ПОИСК
Події

«только когда я вырвался из замкнутого круга «украл — выпил — тюрьма» и стал предпринимателем, поверил, что в жизни может произойти чудо! »

0:00 9 жовтня 2008
В Бродах Львовской области бывшие заключенные могут не только найти крышу над головой, еду и работу, но и стать успешными бизнесменами

Благотворительную организацию «Центр социальной адаптации» журналист Игорь Гнат создал в райцентре Броды для оказания помощи одиноким гражданам и сиротам, вернувшимся из мест лишения свободы. Бывшим преступникам Центр представляет жилье в своем приюте, медицинскую помощь, одежду и трехразовое питание, помогает в восстановлении документов и регистрации. При этом выдвигаются строгие требования: не красть, не употреблять алкоголя и наркотиков, добросовестно трудиться на благо всей коммуны.

Сейчас в приюте живет почти полсотни коммунаров. У них большое хозяйство — огороды, свиньи, птица, козы, кони, несколько мастерских. К удивлению местных правоохранителей, всегда с подозрением и опаской относившихся к специфическому контингенту Центра, среди бывших зэков неожиданно появились и… удачливые предприниматели…

В большом цеху лесопилки несколько мужчин, пыхтя и подбадривая друг друга криками, затаскивают на пилораму ствол огромного дерева. При этом начальник предприятия, 32-летний Андрей Новиков, не стоит рядом, поплевывая и отдавая руководящие указания, а надрывается наравне со всеми.

Андрей, крепкий, высокий и малоразговорчивый мужчина, фотографироваться отказался наотрез. Не очень любит рассказывать и о своих неоднократных посещениях мест не столь отдаленных: «Было и прошло! И никогда не вернется!» Покурить, поговорить «за жизнь» устраиваемся прямо в цеху.

РЕКЛАМА

 — Когда очередной срок заканчивался, получил с воли «веселую» весточку — жена, забрав ребенка, уехала в неизвестном направлении, попутно продав нашу квартиру и мою машину, — рассказывает частный предприниматель Андрей Новиков.  — Вышел из колонии в конце 2002 года и впервые задумался о своем житье-бытье: семьи нет, жилья нет, родители умерли, когда был еще подростком. Получалось, что, кроме как в «родную» зону, возвращаться больше некуда. Еще в колонии слышал, как заключенные говорили о центре социальной адаптации. Немного подумал и подался сюда.

Пришел к директору Игорю Гнату. Говорю ему: «Деваться мне некуда. Очередной раз садиться? Не хочу! Возьмите к себе!» Когда услышал правила коммуны — не пить, не воровать, не отказываться от любой работы, — даже обрадовался. Мне это и надо было, чтобы дурные мысли в голову не лезли. Сначала полол свеклу на грядках. Нудно, но сцепил зубы и работал вместе со всеми. Другое дело — заготовка дров в лесу, хоть и тяжело, но выкладывался на полную.

РЕКЛАМА

 — Мы к Андрею присматривались, нам был нужен ответственный и толковый человек для большого дела, — говорит подсевший к нам журналист Игорь Гнат.  — Помнишь птицеферму?

 — Да! Бросили вы меня тогда под танк! — оживляется Андрей.  — Вызвал меня Игорь Зиновьевич: «Для улучшения питания членов приюта будем создавать птицеферму! Возьмешься руководить ею?» Я только растерянно почесал затылок. Что я, городской, знал об этом. Но надо, так надо! Взял двух помощников, построили с ними помещение и небольшой пруд, потом закупили несколько десятков цыплят, гусят и индюшат. Ну и намаялся с этим галдящим царством! Днем кормим, убираем, а вечерами читаю специальную литературу, как за птицей ухаживать, как болячки лечить. И удивительно — мне это дело… понравилось!

РЕКЛАМА

 — Через полтора года, когда птицеферма уверенно снабжала нашу столовую мясом и яйцами, меня опять вызывает директор и делает неожиданное предложение: «Займешься лесопильным производством?» — продолжает Андрей.  — Опять растерялся, ведь ничего не понимаю в этом деле…

Центр бесплатно передал ему по договору две лесопильные машины и машину для обрезки досок, выделил помещение. А Игорь Гнат снова поставил Новикова перед трудным выбором, предложив ему стать… частным предпринимателем. Два дня Андрей раздумывал и согласился.

 — Как положено, официально зарегистрировался в райгосадминистрации, а потом вместе с рабочими сели читать специальную литературу по обработке древесины, узнавали, как лучше резать деревья на доски, как сушить их, — продолжает Андрей.  — Сначала клиентов было мало. Но мы обошли конкурентов качеством и относительно низкими расценками. При этом, по договору, для приюта лес режем бесплатно, а на половину заработанных денег закупаю для коммуны сигареты, медикаменты и продукты питания. Помогаю Центру и в строительстве пансионата для людей пожилого возраста…

Помню, получил первую зарплату и растерялся. В приюте денег не платят, а тут… Первая вещь, которую купил, был мобильный телефон. Мне без него никуда — клиенты, поставщики, финансовые вопросы… Купил велосипед, чтобы ездить по делам. Впрочем, у нас ним пользуются все, кто хочет. Сейчас собираю деньги, чтобы приобрести небольшой домик в селе, возможно, создам семью.

Изменился ли я, перейдя из рецидивистов в предприниматели? В чем-то, несомненно, да! Например, появилось больше ответственности, стал уважаемым человеком. А человеческие качества, надеюсь, остались прежними. Живу, работаю, питаюсь, как все в нашем приюте. Только когда я вырвался из замкнутого круга «украл — выпил — тюрьма» и стал неожиданно для себя предпринимателем, поверил, что в жизни может произойти чудо. Но для этого надо, ой как поработать, заслужить доверие людей и получить хоть от кого-то помощь! Вы можете мне не поверить, но, когда я это понял, впервые за многие годы заплакал…

 — Кроме Андрея, в нашем приюте есть еще два частных предпринимателя, — рассказывает Игорь Гнат.  — Один занимается ремонтом машин, у второго — столярная мастерская. Как видите, разработанная нами программа социальной адаптации дает свои результаты. Даже на рецидивистах не стоит ставить крест. Им просто надо дать шанс…

336

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів