Знаменитый английский шахматист найджел шорт: «моей первой женщине было 32 года. Благодаря отношениям с ней я уже в 19 лет стал гроссмейстером»
«Чопорный англичанин» — это не про Найджела Шорта! Всегда элегантно одетый, симпатичный, остроумный, открытый в общении 43-летний британский гроссмейстер заслуженно пользуется симпатиями шахматных болельщиков (и особенно болельщиц!). Его видение мира парадоксально, а ответы — нестандартны. Несмотря на то что Шорт прекрасно знаком с английской классической литературой, его любимая книга — роман Достоевского «Преступление и наказание».
В Киев английский гроссмейстер приехал, чтобы сразиться с надеждой украинских шахмат — 18-летним Сергеем Карякиным, занимающим 15-е место в мировом рейтинге. Невероятно, но факт: столица Украины не принимала соревнование столь высокого ранга ровно 40 лет, со времен претендентского матча на мировое первенство между Борисом Спасским и Виктором Корчным! Корреспондент «ФАКТОВ» побеседовал с нашим гостем накануне поединка в столичном театре кукол, в котором Шорт уступил со счетом 2,5:7,5.
«В шахматный клуб меня не приняли: дескать, вечером семилетний ребенок должен лежать в постели, а не играть в шахматы»
— В мае 2005 года в Греции после празднования Пасхи я, Сергей Карякин и его мама, Татьяна, попали в автомобильную аварию, — сокрушенно покачивая головой, вспоминает Найджел Шорт. — На скользкой от дождя горной дороге девушка, ехавшая по встречной полосе, не справилась с управлением, и ее автомобиль врезался в мой джип «Мицубиси». Обе машины вылетели с трассы. К счастью, мы смогли сами выбраться из нашего джипа и отделались всего лишь ссадинами и ушибами. Машина, увы, восстановлению не подлежала С тех пор на многие вещи, в том числе и на шахматные поражения, я стал смотреть гораздо спокойнее.
— Найджел вел себя хладнокровно, как и подобает джентльмену, — до сих пор переживает случившееся Татьяна Карякина. — Мы с сыном дремали и сразу даже не поняли, что произошло. Открыв глаза, я увидела, что из руля валит густой дым и в ужасе закричала: «Выпрыгиваем, а то сейчас взорвемся!» Как на беду, дверцы заклинило, но мы все же выбрались через окна. Как оказалось, нас спасли сработавшие подушки безопасности. Виновница аварии тоже осталась жива.
— Возможно, сама судьба спасла для шахмат будущего чемпиона мира, — улыбается Найджел Шорт. — Еще тогда, поработав с Сережей две недели, я убедился, насколько талантлив этот парень. Сейчас он стал еще сильнее.
— Шорт с женой Риа (по профессии она искусствовед), и двумя детьми — 17-летней Кивели и 10-летним Николасом Дарвином живут в престижном районе Афин, — поведала «ФАКТАМ» Татьяна Карякина. — Квартира просторная — шесть или семь комнат. Тренировочные занятия проходили на вилле Найджела — красивом здании в деревенском стиле, перестроенном из двух старых домов. Сама вилла находится в горном поселке в 300 километрах от Афин, недалеко от моря.
— Я живу в Афинах, потому что женат на гречанке, — поясняет английский гроссмейстер. — Люди в Греции дружелюбнее и приветливее, нежели в Англии. Кроме того, в этой стране очень заметно социальное неравенство, а также существует довольно большой слой малообразованных и некультурных людей. Конечно, лучшие британские университеты до сих пор дают блестящее образование, но качество обучения в обычных школах очень низкое.
— По-гречески говорите?
— На бытовые темы. Дети считают себя как англичанами, так и греками. Дочь в совершенстве владеет обоими языками, а вот сын говорит по-английски уже с акцентом.
— И вы, и Карякин добились серьезных шахматных успехов еще в раннем детстве. Каково это — быть вундеркиндом?
