«чтобы песня имела успех, она должна быть в стиле ивасюка и обязательно на украинском языке»
Славу украинской эстрадной песни создавали люди разных национальностей. Но особенно ярко среди них выделяется фигура человека неординарного, самобытного, с непростой судьбой — генерал-майора милиции, армянина Алексея Экимяна. За сравнительно короткую жизнь он написал без малого 300(!) песен на русском, украинском и армянском языках, вошедших в золотой фонд советской эстрады: «Вся жизнь впереди», «Снегопад», «Вот и весь разговор», «Сонячний дощ», «Берегите друзей», «Подари мне платок»
Когда автор принес Нани Брегвадзе «Снегопад», певица oтказалась ее петь
Родился будущий композитор и гордость органов правопорядка (его имя занесено в Книгу почета Министерства внутренних дел СССР) в Баку. Экимян — фамилия матери Алексея. Первое потрясение мальчик испытал в три года, когда его отец (Гурген Алексанян, уроженец Карабаха) покинул семью. Мать с сыном переехали в Армению к ее брату — военному. Экимян рос музыкально одаренным ребенком, закончил Ереванскую музыкальную школу по классу скрипки. Казалось, профессиональная карьера скрипача ему обеспечена. Но судьба распорядилась иначе
В 1941 году Алеше исполнилось 14 лет. Чтобы прокормить семью, подросток пошел работать на железную дорогу. А в 1945-м, откликнувшись на призыв комсомола, с другими молодыми людьми поехал в Украину, отстраивать разрушенный немцами Харьков. Там Экимян заболел воспалением легких. Выходила его, фактически спасла, простая украинская женщина. Алексей всю жизнь свято хранил память о ней.
В Харькове Экимян закончил вечернюю школу, а затем — Владимирскую школу милиции в России. Со временем перспективного специалиста отправили на учебу в Москву, в Высшую школу МВД. С тех пор этот город стал для Экимяна родным. У него появилась семья, родились двое сыновей. За заслуги перед Родиной в ноябре 1967 года его наградили орденом Красной Звезды. А в 1970 году 43-летнему Экимяну присвоили звание комиссара милиции третьего ранга (генерал-майора). Тогда он был самым молодым генералом милиции СССР (не считая Юрия Чурбанова, зятя генсека КПСС Леонида Брежнева).
После изнурительной милицейской службы Экимян находил утешение в скрипке и сочинении музыки. Сейчас можно признать, что и в искусстве он достиг генеральских высот. Генерал-композитор, рассказывая о своей необычной и странной биографии, частенько повторял: «Я прожил две судьбы одной жизни».
Песни Экимяна звучали повсюду, их пели самые именитые исполнители, а главное — они сразу полюбились, стали родными слушателям: «Снегопад» (Нани Брегвадзе), «Вся жизнь впереди» (ВИА «Самоцветы»), «Случайность» (Анна Герман), «Пожелание» и «Вот и весь разговор» (Вахтанг Кикабидзе), «Берегите друзей» (Иосиф Кобзон), «Кунак» (Дмитрий Гнатюк). Ему предлагали свои стихи Расул Гамзатов, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Виктор Боков, Феликс Лаубе
«Снегопад, снегопад, если женщина просит, бабье лето ее торопить не спеши » — эта песня стала визитной карточкой легендарной грузинской певицы Нани Брегвадзе.
— Когда композитор Алексей Экимян принес мне ее, я почему-то отказалась петь, — рассказывает певица. — Но надо отдать должное автору, он уговорил меня сделать запись. Я спросила: «Как я должна ее петь?» Он ответил: «По-брегвадзевски!» Что ж, так и пою, теперь нет ни одного концерта, где бы я ее не исполняла.
На запись пластинки в Киев армянин Экимян приехал в вышиванке
Экимян не раз говорил, что обязан украинцам жизнью. Когда он достиг определенного положения и смог бы отблагодарить добрую харьковскую женщину за то, что выходила его много лет назад, той уже не было в живых. Композитор говорил: «Если я напишу украинскую песню, она даже на том свете ее услышит!» А чтобы прочувствовать дух и украинскую мелодику, решил познакомиться через Юрия Рыбчинского с Владимиром Ивасюком, которого очень уважал. Песни буковинца гремели тогда по всему Советскому Союзу.
— Мы с Алексеем Гургеновичем познакомились во время записи передачи «Песня-74», — вспоминает поэт, народный артист Украины Юрий Рыбчинский. — Еще до встречи Экимян позвонил и сообщил, что хочет написать со мной украинский шлягер. Я не знал тогда, кто он такой. Сразу подумал: человек разговаривает на русском с армянским акцентом, живет в Москве и мечтает написать украинский шлягер — это же безумие Сначала написали «Сонячний дощ», она стала песней года. Ее пела «Кобза», потом — львовская группа «Арника». Со временем появилась «Вишнева сопiлка».
