ПОИСК
Події

«я была пьяная, поэтому, не читая, подписала доверенность, которая дала приятелю право свободно распоряжаться всем моим имуществом и оформлять от моего имени любые документы»

0:00 19 вересня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Мошенник выписал женщину с несовершеннолетней дочерью из дома, затем продал его и исчез с деньгами

«ФАКТЫ» уже неоднократно рассказывали о различных аферах с недвижимостью. Их жертвой может стать любой человек: как тот, кто продает жилье, так и тот, кто покупает. Но бывают ситуации, когда в проигрыше оказываются и покупатели, и продавцы. Выигрывают только мошенники, обманувшие тех и других.

Ярким примером подобной аферы может быть история, которая случилась недавно в Чернигове.

Один из «друзей» Елены предложил ей продать дом, а на вырученные деньги купить квартиру в новостройке

Жила-была семья: отец, мать и дочь. Не очень счастливая, но вполне обыкновенная. Мать семейства Елена увлекалась алкогольными напитками и придерживалась тех моральных устоев, которые принято обычно называть «легким поведением». В итоге это привело к распаду брака: муж от Лены ушел.

Женщина с дочерью остались жить в частном доме, который Елена унаследовала от своих родителей. Правда, в права наследства она официально не вступила: так и не нашла на это времени. Дом был не то чтобы шикарный, но расположен очень удачно — почти в центре Чернигова, поэтому представлял собой довольно большую ценность.

РЕКЛАМА

После ухода мужа Елена пустилась во все тяжкие. Пьянки в доме не прекращались. Дом без мужской руки стал быстро приходить в упадок. К тому же у Елены появились материальные проблемы. Денег нигде не работающей женщине вечно не хватало. Кредит на 18 тысяч гривен, который удалось взять в банке, только усугубил ситуацию. Средства быстро исчезли, а банк, конечно же, требовал гасить заем.

И тут один из новых «друзей» Елены, Андрей, предложил ей одним махом разрешить все материальные проблемы. Дом продать, на вырученные деньги купить квартиру в одной из черниговских новостроек, а оставшиеся средства потратить на погашение кредита. Идея Елене понравилась. Правда, женщина, злоупотреблявшая спиртным, не чувствовала себя в состоянии осуществить столь сложную комбинацию. Но Андрей все хлопоты по оформлению документов, продаже дома и покупке квартиры предложил взять на себя. Для этого Елене нужно было только подписать доверенность.

РЕКЛАМА

Однажды вечером Андрей обильно угостил Елену водкой, а затем посадил в такси и повез к частному нотариусу.

 — Андрей сказал, что ему надоело «отлавливать» меня каждый раз, когда нужно оформить какой-то документ, — рассказывает Елена.  — Поэтому мне нужно подписать одну бумагу, которая позволит ему заниматься всеми моими делами. Когда приехали к нотариусу, документ уже был готов. И я, поскольку была пьяная, подписала его, не читая…

РЕКЛАМА

А почитать бумагу, конечно, следовало. Это была доверенность, которая давала Андрею право свободно распоряжаться всем имуществом Елены, «в чем бы оно ни состояло и где бы ни находилось», заключать любые договоры и оформлять любые документы «во всех без исключения предприятиях, учреждениях и организациях». Перечисление всего, что доверила Елена Андрею, занимает целую страницу убористого текста. Имея такой документ, он мог вести вообще все ее дела.

Получив доверенность, Андрей убедил Елену уехать в село к своим знакомым. Аргументировал он это тем, что, раз она взяла кредит в банке на сумму 18 тысяч гривен и не выплачивает его, банк будет ее преследовать. И лучше просто от него спрятаться.

Пока хозяйка жила в селе, обладатель доверенности, пользуясь возможностью совершать любые действия от имени Елены, развил бурную деятельность. Первым делом он выписал из дома и хозяйку, и ее дочь. Затем оформил для Елены право наследства. И вскоре, в соответствии с договоренностью, продал дом. Покупателя долго не искал. Он перепродал дом… своему отцу. Конечно же, за символическую сумму.

Сообщить об этом Елене Андрей не удосужился. Наоборот, он предпринимал усилия для того, чтобы женщина не покидала своего убежища в провинции, запугивая ее душераздирающими подробностями расправы, которую учинит над ней банк, требуя возврата денег.

