Как российский олигарх Дерипаска способен развалить всю систему санкций против Кремля
В воскресенье, 4 ноября, влиятельная американская газета The New York Times опубликовала большую статью, авторы которой бьют тревогу относительно кипучей деятельности российского миллиардера Олега Дерипаски, который стремится выйти из-под санкций, введенных Вашингтоном против ближайшего окружения президента РФ Владимира Путина. Алюминиевый король Дерипаска — один из самых известных на Западе российских олигархов. Его имя часто мелькает в прессе, причем обычно в публикациях негативного характера. Казалось, уж ему точно не светит освободиться от персональных ограничительных мер, объявленных Министерством финансов США в апреле 2018 года в отношении представителей российского большого бизнеса, которые тесно связаны с Путиным, а значит являются важной частью коррупционных схем Кремля.
Однако Дерипаска так не считает. Он давно уже привык играть по западным правилам и прекрасно знает, как лоббировать свои интересы. Минфин США сам установил конечный срок вынесения решения по Дерипаске и его компаниям — «Русал» и EN+. Это 12 декабря 2018 года. Так что у российского миллиардера есть еще месяц.
Но и до этого Дерипаска не сидел сложа руки. Пользуясь своими связями в Лондоне, бизнесмен предпринял очень важный шаг — формально он отошел от руководства своей основной компанией EN+. В прошлом году пост председателя совета директоров занял британский аристократ лорд Грегори Баркер. Это очень известная личность на Западе. Когда-то он занимал пост министра энергетики Великобритании и зарекомендовал себя как активный сторонник соглашения по борьбе с глобальными изменениями климата. Даже небольшой инцидент с микроволновой печью не испортил безупречную репутацию лорда. Будучи членом британского правительства, Баркер подогревал в микроволновке, стоявшей у него в рабочем кабинете в министерстве, подушку для своей любимой собачки.
Лорд Грегори Баркер
Грегори Баркер — протеже бывшего премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона. Лорд лично знаком с лидерами большинства стран Евросоюза, а также со многими влиятельными людьми в Вашингтоне. И то, что он руководит уже почти год компанией EN+, очень много значит для улучшения ее международной репутации. Постепенно название компании перестает ассоциироваться с именем Олега Дерипаски.
С весны Баркер стал летать в Вашингтон как на работу. Уже он, а не Дерипаска, нанял парочку известных пиар-компаний, которые медленно, но уверенно обрабатывают общественное мнение в США, а главное — убеждают членов администрации президента Дональда Трампа в том, что санкции против EN+, частью которой является и «Русал», а также против самого Дерипаски можно и отменить.
Существует так называемый «план Баркера». Лорд предлагает Минфину США такой компромисс. Дерипаска избавляется от части своих акций EN+ и «Русала» — настолько, чтобы у него больше не было контрольного пакета, то есть, у Олега останется меньше 50 процентов. Поскольку официально олигарх больше не руководит компаниями, утрата контрольного пакета будет означать, что он не сможет вообще оказывать влияние на их деятельность. Баркер напоминает, что министр финансов США Стив Мнучин сам не раз говорил, что претензии к EN+ и «Русалу» — это претензии к Дерпиаске, а не к самим компаниям.
Эти доводы лорд умело подкрепляет еще одним важным аргументом. «Русал» — важнейший игрок на мировом рынке алюминия. Компания занимает второе место по поставкам этого металла. Алюминий широко используется во многих отраслях, в том числе оборонной промышленности. Санкции против «Русала» непременно приведут к грандиозному переделу. И тогда ведущее место на рынке алюминия займет Китай. Лоббисты, которых нанял Баркер, прямо спрашивают у вашингтонских чиновников и конгрессменов — вы хотите покупать алюминий для американских самолетов и НАСА у Китая? Вы хотите поставить обороноспособность США в зависимость от китайских компаний? На фоне торговых войн Вашингтона с Пекином, на фоне опасений администрации Трампа по поводу растущей военной мощи Китая эти вопросы звучат остро и неприятно. И напрашивается логичный вывод — зачем нужны санкции против компании, которой руководит кристально честный британский лорд?!
Что касается Дерипаски, то и против него лично санкции в этом случае утратят смысл, поскольку, лишившись контроля над своими компаниями, миллиардер станет бесполезен для Кремля.
