БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
15 февраля 2019
фигурка
РОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРА

Страна: Италия
Мануфактура: Capodimonte
Год создания: 1992
Размер: 46×32 cм

Из будущей
киевской экспозиции
частной коллекции
«Shvets Museum»

Одна из древних еврейских легенд гласит, что чудом Исхода еврейского народа под предводительством Моисея из Египта был потрясён буквально весь мир. Имя Моисея было у всех на устах. Дошла весть о великом чуде и до мудрого царя Арабистана (ныне это Саудовская Аравия). Позвал царь лучшего своего живописца и повелел ему отправиться к Моисею, запечатлеть в рисунке облик его и доставить во дворец.
Когда художник, выполнив поручение, возвратился назад, собрал царь всех своих мудрецов, искусных в науке физиогномики, и предложил по изображённому на рисунке облику определить характер Моисея, наклонности его и привычки, и сказать, в чём же таится чудесная сила его.

- Государь, — ответили мудрецы, — облик сей принадлежит человеку жестокому и высокомерному, жадному к наживе, одержимому властолюбием и множеством пороков.

- Да как вы смеете говорить такое, — возмутился царь. — Возможно ли, чтобы именно таким был человек, о дивных подвигах которого слагают легенды по всему миру?!

Тут и художник заявил о том, что облик Моисея написан им абсолютно точно. А значит, настаивали мудрецы, и натура Моисея определена ими по представленному изображению безошибочно. Решив лично узнать, кто же из спорщиков прав, мудрый царь Арабистана отправился в стан Израилев.

При первом же взгляде царь убедился в том, что облик Моисея был изображён художником безукоризненно. И тогда, войдя в шатёр и преклонив колено перед человеком Божьим, царь рассказал ему о споре между художником и мудрецами. Рассказал, искренне усомнившись в мудрости своих советников.

- Нет, это не так, — остановил его Моисей. — И художник, и мудрецы твои — люди весьма искусные. И он, и они правы… Да будет ведомо тебе, что все пороки, о которых говорили мудрецы, действительно были присущи мне от природы. И, быть может, даже в большей степени, чем это было ими определено по облику моему. Но долгими и напряжёнными усилиями воли боролся я с пороками моими, пересиливал их и подавлял в себе до тех пор, пока всё противоположное им не стало второй натурой моей. И в этом — высшая моя гордость…

Много раз бывая в Риме и сравнивая гениальное произведение Микеланджело — мраморную статую ветхозаветного пророка Моисея, установленную в гробнице папы Юлия II в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, с представленной сегодня вашему вниманию фарфоровой композицией (кстати, тоже привезенной мною из итальянской столицы много лет назад), я частенько задумывался над тем, известно ли было скульптору об этой притче. Вряд ли, наверное. Ему ведь даже не был известен правильный перевод библейской книги ''Исход''. В тексте на иврите было сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисею потому, что его кожа излучала сияние. А слова ''лучи'' и ''рога'' в иврите созвучны! Вот Микеланджело и допустил в своём гениальном творении ошибку, которую теперь не дано исправить никому… Но, несмотря на это, эксперты до сего времени признают эту скульптуру как один из величайших образов человеческой мощи и зрелости в истории всей западно-европейской пластики.

''И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит''.

Цитатой из сонета номер 60 самого Микеланджело позвольте мне закончить этот пост, пожелав сегодняшним именинникам добра и счастья. А всем вам, друзья мои, хорошего дня.

Как всегда, искренне ваш

Александр ШВЕЦ
Читайте также
Новости партнеров