— Автор суперхита «Снегопад» по-белому завидовал успеху Ивасюка, — рассказывает Виктор Морозов, бывший вокалист ансамбля «Арника». — Алексей Гургенович открыл свою формулу успеха: песня должна быть в стиле Ивасюка и обязательно на украинском языке. Экимян познакомился со своим кумиром и попросил найти «классных музыкантов, которые еще не задрали нос». Володя посоветовал «Арнику», и Экимян приехал во Львов. Мы встретились на квартире у Ивасюка. Генерал прослушал наши записи, ему понравилось. Стихи к песне он поручил написать Богдану Стельмаху и Юре Рыбчинскому.
Записывали пластинку в Киеве. Армянин Экимян приехал в столицу Украины в вышиванке! Потом они с Володей много спорили, потому что мелодии были немного с армянским оттенком. И вот, в 1975 году появилась пластинка с четырьмя песнями на украинском языке (»Сонячний дощ», «Вишнева сопiлка», «Довга дорога», «Катерина»), которая имела ошеломляющую популярность. Странно это выглядело — армянин писал украинские песни! И как!
В 1976 году Алексей Экимян записал еще четыре украиноязычные песни вместе с ансамблем «Чарiвнi гiтари»: «Ти за мене замiж вийди» (стихи Н. Сингаивского), «Любиш чи не любиш» (стихи И. Бараха), «Киянко мила» (стихи В. Кудрявцева), «Подаруй» (стихи И. Бараха).
— Экимян предложил мне тему песни «Ти за мене замiж вийди», — вспоминает поэт Николай Сингаивский. — Сказал, что песня должна быть веселая и шуточная. На следующий день, когда я показал текст Экимяну, он сел за рояль и наиграл мелодию. Мелодист он был уникальный. Играл, правда, одним пальцем. А как притягивал к себе искренностью, душевной открытостью и юмором!
Скромный в быту, Алексей Гургенович не любил афишировать свою композиторскую деятельность. На одном из концертов в честь Дня милиции в Колонном зале в Москве тогдашний министр внутренних дел был поражен, узнав, что знаменитый композитор, чью песню только что исполнили, и руководитель Московского уголовного розыска — одно и то же лицо!
К сожалению, после перенесенного в 1965 году инфаркта здоровье Экимяна все ухудшалось. Врачи настоятельно рекомендовали ему длительный отдых и лечение. Отдав службе в органах внутренних дел 27 лет, заслуженный работник МВД СССР Алексей Экимян в марте 1973 года ушел в отставку.
Двух композиторов — Алексея Экимяна и Владимира Ивасюка — связывало не только творчество, но и настоящая мужская дружба.
— Володя познакомил меня с Алексеем Гургеновичем у нас дома, — вспоминает сестра Владимира Ивасюка Галина. — Бывала я и в московской квартире Экимянов. Его жена красавица очень хорошо говорила по-украински, прекрасно готовила блюда украинской кухни. А Экимян умел талантливо слушать собеседника, говорил мало, но метко. И главное — мудро.
— Мне посчастливилось бывать в гостях у Алексея Гургеновича, — рассказывает поэт-песенник Мирослав Воне. — Лишь переступал порог, композитор гостеприимно приглашал к столу, который был накрыт в лучших армянских традициях. В один из приездов встретил там Роберта Рождественского, они с Экимяном работали над песней «Вся жизнь впереди». Генерал в своей квартире оборудовал настоящую студию, что тогда было настоящим чудом!
Как-то Экимян позвонил мне в Ровно: «Мигослав (букву «р» он не выговаривал), есть песня!» И прокрутил мне запись «Карпатських гiр» в исполнении Дмитрия Гнатюка! За относительно короткое время он не только написал музыку, но и съездил в Киев, где вместе с эстрадно-симфоническим оркестром и самим Дмитрием Гнатюком сделал запись.
Когда при невыясненных обстоятельствах погиб Владимир Ивасюк, власть всеми силами пыталась скрыть правду о его смерти, а людей, которые могли приблизиться к истине, устранить. Алексей Экимян не поверил официальной версии (самоубийство) и попытался установить настоящую причину смерти друга. Профессионал высочайшего уровня, он делал все возможное и невозможное, использовал все свои связи, чтобы узнать хоть каплю правды о гибели талантливого украинца. Но потерпел фиаско! Подобная засекреченность могла говорить лишь об одном: к гибели Ивасюка причастны спецслужбы
Жаль, что после выхода Экимяна в отставку судьба оставила ему не очень много лет, посвященных творчеству. В начале апреля 1982 года композитора срочно госпитализировали. Однако даже на больничной койке генерал не мог сидеть спокойно. В один из вечеров он устроил концерт для больных и медиков госпиталя МВД. Спустя сутки, 24 апреля, его сердце не выдержало
Поражает странное (а может, и нет) совпадение: Владимира Ивасюка последний раз видели живым 24 апреля 1979 года. Ровно через три года перестало биться сердце Алексея Экимяна.
Из досье «ФАКТОВ»
Экимян Алексей Гургенович. Родился 10 мая 1927 года в Баку (Азербайджан). Армянский, украинский и русский композитор, автор популярных лирических песен. Закончил Высшую школу МВД СССР. Генерал-майор милиции, заместитель начальника ГУВД Московской области, возглавлял службу уголовного розыска (1970-1973 гг. ). Похоронен на кладбище Тохмагел в Ереване (Армения).
1077
Читайте нас у Facebook