— В Украине общий уровень развития шахмат гораздо выше, чем в Великобритании, где шахматы и спортом-то когда-то не признавали. У вас намного больше сильных шахматистов и тренеров. В моем же городке никакой шахматной школы не было. Игрой я по-настоящему увлекся в семилетнем возрасте, разбирая партии матча между Фишером и Спасским. Но попытки родителей отдать меня в ближайший шахматный клуб потерпели неудачу. Секретарь клуба сказал, что вечером, когда играют шахматисты, ребенок уже должен лежать в своей постели и крепко спать. Тренировался я в основном в открытых для всех желающих турнирах, которые проводились на выходные.
Сегодня все по-другому. Первенства мира среди детей проходят в разных возрастных группах, начиная с восьми лет. Однако молодые люди, решившие посвятить себя игре, должны осознавать, что профессия бухгалтера или юриста прокормит их куда лучше, чем шахматы.
— А если юноша станет гроссмейстером?
— Все зависит от того, как он будет играть. Ведь гроссмейстер гроссмейстеру рознь. Сейчас я крайне редко подписываюсь «гроссмейстер Найджел Шорт». В мире уже больше тысячи гроссмейстеров, и я не хочу быть одним из многих. В мое время можно было набрать гроссмейстерский норматив, сыграв в турнире не меньше 13 партий, а сейчас — только девять. За присвоение международных званий всемирная федерация шахмат взимает немалые деньги, и это уже превратилось в доходный бизнес. В результате есть много игроков, которые купили свои звания. Вроде бы даже в Экваториальной Гвинее появился свой гроссмейстер. Знаю, что выиграть одну партию в гроссмейстерском турнире теперь стоит 50 долларов.
«Если бы год назад я сказал в российском посольстве, что знаю Каспарова, мне бы не дали визу»
— Вы побывали почти в ста странах мира. Какие поездки особенно запомнились?
— Меня очень тронула теплота и дружелюбие простых жителей Ирана. А ведь долгое время религиозные деятели в этой стране запрещали играть в шахматы. Когда я тренировал иранскую сборную, случился такой казус. Одна из моих подопечных пригласила меня домой на обед. Я, конечно же, согласился. Но потом оказалось, что, чтобы прийти в гости к девушке, я должен был иметь разрешение иранской шахматной федерации и религиозной полиции. Как выяснилось позже, иранским шахматисткам нельзя не только обниматься с товарищами по команде, но и пожимать руку сопернику. Мне пришлось написать письмо в иранское министерство спорта, и там согласились изменить инструкции, ограничивающие права спортсменок.
— Самым ярким событием в вашей шахматной карьере стал поединок с Гарри Каспаровым. Какие у вас с ним отношения?
— Считаю Каспарова самым большим шахматным гением современности. Всего мы сыграли 72 партии. Мне удалось победить лишь в шести при значительном количестве ничьих, но большинство поединков выиграл все же Каспаров. В 1993 году я предложил Гарри сыграть наш матч на первенство мира вне рамок Международной федерации шахмат. Нас обвинили в расколе шахматного мира. Но что, скажите, было делать? В течение многих десятилетий чемпиона мира и претендента спрашивали, в какой стране они хотят играть, а президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес проигнорировал наше мнение. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Кстати, ровно через 10 лет Кампоманес был приговорен филиппинским судом к 22-месячному тюремному сроку за растрату, а уже после этого ему присвоили звание «Почетный президент ФИДЕ».
Осенью прошлого года я обедал с Гарри Каспаровым в бельгийском Антверпене, а через неделю он за участие в политической демонстрации оказался в московской тюрьме. И надо же было такому случиться, что мне предстояло ехать на турнир в Сибирь. В российском посольстве у меня спросили, знаю ли я Каспарова. Я ответил: «Нет». А иначе кто бы мне дал визу. Считаю Гарри не только блестящим игроком, но и храбрым человеком. Но российским президентом я его не вижу. Каспарову предстоят тяжелые времена, и я бы посоветовал коллеге нанять лучших телохранителей.
— Это правда, что последним гроссмейстером, сыгравшим с легендарным Робертом Фишером, были вы?