«Для покупки недвижимости мы взяли кредит на большую сумму и вынуждены теперь рассчитываться с банком»

Таким образом, пользуясь слабостью сильно пьющей женщины, отец и сын завладели ее жилищем. Однако на этом их «труды» не закончились. Ведь интересовал мужчин не дом, права на который Елена могла оспорить, а наличные деньги. Поэтому начались поиски настоящего покупателя. Через некоторое время на объявление в газете откликнулась супружеская пара.

 — Честно говоря, при первом осмотре дом произвел на меня не очень хорошее впечатление, — рассказывает покупательница Галина.  — Когда мы пришли, дверь нам открыла какая-то женщина. Продавцы объяснили, что это квартирантка. Однако помещение выглядело практически нежилым. В нем было очень мало вещей и мебели. В кухне на плите, правда, что-то кипело. Но, заглянув в кастрюлю, я увидела, что это просто вода. Мне дом показался подозрительным. Я сказала об этом мужу, но ему жилье понравилось. Да к тому же продавали его относительно дешево. За дом с участком почти в центре Чернигова просили всего 90 тысяч долларов. Поэтому мы решили все-таки его купить.

Больших денег в семье Галины не водилось. Чтобы приобрести дом, пришлось взять долгосрочный кредит. Банк проверил документы, связанные с домом, и не нашел в них никаких изъянов. Дом принадлежал одному человеку. Хозяин — пожилой мужчина, дети у него взрослые (таким образом, исключались проблемы с нарушением прав несовершеннолетних). Поэтому банк выдал кредит на покупку этой недвижимости. Через некоторое время сделка состоялась, после чего продавец попросил месяц на то, чтобы освободить жилье. Семья терпеливо ждала.

Получив деньги за дом, Андрей занялся делами Елены. Правда, он не стал покупать ей обещанную квартиру. Зато погасил долг перед банком. Кроме того, вдруг вспомнил о том, что и Елена, и ее несовершеннолетняя дочь вот уже полгода «висят в воздухе». Ведь, выписав их из дома, прежде чем продать его своему отцу, Андрей так и не позаботился о том, чтобы где-то их прописать. А это уже грозило ответственностью за нарушение прав ребенка.

Поэтому Андрей подыскал для матери и дочери «прекрасный» вариант — домик на окраине отдаленного села в одном из районов Черниговской области. В хате никто не жил, и там не было никаких удобств. Но у нее было и неоспоримое достоинство — цена. За дом просили всего 5 тысяч гривен.

Новую хату Андрей даже не стал показывать Елене. Зачем лишний раз женщину расстраивать? Поэтому был использован старый, хорошо себя зарекомендовавший способ: в обычном для Лены состоянии опьянения ее отвезли в село, где она, не отдавая себе отчета в том, что делает, снова подписала какие-то бумаги. В результате женщина не только стала владелицей хаты, но и прописалась в ней вместе с дочерью. Однако до какого-то времени даже не подозревала об этом, продолжая жить в уже проданном доме.

Прозрение и для старых, и для новых хозяев наступило в тот день, когда покупатели приехали с вещами заселяться в новое жилище. Тогда они и обнаружили, что в доме, оказывается, проживают люди, которые ни сном ни духом не знают о том, что он продан, денег, вырученных за него, в глаза не видели и выселяться никуда не собираются. Наткнувшись на ожесточенное сопротивление старых хозяев, новые вынуждены были отступить.

Елена, в свою очередь, поняла, что дом уже ей не принадлежит. Она тут же предприняла попытку разобраться в ситуации и отправилась к Андрею требовать деньги за проданную недвижимость. Конечно, ничего не получила, но зато узнала, что вместо обещанной двухкомнатной квартиры в черниговской новостройке она теперь является обладательницей домика в отдаленном селе.

А вскоре ее «друг» просто исчез. Дома его застать не удалось, телефон перестал отвечать. Женщина осталась наедине со своими проблемами.

С тех пор, вот уже скоро год, новые и старые хозяева судятся. Каждый пытается доказать свое право на дом. На сторону Елены стали областная прокуратура и опекунский совет. Они придерживаются мнения, что при продаже дома были нарушены права несовершеннолетней дочери Елены. Обмен дома в Чернигове на сельскую хату привел к существенному ухудшению жилищных условий ребенка.

К тому же, если семье все же придется переехать на новое место, девочка будет вынуждена уйти из своей школы, что, несомненно, станет большим ударом для ребенка из неблагополучной семьи.

