«когда я убежал в первый раз, хозяин меня поймал и повесил за ноги головой вниз, после второго побега сковал цепью и бросил в погреб. Сейчас я снова убежал, но знаю: если найдут — убьют»
Глядя на этого невысокого, худощавого и испуганного паренька, трудно представить, что ему уже исполнилось двадцать лет. Последние три года жизнь его напоминала настоящий кошмар: хозяин, к которому Сергей нанялся на работу, использовал его как бесплатную рабочую силу: за малейшую провинность жестоко избивал, бросал в подвал Не выдерживая жестокого обращения, Сергей несколько раз пытался убежать. Но безрезультатно.
После последнего побега хозяин начал искать работника уже с помощью милиции, заявив, что тот украл у него тысячу гривен. Но когда милиция разыскала паренька и выслушала его рассказ, то из обвиняемого он моментально превратился в потерпевшего. А вот его бывший хозяин обвиняется по четырем статьям Уголовного кодекса
«Без моего разрешения тебе нельзя никуда выходить, еще раз увижу — побью сильней»
Сергея из небольшого городка Ахтырка, что на Сумщине, жизнь не баловала с самого рождения. Родная мама умерла, когда он был еще совсем крохой. Отцу ребенок был не нужен, и, чтобы мальчишка не путался под ногами, его сдали в интернат для сирот. Там Сережа и провел детские годы. А когда школа осталась позади и все же пришлось возвращаться в отчий дом, выяснилось, что отец с новой сожительницей паренька не особо-то и ждали.
Естественно, Сергей с радостью откликнулся на предложение солидного мужчины, который однажды заехал в гости к соседям: «Хочешь заработать денег?» — «Конечно, хочу, а что нужно делать?» Сережка даже не представлял, что его ждет
Этой осенью исполнилось ровно три года, как тогда еще 17-летний парнишка отправился во взрослую жизнь зарабатывать свои первые настоящие деньги. Сергей с большой охотой и старанием исполнял все поручения Петра Черненко (фамилия изменена). Никаких нареканий со стороны хозяина не было, ведь парень вырос в сельской местности и прекрасно умел все делать своими руками. Да и сейчас, вспоминая начало своей «трудовой карьеры», говорит, что первые месяцы его кормили, платили в конце каждого рабочего дня деньги, после работы отпускали ночевать домой к отцу.
Потом, видимо, безотказный и трудолюбивый работник настолько приглянулся хозяину, что он предложил Сережке переехать к нему. «Сказал, что я могу жить у него в летней кухне, спать на раскладушке, три раза в день кушать, да еще за свою работу получать пять гривен каждый день, — вспоминает Сергей. — Конечно же, я согласился на такие условия». Петр Васильевич соблюдал условия устного договора почти целый год — до весны 2006-го.
В апреле в жизни наемного работника начали происходить первые незапланированные изменения. Началось с того, что его хозяин отстроил новый сарай: в крайнем слева помещении был хлев для свиней, дальше — погреб, потом небольшая комнатушка с бетонным полом, где готовили корм скотине, и в последней комнатушке — курятник.
Так вот, в той самой комнатушке, которая предназначалась для «свинячьей кухни», хозяин и поселил своего безотказного работника. Небольшой шкаф, стол с газовой плиткой на две конфорки и раскладушка — вот и все бытовые «условия». То ли взрослый мужчина решил воспользоваться беззащитностью скромного юноши, то ли, попросту говоря, «зарвался» от власти над судьбой батрака, но только за скудную еду Сережка выполнял теперь всю ежедневную и очень нелегкую работу. А ее прибавлялось и прибавлялось: три раза в день нужно было варить огромный котел еды для 10 свиней, кормить птицу, заниматься огородом, да еще выезжать с Петром Васильевичем на «объекты» — старые полуразрушенные колхозные фермы и дома. Основным источником дохода предприимчивого хозяина служили именно они — заброшенные постройки, которые разбирались на кирпичи для продажи. Работой «на объектах» обычно завершался каждый трудовой день парнишки.
Осенью 2006 года Сергей попытался первый раз убежать. Случилось это после того, как парень вечером решил сходить на свидание к знакомой девушке. Немного задержался, да к тому же выпил пива. Возвратясь домой и не найдя там работника, хозяин просто взбесился. Впервые он жестоко избил паренька и на три дня посадил под замок в темном гараже. «Без моего разрешения тебе нельзя никуда выходить, еще раз увижу — побью сильней», — такими были первые слова, которые услышал выпущенный из гаража пленник.
