месте. Тем не менее не помешало преступникам меня избить. У меня тогда констатировали закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга.
Преступников, напавших на Юрия Лиску, в тот раз не поймали. Юрий Лиска говорит: первый раз его избили, когда он начал добиваться справедливости в судебном процессе против диагностического центра.
— В филиале № 2 консультативно-диагностического центра Деснянского района я работаю с момента его основания — с 2013 года, — продолжает Юрий Лиска. — Это коммунальное неприбыльное предприятие. В 2014 году заведующий нашим филиалом объявил плановые сборы благотворительных взносов с пациентов. План был следующий: например, врач-стоматолог в день должен давать руководству по 50 гривен с каждого пациента. Принял пять пациентов — заплатил 250 гривен. Принял 10 человек — отдал 500. Это вынуждает врача говорить пациентам, что они должны заплатить. Если пациент платит лично врачу, врач сдает деньги через кассовый аппарат как благотворительный взнос и показывает чеки руководству. Есть еще один вариант — заплатить через кассу благотворительный взнос. Пациент приносит врачу чек, а врач собирает эти чеки и показывает их заведующим отделений.
Выполнять этот план я сразу отказался. Тогда ко мне пришел заведующий нашим филиалом. Он не церемонился, говорил прямо и нагло: мол, я должен понимать, «кто хозяин на районе». Заявил: если не буду выполнять план, меня уволят и я больше нигде не смогу найти работу.
— Остальные сотрудники были согласны в такими правилами?
— Большинство боялись потерять работу, поэтому молча делали то, что им говорили. Одна врач, акушер-гинеколог, тоже отказалась платить и подала заявление в Киевский горсовет. К этому заявлению приложила оригинал тетрадки, где фиксировался контроль благотворительных взносов: было написано, кто из врачей ее отделения сколько должен сдавать. Тетрадка была прошита и подписана заведующим филиалом. Казалось бы, какие еще нужны доказательства того, что в центре процветает коррупция? Но в итоге врач уволилась, а на факты, изложенные в ее заявлении, никто не отреагировал.
— А вы пытались жаловаться?
— Конечно. В июле 2014 года я обратился к директору консультативно-диагностического центра Деснянского района, а потом и в райгосадминистрацию. Тем временем начало происходить то, о чем меня предупреждало руководство. Забрали современный аппарат УЗИ, а вместо него поставили старый, где даже нет доплера. В первую очередь от этого пострадали пациенты — на старом аппарате я не мог оказать им качественную медицинскую услугу, как раньше.
Потом мне стали каждый месяц менять график работы. То ставят в первую смену, то вечером, то в середине дня. Я работал в этом центре на полставки, и все прекрасно знали, что еще я подрабатываю в других медицинских учреждениях. А тут мне специально стали менять график так, чтобы не мог совмещать. Когда обратился с жалобой в райгосадминистрацию, там ответили, что все изменения в графике были со мной согласованы. Но со мной никто ничего не согласовывал! На все свои жалобы я в лучшем случае получал отписки.
На прием к врачу ультразвуковой диагностики пациенты попадают по талонам, которые передает заведующий филиалом. Но мои талоны он не передавал. Вот и получилось, что раньше у меня была загруженность на все сто процентов, а после конфликта — всего на 10—30 процентов. Пациентам не выдавали талоны ко мне на прием, а мне заявляли, что мои услуги не востребованы. В итоге мои полставки сократили. Меня уволили.
Юрий Лиска начал судиться за свое восстановление на работе. Суд первой инстанции он проиграл. Говорит, решение райсуда было вынесено в его отсутствие. А вот апелляционный суд Юрий Лиска выиграл.
В решении Апелляционного суда Киева сказано о многочисленных нарушениях трудового законодательства, допущеных при увольнении Юрия Лиски. Суд принял решение восстановить врача в должности и взыскать с диагностического центра в его пользу 48 тысяч гривен компенсации.
— Когда уже было понятно, что судьи апелляционного суда намерены разобраться в ситуации, произошло первое нападение, — говорит Юрий Лиска. — А за несколько дней до этого избили врача-стоматолога другого филиала консультативно-диагностического центра Деснянского района Наталью Проценко. Она тоже отказалась делать взносы, после чего была уволена. Наталья мать-одиночка, сама воспитывает двоих детей. Она, как и я, добивалась в суде восстановления в должности. Ее избили, когда она вышла из здания суда.
* В сентябре прошлого года на коллегу Юрия врача-стоматолога Наталью Проценко, которая тоже боролась с руководством центра, было совершено похожее нападение
В разговоре с корреспондентом ФАКТОВ" Наталья Проценко сообщила, что в ее филиале консультативно-диагностического центра врачей тоже заставляли брать с пациентов благотворительные взносы. Утверждает, что суммы там были больше.