Авторы статьи в The New York Times решили напомнить американцам, что из себя представляет Олег Дерипаска. Он изучал физику в Московском государственном университете. А потом совершенно неожиданно стал миллиардером. Произошло это в лихие 90-е, причем Дерипаске не было тогда и 30 лет! После распада СССР Олег с головой окунулся в процесс приватизации российских предприятий. Его интересовала цветная металлургия, прежде всего, алюминий. Основные предприятия этой отрасли находились далеко от Москвы — за Уралом. Приватизация проходила крайне жестко, с участием криминальных группировок. Дерипаску подозревали в непосредственном участии в деятельности одной из них. Некоторые крайне неприятный для него моменты всплыли в ходе ряда тяжб с его бывшими деловыми партнерами или конкурентами в британских и американских судах. Говорили о кражах ценных бумаг, рэкете, подкупе, даже убийстве банкира в 1995 году. Нужно признать, что ни одно из этих обвинений не было доказано в суде.
Иногда Дерипаска все же проигрывал тяжбы. Например, в 2017 году Лондонский арбитраж обязал олигарха выплатить 95 миллионов долларов его бывшему деловому партнеру в Москве, которого Олег вынудил согласиться на продажу части общей недвижимости.
Известный российский бизнесмен Михаил Ходорковский вспоминает, что борьба за сибирские рудники и металлургические заводы была самой жестокой. Даже на нефтегазовом рынке все происходило более цивилизованно. «Там происходило столько убийств, что я отказался участвовать в этом грязном бизнесе. И своим партнерам отсоветовал. Так и сказал им — не суйтесь туда, вы нужны мне живыми», — утверждает Ходорковский.
К 2000 году Дерипаска доминировал на российском рынке металлов. Ему стало тесно в России. Он стремился расширить свою империю, приобретая предприятия за границей. У него появились заводы и рудники в Черногории, Ирландии, африканских странах. После этого Олег занялся покорением Лондона. Он купил шестиэтажный особняк в центре британской столицы (площадь Белгравия), имение в графстве Суррей. Женился на Полине Юмашевой, дочери главы администрации президента России Бориса Ельцина. Полина получила прекрасное образование в Британии и знала многих влиятельных лиц. А родство с людьми из ближайшего круга Ельцина те годы много значило в России. Спустя некоторое время Олег и Полина развелись. Но этот брак позволил Дерипаске подружиться с британским финансистом Натаниэлем Ротшильдом. Его отец — член Палаты лордов. Олег стал вращаться в высших британских политических и деловых кругах. Его друзьями стали вскоре один из лидеров консервативной партии Джордж Осборн и его политический противник, один из лидеров лейбористов лорд Питер Мэндельсон.
Лондон благоволил к Дерипаске. Он стал регулярно посещать Всемирный экономический форум в Давосе, устраивал там ежегодно ужины, заводил новые полезные знакомства. При этом Олег действовал привычными ему методами. В 2005 году грянул первый скандал. Оказалось, что лорд Питер Мэндельсон, который тогда занимал пост еврокомиссара по торговле, и мистер Ротшильд пользовались в личных целях частным самолетом Дерипаски. Для России это было нормально, для Европы — запахло коррупцией. Особенно, когда стало известно, что Мэндельсон рекомендовал значительно сократить ввозные пошлины на российский алюминий. «Русал» от этого серьезно выиграл, а польские производители понесли убытки.
В 2008 году Дерипаска устроил круиз на своей яхте Queen K для британских друзей. Джордж Осборн, лорд Мэндельсони еще несколько политиков неплохо отдохнули в районе греческого острова Корфу.
А вот в Вашингтоне дела у Дерипаски шли куда хуже. Американский истеблишмент отнесся к российскому олигарху с настороженностью. Ему отказывали в визах, его деятельностью интересовалось ФБР. Олег нанимал за огромные деньги опытных пиарщиков. Кстати, в их числе был и небезызвестный Пол Манафорт, который в нынешнем году получил тюремный срок стараниями специального прокурора Роберта Мюллера. Но американские власти сохраняли твердость.
Известный американский юрист Питер Харрелл, работавший в администрации президента Барака Обамы и занимавшийся как раз проработкой санкций против России, заявил: «Многие полагают, что в Вашингтоне нужно покупать влияние. Это эффективнее, чем доказывать свою правоту или убеждать кого-то совершать правильные поступки. Дерипаска относится к тем, кто в этом уверен. Если он избавится от санкций, это нанесет сильнейший удар по имиджу США, по имиджу американской политической системы. Это будет разрушительный удар по всей политике санкций, которую проводит Вашингтон. Ее эффективность на данном этапе способно доказать только одно — если Дерипаска понесет значительные убытки. Его крах, провал его лоббистов станет подтверждением успеха санкций».
911Читайте нас у Facebook