Праздник, называемый в народе третий, Ореховый Спас, или Спас на полотне, посвящен перенесению из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа (убруса).
Как повествует древнее предание, появление нерукотворного образа Спаса относится ко временам, когда Христос проповедовал в Иудее и среди людей распространялась слава о чудесах, которые он творил. Прослышав о многочисленных исцелениях, властитель месопотамского города Эдессы по имени Авгарь, болевший проказой, послал в Иудею своего живописца Ананию. Придворный должен был пригласить Спасителя в Эдессу или хотя бы написать его портрет. Прибыв в Иудею и разыскав Христа, художник не смог пробиться к нему через толпу людей. Не складывалось у Анании и с написанием портрета Иисуса. Но Христос заметил его старания и, узнав, в чем дело, омыл свое лицо водой, вытер полотном (убрусом) — и на нем чудесным образом отразился его лик.
Авгарь был предупрежден, что это изображение пока даст только частичное исцеление. Окончательно он сможет вылечиться, когда в Эдессу придет один из учеников Христа. Так и случилось: царь полностью избавился от болезни с помощью нерукотворного образа Спасителя, когда уже после Вознесения Христова в Эдессу пришел Фаддей — один из 70 учеников Иисуса. Исцелившись и приняв крещение, Авгарь приказал поместить натянутый на доски из негниющего дерева нерукотворный образ над главными воротами города, чтобы всякий входящий мог поклониться святому образу. Икона прославилась многими чудесами. Так было до того времени, пока к власти не пришел Авгарев правнук-идолопоклонник. Чтобы спасти святыню, местный епископ на долгие времена спрятал образ за каменными кирпичами. А в VI веке во время нападения на Эдессу персов епископу Евлавию было видение Божьей Матери, которая сообщила, где искать святыню. После того как найденную икону обнесли вокруг города, персы отступили. 16 августа (по старому стилю) 944 года греческий император Константин VII Багрянородный, выкупив образ у правителя Эдессы за огромные деньги, перенес икону в Константинополь. Тогда же установили праздник в честь этого события.
По народным приметам к 29 августа дозревали лесные орехи. Именно поэтому в народе третий Спас назвали еще Ореховым. При сборе орехов считалось важным попробовать первый сорванный в этом сезоне: если попался недозрелый — ожидали новостей, горький орех предрекал тяжелый год, а сладкий обещал удачу.
Читайте также: Яблочный Спас 2018: что это за праздник
К праздничному столу в этом году мясных блюд подавать не положено, поскольку третий Спас пришелся на постный день недели — среду. Наши предки традиционно пекли к празднику хлеб и пироги из муки нового урожая. Лакомились медом, яблоками и обязательно — орехами. Принято было делиться вкусностями с сиротами, бедными, больными и бездомными.
Считалось также, что подземные источники в этот день приобретают целебную силу, так что сила воды и ореха сделает тело крепким и защитит от недоброго глаза.
В некоторых местностях проводились ярмарки, на которых можно было купить полотно. Из «спасовского» полотна шили одежду для малышей, веря, что она принесет им здоровье и счастье.
В этот день наши предки наблюдали за изменениями в природе. Считалось, что если к третьему Спасу перелетные птицы, в частности аисты и журавли, уже улетели в теплые края, на Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) могут ударить морозы, но зато весна наступит рано и будет теплой. Если птицы на месте, то все произойдет с точностью до наоборот.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об истории и традициях Первой Пречистой — Успения Пресвятой Богородицы.
869Читайте нас у Facebook