Топливо дешевеет, но маршрутки из области в Киев внезапно подорожали: почему так происходит
— Да, раньше мы предупреждали за месяц, что будем поднимать стоимость проезда, — откровенничает водитель маршрутки № 762 Киев — Неграши Сергей. — Но нам сказали, что сейчас предупреждать не нужно. Это только будет еще больше будоражить людей. Слухи о том, что будет дорожать проезд, все-равно уже не первый месяц ходят. Более того, если раньше поднимали тариф с понедельника, то теперь решили это сделать на выходных. Меньше людей ездит. Однако все успеют до начала рабочей недели свыкнуться с мыслью, что платить придется больше. Меньше возмущений будет. Думаете, нам это нравится? Мы часто ездим по одним и тем же маршрутам. Многих пассажиров знаем, как родных. Лично я предлагал, чтобы не повышать стоимость для всех, ликвидировать льготный проезд. Но в конторе решили по-своему.
— Цены на бензин растут, зарплаты у граждан тоже растут. Поэтому мы не могли не повышать стоимость.
— Погодите, но ведь уже пару недель пишут о том, что цены на топливо как раз падают. Как же так получается?
— Когда росли цены на бензин летом, мы не поднимали тарифов. Так что, можно сказать, делаем это сейчас задним числом.
Как стало известно «ФАКТАМ», стоимость проезда на разных маршрутах повышалась в зависимости от километража. Проезд из Киева в Бучу или Бровары подорожал всего на гривню. А, например, в Бузовую (Житомирское направление — 22 километра до метро «Житомирская») — на три. В первом случае стоимость проезда стала 16 гривен, во втором — 22! Причем цены на проезд в Киевской области за 2018 год поднимаются уже второй раз за год, чего не было ранее. Кроме того, на одну гривню — до восьми — выросли цены на проезд и в большинстве столичных маршруток. Впрочем, это было прогнозируемо.
— Об истинных причинах повышения стоимости проезда вам перевозчик не скажет, — говорит эксперт общественной кампании «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов. — Один из главных факторов подорожания — это коррупционная составляющая.
По словам Коновалова, водители маршруток неофициально передают некоторую сумму ежедневно руководителям своих предприятий. Те, в свою очередь, якобы отдают ее высокопоставленным чиновникам, настаивает эксперт.
— Стоимость бензина тут ни при чем. Если помните, первое повышение на внутриобластные перевозки происходило в апреле. Как раз на фоне падения цен на бензин. Дело в том, что в Киеве и Киевской области никто никогда не контролировал количество пассажиров. И вот я вижу отчеты некоторых перевозчиков. Бориспольское направление: водитель указывает, что за один рейс перевозит не более 8 пассажиров. А по сути, маршрутка ходит набитой битком. И это не только по области такая ситуация, но и в Киеве тоже. Тогда и появляются такие цифры в докладах руководителей фирм-перевозчиков: «Себестоимость одной поездки в Киеве — должна быть не менее десяти гривен». Я спрашиваю перевозчика: «То есть, вы хотите сказать, что ездите себе в убыток?» Но ответа не получаю.
Одной из версий повышения тарифов на проезд Коновалов называет сбор «черного нала».
— Видимо, теперь водители неофициально будут отстегивать еще большую сумму. Я тут подсчитывал, что только в Киеве за год в обороте крутится 2 миллиарда гривен «черного нала» лишь на маршрутках.
Кстати, вполне возможно, что ближе к выборам цены на маршрутки снизят. Не на много. Примерно на гривню. Это будет повод похвалить своего кандидата, назвав снижение стоимости его заслугой. Большинство пассажиров и не вспомнят, что в 2018 году цены на проезд выросли на гораздо большую сумму.
— Никогда в Украине цена на проезд не привязывалась к цене на бензин, — поясняет председатель общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков. — У нас вообще ценообразование происходит крайне непрозрачно. Рынок перевозчиков монополизирован. Это много кому выгодно. В том числе и чиновникам самого высокого ранга, которые курируют данную отрасль.
Что происходит на самом деле? Маршрутчиков никто не проверяет. Никого из чиновников не интересует, сколько на самом деле в день перевозится пассажиров. Скажут в отчете, что маршрутки ходят полупустые, это и будет очередным основанием, чтобы увеличить стоимость проезда. Ведь именно пассажиропоток, и только он, на самом деле является катализатором стоимости. Но не бензин.
— Неужели нет механизма снижения стоимости проезда?
— Есть. Должен быть учет и контроль. Почему-то перевозчиков никогда почти не проверяют на наличие лицензии, исправности транспорта. А вот если бы проверяли и наказывали за нарушения, то тогда перевозчик сам бы начал заботиться о том, чтобы поездки для пассажиров были комфортными. Потому что знал бы, что за такое отношение можно и лицензии лишиться.
На рынке пассажирских перевозок нужна конкуренция. Сейчас ее нет. Кто успел купить маршрут, тот на нем и сидит. Если этот перевозчик будет предоставлять некачественные услуги, его просто некем заменить.
Между тем жители Броваров, недовольные повышением цен на проезд, собираются 21 ноября прийти под стены Киевской областной госадминистрации с протестом. Анонсируется также традиционное в последние несколько лет сжигание автомобильных покрышек.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что в Тернополе водители маршруток устроили забастовку из-за того, что им не разрешили поднимать цены.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
1043Читайте нас у Facebook