Несколько дней наемный работник жил в кабине небольшой грузовой машины, так как в дом его уже давно не пускали
В неволе прошел еще один год. И все это время Сергей работал по хозяйству, разбирал кирпичные строения, варил свиньям еду — и не получал за это ни копейки. Несколько раз парень пытался пожаловаться отцу на то, что Петр Черненко очень плохо к нему относится, избивает за малейшую провинность. Но отец не слушал. Да и что мог поделать старый и не совсем здоровый человек против крепко стоящего на ногах мужика? Через год, летом 2007-го, Сережа снова пытается скрыться от ненавистного хозяина. Он убегает к своему знакомому — деду Василю и прячется там целых две недели. Потом, немного осмелев, начинает выходить на улицу, ездить вместе с дедом на небольшие «шабашки».
Недели через три Сергею на мобильный телефон позвонил незнакомый мужчина и предложил выгодный заработок: «Мы с тобой вместе разбирали дом, я помню, что ты хороший работник, — соглашайся! Мы как раз набираем строительную бригаду для работы в Киеве, не прогадаешь». И Сережка сказал: «Хорошо, давайте встретимся и все обговорим». Незнакомец прислал за ним такси — мол, подвезут прямо к моему дому, здесь все и обсудим. Сев в машину, первого, кого парень увидел, — своего бывшего хозяина Петра Васильевича.
Из свидетельских показаний Сергея: «После того как меня избили, привязали веревкой за ноги и повесили вниз головой за крюк, на котором вешают свиней. Я не помню, сколько так провисел, — наверное, минут пять. Потом меня отвязали и приказали, чтобы я снова начал работать. А Черненко сказал, что если я еще один раз убегу, то он меня «запид » Я испугался, так как знал: если откажусь, меня снова начнут бить».
И снова целый год парень батрачил на хозяина. Уже почти смирился с тем, что он — собственность чужого человека, что ему никуда нельзя выходить без разрешения, нельзя встречаться с друзьями, ночевать у отца. Потом дошло до того, что парнишку выселили даже из его комнатки в сарае — туда свезли урожай свеклы и тыквы. И несколько дней наемный работник жил в кабине небольшой грузовой машины, так как в дом его уже давно не пускали.
Но все это время Сергей не переставал думать о побеге, только на этот раз решил убежать куда-нибудь подальше, а для этого нужно было разжиться деньгами. И вот настал благоприятный момент: хозяин отлучился по делам, а в это время его подрядчик привез 1 тысячу 850 гривен — за кирпичи. И Сергей из этой суммы взял 1 тысячу гривен и снова убежал
Из свидетельских показаний Сергея: «С суммы, которую мне передали на хранение, я взял 1 тысячу гривен. Я не считаю это кражей, так как сарай, погреб во дворе я ему строил бесплатно, всю работу по хозяйству я тоже делал бесплатно, поэтому считаю, что эти деньги заработал».
С деньгами он снова убежал к деду Василю и его жене Лидии Николаевне, которые относились к нему как к родному. Но у паренька был план уехать на заработки в Киев, и он отправился к друзьям в соседнее село — чтобы подробней разузнать о работе. Не застав их дома, на такси возвратился к деду, накрыл «царский стол» — с колбасой, рыбой и пивом — и остался у деда с бабушкой ночевать.
«Он заставил меня помыть руки в ведре с мочой, а потом эту мочу из ведра выпить»
Рано утром у деда Василя появился разъяренный Черненко и начал избивать Сергея прямо в чужом дворе. Потом — в машину и отвез к себе домой. В этот раз для юноши приготовлено новое наказание: ему связывают ноги и руки веревкой и бросают в им же собственноручно выкопанный погреб. Но снова судьба оказалась благосклонна к батраку — освободив руки, Сергею удалось выбить дырку в кирпичной стене погреба и выбраться наружу. Наверное, от страха и безысходности он бежит прятаться снова в дом к деду Василю и бабе Лиде. Через несколько часов Черненко вновь его находит: ворвавшись в чужой дом без разрешения, вытаскивает из-под кровати спрятавшегося там и дрожащего от страха паренька.
Дома хозяин заставляет пленника залезть в погреб через дыру, которая послужила лазом для побега. Но теперь, чтобы никуда не убежал, ноги беззащитного парнишки для верности приковал: одну цепью пристегнул к лестнице, вторую — к контейнеру с картошкой. Избив Сергея палкой, Черненко спокойно отправился по своим делам.
Прошли сутки. Дверь в погреб открылась, и вниз спустился хозяин с каким-то мужчиной. Хвастаясь перед гостем властью над рабом, Черненко заставил Сергея есть сырой бурак. Мол, ты свинья — такая тебе и еда.