— Я на 99 процентов уверен, что семь лет назад играл с Фишером в интернете. Мы провели около 50 партий в блиц. В один из вечеров я проиграл все восемь партий. Думаю, Фишер играл в быстрые шахматы даже лучше, чем Каспаров. Игра Фишера была невероятно захватывающей. Матчи с 11-м чемпионом мира для меня имеют такое же значение, как неизвестная симфония Моцарта для любителя музыки. Мы не только играли, но и обменивались репликами в сети. Я спросил: «Знаете ли вы Армандо Ачеведо?» Последовал немедленный ответ: «Зиген, 1970 год». Именно с этим малоизвестным игроком Фишер играл в четвертом туре Всемирной шахматной олимпиады, проводившейся в западногерманском городе Зиген в 1970 году. Это стало последним доказательством того, что против меня играл именно Фишер.
«Сегодня взять в руки гитару смогу разве что только после нескольких рюмок спиртного»
— Когда Шорту только исполнилось 15 лет, мы вместе играли на турнире в Лондоне, — рассказал «ФАКТАМ» голландский гроссмейстер Генна Сосонко, комментировавший партии киевского матча. — Он тогда занял последнее место. Но запомнилось то, что, сделав на доске свой очередной ход, Найджел шел к игровым автоматам «пачинко» (игра, чем-то напоминающая детский бильярд. — Авт. ). Казалось, это увлекало подростка гораздо больше, чем шахматы
— Найджел, как известно, еще одна ваша страсть — это музыка. Шахматные журналы начала 80-х годов сообщали, что, пока ваш противник думал над ходом, вы быстренько перебегали в соседний зал и исполняли песню. Еще писали, что вы воспользовались собственной популярностью для создания рок-ансамбля под названием «Шахматные придурки».
— Нам хотелось придумать что-нибудь этакое, чтобы шокировать публику. Позже ансамбль был переименован в «Безотлагательную необходимость», я в нем пел, играл на бас-гитаре и сочинял тексты песен. Но это было уже очень давно. Сегодня могу взять в руки гитару ну разве что только после нескольких рюмок спиртного.
— В Советском Союзе много писали о том, что западную молодежь развращают рок-музыка и секс
— Мне было 19 лет, когда я впервые ЭТО попробовал на соревновании в датском Эсбьерге. Моей первой любви было 32 года, она была замужней женщиной. И очень горячей! До сих пор все помню в мельчайших подробностях. Она оказалась хорошей учительницей, опытной и внимательной. Отношения с ней мне сильно помогли. Именно благодаря этому я выиграл турнир и стал гроссмейстером. Такое случалось еще много раз на протяжении всей моей дальнейшей карьеры. Думаю, что без женщины, особенно красивой, жить невозможно. Это все равно, что жить без воздуха. Особенно это важно для шахматиста. Нужен импульс, толчок, вдохновение! Секс не только радует меня, но и придает много сил и энергии (как бы в подтверждение своих слов собеседник сжал пальцы в кулак и зарычал. — Авт. ). И тогда я начинаю создавать новые неожиданные комбинации.
Заниматься этим нужно практически ежедневно, с утра и до вечера. Факинг (жаргонное английское слово, означающее занятие сексом. — Авт. ) я люблю. Но я за качественный факинг. Ведь самое главное в сексе — доставить любимой женщине максимум наслаждения. И еще один важный момент: сексом нужно заниматься не спьяну, после вечеринки, а на свежую голову. Ведь это главное удовольствие в жизни.
Это такое счастье прийти после работы домой, в свою семью, где тебя ждет очаровательная жена. Она просто посидит с тобой рядом на уютном диванчике, поговорит, выслушает, успокоит, посоветует, а потом мы просто ляжем спать
Из досье «ФАКТОВ»
Найджел Шорт родился 1 июня 1965 года в маленьком английском городке Ли. В 1980 году занял второе место на юношеском чемпионате мира, уступив лишь Гарри Каспарову. Спустя четыре года стал самым молодым гроссмейстером в Великобритании, а еще через год — претендентом на мировую шахматную корону. В 1993 году британский гроссмейстер, победив перед этим в матче Анатолия Карпова, получил право оспорить чемпионский титул у Гарри Каспарова. В Лондоне в поединке с призовым фондом 2 миллиона 600 тысяч долларов Шорт уступил со счетом 12,5:7,5. На сегодняшний день гроссмейстер занимает 68-ю строчку в мировом рейтинге.
1439Читайте нас у Facebook