У Галины тоже своя правда:

 — Вот уже почти год мы не можем вселиться в дом, который купили в соответствии с законом. Когда мы его приобретали, ребенок там прописан не был. Да и не было у продавца малолетних детей. Откуда мы могли знать, что предыдущая хозяйка допустила, чтобы ее вместе с дочерью выписали и продали их дом без ее ведома и согласия? И почему мы теперь должны отвечать за безответственность этой женщины? Ведь мы взяли кредит на большую сумму и вынуждены рассчитываться с банком. Мы планировали продать свою квартиру, чтобы внести в банк вырученные деньги. Хорошо, хоть не успели этого сделать, а то теперь оказались бы на улице.

Сегодня в хитросплетениях данной истории разбирается суд. Однако какое бы он ни принял решение, оно не сможет удовлетворить обе стороны. В любом случае останутся люди, пострадавшие незаслуженно.

Если решат отдать дом добросовестным покупателям, о самой Елене вряд ли можно будет сказать, что ее вины в этом нет. Она сделала все, чтобы помочь мошенникам отнять у нее дом. Но трудно придется ее дочери, которая просто родилась в семье, где мать оказалась неспособной выполнять свои обязанности, а отец не смог защитить ребенка. К тому же где гарантия, что Елена снова, напившись, не подпишет каких-то бумаг?

Если же суд вступится за права ребенка и вернет дом прежним владельцам, пострадают люди, которые выполнили все требования закона при покупке дома, заплатили за него немалые деньги и сегодня должны банку значительную сумму. Суд ведь не может освободить их от долговых обязательств. Получится, что 90 тысяч долларов (да еще и с банковскими процентами) они заплатят за преступное легкомыслие других людей.

В общем, в выигрыше от этой истории оказался только жулик, провернувший удачную операцию, присвоивший деньги от продажи дома и скрывшийся после этого. Как же поступать покупателям и продавцам, чтобы не оказаться в такой ситуации? «ФАКТЫ» попросили дать несколько советов риэлтора агентства недвижимости «Витязь» Елену Пономаренко:

 — При покупке недвижимости человек должен проверить все особенности объекта, который он приобретает. Наиболее внимательным и осторожным необходимо быть в том случае, если есть какие-то не совсем обычные обстоятельства.

В первую очередь покупателя должна была насторожить невысокая стоимость дома. Конечно, каждый волен продавать свою собственность по такой цене, какую он считает нужной. Но все же любителей действовать себе в убыток не так уж много. Бывают обстоятельства, когда человеку срочно нужны деньги, например, на лечение. Или он скоро выезжает за границу. Тем не менее покупателю следует внимательно изучить причины занижения цены. Опыт показывает, что довольно часто за низкой стоимостью скрывается какая-то афера.

Еще один повод насторожиться — тот факт, что люди продают недвижимость вскоре после приобретения. Ведь обычно так не поступают. Как правило, незаконно завладев чужим жильем, жулики совершают несколько фиктивных перепродаж, чтобы в правоустанавливающих документах не осталось упоминаний о бывших хозяевах, а затем уже ищут добросовестного покупателя.

Поэтому покупать недвижимость, которая недавно перепродавалась, нужно с большой осторожностью. Гораздо безопаснее приобрести жилье, которое находилось в собственности продавца хотя бы три года. Это срок исковой давности, в течение которого предыдущие владельцы (если считали, что их обманули) могли обжаловать в суде продажу дома.

Еще один момент, на который могли обратить внимание покупатели, — то, что человек, продававший дом, купил его у лица, которое действовало по доверенности. Это тоже повод поинтересоваться: что же помешало хозяевам самостоятельно оформить продажу? И кто эти хозяева? Дееспособны ли они? Знают ли о том, что их дом реализуется?

В жэке хранится информация обо всех, кто когда-либо прописывался в доме или квартире. Проверив эти данные, можно было узнать, что совсем недавно в доме был прописан ребенок, и поинтересоваться его судьбой.

Такие предосторожности помогают избежать неудачных покупок, а также сопровождающих их нервотрепки и материальных потерь.

Что касается прежней хозяйки, то ей не пришлось бы столкнуться с такими неприятностями, если бы она не доверяла кому попало продажу дома, не подписывала документы в пьяном виде и больше думала о судьбе собственного ребенка.

987

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів