«двумя пальцами нужно было прижимать тигренка к соску Свиньи, тремя — держать лапки с выпущенными коготками, чтобы не вонзались в нежное брюшко хрюши»
В свои четыре года тигрица Багира, обитающая в небольшом частном зоопарке базы отдыха «Три медведя», расположенном в Новомосковском лесу на Днепропетровщине, трижды приносила приплод. Правда, двое тигрят, родившихся летом прошлого года, и двое, появившихся в апреле нынешнего, были слишком слабенькими и не выжили. Каково же было удивление работников зоопарка, когда они увидели, что Багира опять — второй раз за год! — готовится стать мамой. 15 сентября у нее появились три чудесные дочки. Но тигрица, видимо, от большой нагрузки, впала в депрессию и отказалась кормить свое потомство
«Багира даже не глянула в сторону своих малышей»
Шерхан и Багира, в отличие от сказочных героев Киплинга, родились в неволе. Хозяин базы отдыха «Три медведя», большой любитель животных, приобрел их в Алма-Атинском зоопарке совсем еще крошечными и постарался создать все условия для новоселов. Обитатели этого зоопарка живут в максимально приближенных к естественным условиях: белые и черные лебеди, прожорливые пеликаны, шумные гуси — в живописном пруду, а зубры, бизоны, косули, ламы, благородные олени — в просторных вольерах. Для тигров же изготовили две большие клетки, соединенные между собой проходом. Сначала малышам позволяли ненадолго ходить друг к другу в гости, но когда увидели, что они подружились, не препятствовали развитию дальнейших отношений.
— Их любовь рождалась у нас на глазах, — улыбается директор зоопарка Валерий Моцный. — Они так ласково терлись мордочками, словно целовались, покусывали один другого за шею, облизывали — это у них высший знак доверия. Когда мы поняли, что тигры начали «гулять», усилили их рацион, добавили яйца, молоко, стали, кроме 5-6 килограммов мяса в день, давать еще и живых кур, ведь на природе этот хищник пьет теплую кровь, и именно это, возможно, дает ему стимул для размножения. Как видите, мы не ошиблись. Но психологически Багира оказалась еще не готовой к материнству.
Правда, пару дней она спускалась в просторную теплую нишу на дне клетки, где находились детишки и, судя по их молчанию, позволяла им поесть. Но потом улеглась на крыше этого домика и перестала брать пищу. Причину подобной депрессии, которой часто подвергаются самки в неволе, сотрудники зоопарка так и не разгадали, но предполагают, что Багире просто не хватало общения с Шерханом.
Покинутые малыши так пищали и плакали от голода, что их решили срочно забрать у мамаши. Тигрица даже не глянула в их сторону. Слепые, беззубые, весящие меньше килограмма каждый, они беспомощно тыкались в руки служителей зоопарка.
Соску маленькие хищники не брали — слишком уж были слабенькими. Тигриное потомство может выкормить и собака, но в селе Хащевое, где расположена база отдыха, не нашлось ни одной ощенившейся суки. И тогда директор «Трех медведей» Юрий Аксенич вспомнил, что в подсобном свинооткормочном комплексе недавно привела многочисленное потомство племенная свиноматка.
— Рассудили так: если тигр с удовольствием ест свинину, ему подойдет и свиное молоко, — говорит Юрий Аксенич. — Привезли тигрят на ферму и только успели занести в отделение, где находится свиноматка, как они оживились, стали ползать по дну коробки, словно что-то искали. Видно, учуяли запах молока. Тигрята просто вцепились в соски поросячьей кормилицы!
«Хрюша и ухом не ведет, когда потерявшие сосок тигрята начинают рычать»
Но и тут без проблем не обошлось. Тигренок намного меньше поросенка, и достать даже до нижнего ряда сосков огромной свиноматки ему тяжело. К тому же тигрята привыкли цепляться за шерсть матери, а у хрюшки, как известно, щетинка для этого не предназначена, брюшко — нежное и чувствительное. Заведующей комплексом Марии Манжелий пришлось приложить немало усилий и ловкости, чтобы тигрята все-таки пососали молоко.
— Двумя пальцами я прижимала котенка к соску, тремя — держала лапки с выпущенными коготками, — объясняет Мария Манжелий. — При всем этом приходилось еще и отражать атаки поросят, пытавшихся вытеснить незваных гостей со своей территории. В этом помогли расставленные локти, я как бы огородила для молочных братьев собственную территорию. В этой позе, склонившись над небольшим загоном, где лежит свиноматка, нужно стоять минут сорок, пока тигрята не наедятся. И так каждые два часа!
На этой небольшой свиноферме очень тепло и уютно: полы с подогревом, для каждой поросячьей семьи — отдельный загончик. Причем, когда полосатых сосунков несут на кормление, они тянутся из рук Марии Ивановны именно к своей приемной мамочке. Да и та уже привыкла к новым питомцам — даже ухом не ведет, когда потерявшие сосок маленькие хищницы начинают рычать.
У тигрят уже начали прорезываться зубы, так что скоро тигриное семейство заберут, скорее всего, обратно в зоопарк. Может, у Багиры к тому времени проснется материнский инстинкт и она признает своих детенышей.
Тигрица уже начинает постепенно выходить из депрессии. Когда мы приехали в зоопарк, она даже ненадолго покинула привычное место на крыше домика и подошла к решетке, с любопытством разглядывая гостей. И совсем уж оживилась, когда принесли живую курицу. Багира прижала ее лапами к земле, придушила и медленно стала ощипывать зубами
394Читайте нас у Facebook