Из свидетельских показаний Сергея: «Когда я попросил его прекратить, он пригрозил, что снова побьет. Мне пришлось съесть бурак, а он все это снимал на мобильный телефон. Потом он заставил меня помыть руки в ведре с мочой, а когда я их помыл, то он заставил меня пить мочу из ведра. Я был в таком состоянии, что у меня не было выбора, — я знал, что он меня побьет палкой, и из-за страха я выпил мочу. Потом они вышли »
Парень прекрасно понимал, что единственная возможность выжить в этом аду — снова попытаться убежать. Весь день и целую ночь он пытался разогнуть звенья цепи, чтобы отстегнуть себя от лестницы и от контейнера. И ему это удается! И снова — с цепями на ногах! — он пролазит в свою дыру и бежит к деду Василю. Но деда дома не оказалось, а баба Лида, понимая, что может случиться, если Черненко найдет беглеца у нее в доме, дает парню плоскогубцы, чтобы сбить замки и цепи с ног. И советует скрыться в лесу.
Сергей вспоминает, что побежал в лес, сбил с ног замки, а потом три дня прятался в кустах. Основной едой беглеца были яблоки-дички. Когда уж сильно проголодался, сдал на металлолом свои цепи и купил хлеба, воды и сигарет.
Через три дня холод и голод все же стали сильнее страха, и парень пришел в дом к родному отцу. Не успел Сергей залечить разбитые руки и ноги, как к ним зашел участковый. Оказывается, он уже давно разыскивал наемного работника по заявлению его хозяина о краже денег.
— В милицию обратился предприниматель с заявлением о том, что наемный работник украл у него 1 тысячу гривен, — говорит начальник ЦОС УМВД Украины в Сумской области Андрей Ивашина. — Но когда начали проводить проверку, выяснилась неожиданная история: оказалось, что заявитель фактически удерживал своего работника в рабстве.
Сегодня испуганный парнишка скрывается от своего обидчика у совершенно посторонних людей. Журналистам отыскать его удалось только с помощью милиции. Парень не мог сдержать слез: «Снимите меня, пожалуйста, и покажите всем! Я боюсь, что мой хозяин меня снова найдет и теперь убьет, а так все будут знать, что это он виноват. Я у него три года работал, а он мне сказал, что будешь пожизненно. Он меня все время бил. Сначала за то, что я не вовремя приходил с прогулки, а потом уже просто так — если покажется, что я не так что-то делаю. Я от него столько раз убегал, но он меня находил, залазил в дом к моим знакомым, пугал всех.
Когда я сидел в погребе, он сказал: если еще раз убежишь, я тебя все равно найду и продам в рабство. А куда я мог убежать без паспорта — он же его сразу забрал себе. Я и сейчас его очень боюсь — он может наслать на меня людей, и меня просто убьют».
Не могла сдержать в разговоре слез и Лидия Николаевна, которая вместе с мужем — дедом Василем — неоднократно помогала парню:
— Сережка же такой хороший, просто золото, а не человек, и за что ему такая доля? Его и так жизнь побила: мать рано умерла, остался он с отцом, да что толку? Я к нему всегда с душой, защищала, как могла, подкармливала. Как же я плакала, когда с ним такое случилось, все мы с дедом не могли решить, как можно помочь. Да что мы можем, мы же старые — прятали у себя в доме, так тот Петро все равно его находил.
Помню, той ночью Сергей пришел к нам во двор весь грязный, босой, на ногах ципки. Я его спрашиваю: что случилось? Он отвечает: еле убежал, баба Лида. А замки были такие тяжелые на цепях, он их еле отбил! Сейчас вот снова Сергей прячется, а Петро ездит по городу на мотоцикле, всем кулаки показывает. И что же это такое делается?
Как оказалось, подозреваемый, который обвиняется по четырем статьям Уголовного кодекса (к тому же ранее отсидевший за решеткой шесть лет за изнасилование!), на момент проведения следствия находится действительно на свободе.
— Когда к нам в прокуратуру пришло дело из Ахтырского райотдела милиции, — прокомментировал «ФАКТАМ» следователь Ахтырской межрайонной прокуратуры Денис Яценко, — то относительно подозреваемого уже была вынесена мера пресечения: подписка о невыезде. А как ее можно изменить? К тому же следствие только началось, и у нас нет пока никаких достаточных улик, кроме показаний самого пострадавшего и некоторых свидетелей.
Вот и получается: обидчик продолжает разъезжать по городу, его «кирпичный» бизнес активно развивается, за забором бурно кипит строительство дома, а беззащитный парень, который три года провел в настоящем рабстве, так и не обрел пока долгожданной свободы
522
Читайте нас у Facebook