17 ноября 2018
ЮНОША С КНИГОЙ
ЮНОША С КНИГОЙ


Страна: Испания

Мануфактура: Lladro

Год создания: 1970

Скульптор: Antonio Ruiz

Размер: 15×45 cm

Из будущей
киевской экспозиции
частной коллекции
«Shvets Museum»

Очень редкая работа. Не во всех каталогах можно её найти. На первый взгляд, казалось бы, ничего такого сверхсложного в ней нет. Но она ещё из тех времён, когда братья Лладро только создавали свою фарфоровую мануфактуру, которой суждено было стать всемирно известной. На этом изделии ещё даже нет фирменного синего клейма. С обратной стороны просто выдавленные в фарфоровом ''тесте'' буквы Lladro…

Обратите внимание, сколько душевности и нежности в этом созданном в технике ''бисквит'' образе молодого человека, читающего книгу. Для меня этот образ сегодня навевает особые воспоминания. И не только на меня, наверное. Ведь сегодня — международный день студентов. А среди постоянных читателей рубрики ''Фигурка дня'', насколько мне известно, подавляющее большинство составляют бывшие студенты. И несколько тысяч из них — даже выходцы из моего родного Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко.

Когда говорят, что все мы родом из детства, это, безусловно, правильно. Но вот, если вспомнить, откуда родом наши знания, наши сформировавшиеся в основном характеры, наши главные увлечения и профессиональные устремления, то тут уж наверняка адресат всем известен — студенческие годы. Именно тогда в основном мы стали теми, кем стали. Именно тогда одни смирились с ролью вечно управляемых, а другие — с позицией вечно руководящих. За редким исключением. Потому что для определённой части студентов главным стимулом в учёбе было и остаётся стремление вырваться из нищеты и безысходности, добиться большего, чем родители и знакомые, достичь вершин, о которых в детстве мечтал неосознанно и неопределённо, а в студенческие годы сформировал их видение чётко и ясно.

Да что я вам буду рассказывать! Вы ведь и сами всё это прекрасно знаете. Расскажу-ка я вам лучше историю из жизни одного студента, ставшего впоследствии известным для каждого из нас.

Во время лекции в немецком университете профессор задал слушателям один каверзный, на его взгляд, вопрос: ''Как выдумаете, друзья мои, кто создал всё, что нас окружает?'' Один из студентов, даже не задумываясь, выпалил: ''Конечно же, Бог''. ''Вы в этом уверены?'' - хитро переспросил профессор. ''Вне всяких сомнений'', — кивнул юноша.

''Ну, хорошо, — продолжил лектор. — Тогда получается, что Бог создал и зло, раз оно существует. И, если верить утверждению, что наши дела формируют нас самих, выходит, что Бог есть зло?'' Не верящий в Господа профессор обвёл торжествующим взором аудиторию. Он был собой чрезвычайно доволен. И тут вдруг сидевший в первом ряду другой студент поднял руку: ''Позвольте вас спросить, господин профессор, а … холод, по вашему мнению, существует?''

Не видя в вопросе никакого подвоха, лектор удивился: ''Конечно, существует! Разве тебе никогда не было холодно?'' Ответ молодого человека удивил его ещё больше, чем вопрос. ''На самом деле, профессор, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человека или какую-то вещь можно изучить на предмет того, имеет ли он энергию и может ли передавать её. Абсолютный ноль есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при такой температуре. Значит, холода не существует! Мы применяем это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла''.

Затем студент спросил недоуменно молчавшего профессора: ''А темнота, на ваш взгляд, существует?'' '

'Естественно'', — тихо ответил тот.

''Прошу прощения, профессор, но вы снова неправы. Темноты тоже не существует. Темнота на самом деле является отсутствием света. Мы с вами можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона для того, чтобы разложить белый свет на множество оттенков и изучить длину волн каждого из них. Но вы не можете измерить темноту! Простой луч света может ворваться в мир темноты — и осветить его. А как вы сможете узнать, насколько тёмным является пространство… Так вот, уважаемый профессор, темнота — это понятие, которое человек использует для описания отсутствия света''.

И позвольте задать вам последний вопрос, господин профессор?'' - студент понизил голос, понимая, что аудитория уже полностью на его стороне. — ''А зло, по вашему мнению, существует?''

Профессор как-то совсем уж поспешно пробормотал что-то типа: ''Ну, конечно же. Ведь мы наблюдаем его каждый день. Посмотрите, сколько жестокости вокруг, сколько преступлений совершают люди друг против друга, сколько насилия по всему миру… Разве для вас не очевидны эти примеры зла?''

''Зла тоже не существует, — уверенно ответил странный студент, сидевший в первом ряду большой аудитории. — Зло — это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Оно — просто слово, описывающее отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло — это не вера или любовь, которые существуют точно так же, как свет и тепло. Зло — это результат отсутствия в человеческом сердце любви и веры. Это что-то вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или что-то вроде темноты, которая наступает, когда нет света…''

Наверное, я вас уже утомил своим рассказом. В завершение его замечу только, что тем необычным студентом был Альберт Эйнштейн, будущий знаменитый физик-теоретик, автор теории относительности, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.

Всем сегодняшним именинникам и всем бывшим, настоящим и будущим студентам позвольте пожелать добра и счастья. Как всегда, искренне ваш.

Как всегда, искренне ваш

Александр ШВЕЦ
Читайте также
Новости партнеров
Киев
0

Ветер: 1 м/с  Ю-3
Давление: 740 мм

Если на стене одесской квартиры висит картина Айвазовского, то комната автоматически считается с видом на море!