— Все начиналось с 750 гривен в месяц, а закончилось 6 тысячами, — сообщила «ФАКТАМ» Наталья Проценко. — Когда отказалась выполнять план, меня уволили. Я подала в суд и добилась восстановления в должности. Но меня до сих пор не восстановили. В решении суда сказано, что я должна быть восстановлена в отделении терапевтической стоматологии, которое по документам существует в нашем учреждении. Но, но самом деле этого отделения нет. Есть обычное отделение стоматологии. Одним словом, вопрос до сих пор не решен. А что касается моего избиения, то это произошло прямо возле здания суда, в котором я добилась своего восстановления на работе.
По словам Натальи, факты принудительного взыскания с пациентов благотворительных взносов в свое время установила и прокуратура. Действительно, в официальном представлении прокуратуры Деснянского района Киева (вынесенном еще в 2014 году) сказано, что «в деятельности медучреждений района имеют место случаи незаконного взыскания платы за оказание медицинских услуг в виде добровольных компенсаций. Граждан ставят в условия, при которых получение медицинской помощи прямо зависит от внесенных ими пожертвований». Но на представлении прокуратуры все и остановилось.
Выиграв апелляционный суд, Юрий Лиска начал добиваться исполнения судебного решения.
— Руководство центра тянуло время, мне долго не хотели давать на руки приказ о восстановлении на работе, — говорит Юрия Лиска. — Суд вынес решение 19 февраля 2018 года, а приступить к исполнению своих обязанностей я смог только в марте. Но главное, что это все-таки произошло.
— Вас больше не заставляют сдавать взносы?
— Нет. Такая информация до меня не доходит. Не думаю, что после всего, что было, ко мне кто-то подойдет с подобными указаниями.
— Почему вы думаете, что второе нападение тоже связано с этим конфликтом? Ведь вы уже работаете.
— Работаю. Но компенсацию я не получил, и руководство центра делало все для того, чтобы мне ее не выплатить. Им было отведено пять дней на добровольное исполнение судебного решения. Но денег я не получил и обратился в исполнительную службу. За несколько часов до нападения как раз был в исполнительной службе, где мне сказали, что счета диагностического центра арестованы. Исполнитель предупредил, что следующим шагом будет ограничение на выезд за границу для руководителя центра. Я поговорил об этом с исполнителем — и через несколько часов меня избили.
Уверен, что это был ответ на мои активные действия. У меня ничего не украли, никто не собирался меня грабить. Избили показательно: прямо на пороге центра. Кстати, за день до этого завотделением сказал мне: «Зря вы ходили к главе района». Он имел в виду мое обращение в райгосадминистрацию. Туда я тоже подал заявление о том, что руководство центра не исполняет решение суда.
Директор консультативно-диагностического центра Деснянского района Киева Юрий Лымарь уверяет, что к избиению врача отношения не имеет.
— Я согласен, что людей бить нельзя, тем более врачей, — сказал «ФАКТАМ» Юрий Лымарь. — Но то, что это связано с судебным процессом против центра… Знаете, у Юрия Петровича достаточно много судебных процессов. На сайте Шевченковского райсуда есть информация о том, что у него есть и другие судебные разбирательства по долговым распискам двум женщинам. На сегодняшний день Юрий Петрович у нас работает, получает заработную плату и у меня нет к нему никаких претензий.
— Юрий Лиска предполагает, что нападение связано с его борьбой за положенную по решению суда компенсацию…
— Компенсацию он уже получил. Мы перечислили ему деньги 10 апреля (Юрия Лиску избили 6 апреля. — Авт.). Получили исполнительный лист и заплатили. Мы, кстати, забирали исполнительный лист самостоятельно.
— Юрий Лиска рассказал, что руководство пыталось заставить его брать с пациентов благотворительные взносы. Говорит, что его отказ делать это и стал причиной увольнения.
— У нас были проверки контролирующих органов. По письмам Юрия Петровича приезжал государственный финансовый аудит. Так вот, факты, изложенные в его жалобах, не подтвердились. У нас все просто: если человек хочет заплатить, он подходит к кассе, пишет заявление и делает благотворительный взнос. Но как можно заставить человека заплатить? Выкрутить ему руки? Вытащить у него кошелек? Думаю, борьба Юрия Петровича на самом деле направлена на то, чтобы занять определенную руководящую должность. А уволен он был потому, что сократили его ставку. У него была очень маленькая нагрузка.
После этого разговора мы опять связались с Юрием Лиской. Он сказал, что никаких денег не получил. «Если 10 апреля центр и совершил оплату, это уже было бесполезно, — сказал Юрий Лиска. — Ведь еще 6 апреля, за несколько часов до избиения, мне сообщили, что счета центра заблокированы».
В пресс-службе полиции Киева «ФАКТАМ» сообщили, что дело о нападении на Юрия Лиску расследуется. Подозреваемых пока нет.
3560Читайте нас у Facebook