«хочу видеть, как растет мой сын, поэтому вывезу его из лесу только в том случае, если наступят уж очень сильные холода»
29 августа этого года «ФАКТЫ» рассказали о необычном человеке — 45-летнем Геннадии Ляхове. Десять лет назад он обосновался вдали от людей, на берегу Печенежского водохранилища. Тогда мужчина был в приподнятом настроении — у него только родился наследник, первенец Евгений. Геннадий не рискнул забирать новорожденного в землянку и снял для своего семейства старенькую хату в поселке Мартовая Печенежского района, в двенадцати километрах от собственного поселения. Однако уже через месяц молодой маме с ребенком пришлось выбираться оттуда — хозяйка увеличила оплату более чем в два раза.
Впереди зима с морозами и вьюгами, и корреспондент «ФАКТОВ» решила наведаться к Ляховым, чтобы узнать, как молодая семья подготовилась к испытанию холодом.
С появлением малыша строительство нового дома ускорилось
Собираясь в дорогу, от многих людей я слышала одни и те же вопросы: «Вы считаете, это правильно, что такая крошка вынуждена жить в неприспособленных условиях? Почему взрослые люди так безответственно поступают по отношению к своим детям? Зачем об этом писать?». Геннадия до сих пор не понимают ни его друзья, ни родители. Что уж говорить о чужих! Почему он прикипел душой к этой красивой, но безлюдной местности? Свой выбор мужчина объясняет просто: «Здесь я чувствую себя лучше и здоровее».
Геннадий Ляхов потерял здоровье в Чернобыле. Проведя 182 суток на ликвидации последствий атомной катастрофы и получив 4080 бэр радиационного облучения, вернулся домой инвалидом третьей группы. Его мучили сильнейшие головные боли, головокружения не давали покоя. Только вдали от городской суеты ему становилось легче. Поэтому вскоре после увольнения с завода бывший шлифовальщик перебрался подальше от Харькова, в места, куда раньше часто ездил на рыбалку. Устроился в бригаду по запуску малька и вылову рыбы. Несколько лет мотался туда-сюда, а потом решил не тратить на дорогу ни времени, ни денег. Когда летний сезон закончился, и товарищи разъехались по домам, он остался жить в заброшенной землянке, оставшейся от бывшего рыбхоза.
Сейчас Геннадий полноправный хозяин этого маленького клочка земли. Навел порядок в землянке, заново сложил в ней печку, обзавелся домашней живностью. Держит десятка три кур, весной обязательно покупает бычка, которого кормит до самых заморозков, а потом пускает на тушенку. Кобыла Квита выручает, когда нужно привезти сухостой из лесу, вывезти мусор после отдыхающих на поляне, либо же выбраться по беспутице к поселку. От волков, лис и недобрых людей Гену и его хозяйство охраняют пять породистых псов и дворняжек, прибившихся в разное время к его двору, границы которого не обозначены. Живут у него и несколько котов.
Были у Геннадия здесь и женщины. Кто-то дольше с ним задерживался, кто-то меньше, но создать семью и завести детей не удалось. Мужчина грешил на Чернобыль. Оказалось, зря. Прошлым летом друзья приехали к нему на отдых с симпатичной синеглазой девушкой. Аня воспитывалась в интернате, собственного жилья не имела, а старшая замужняя сестра к себе ее не приглашала. Сначала Гена предложил Ане за небольшую плату вести домашнее хозяйство. На самом деле это был предлог найти себе спутницу жизни. С хозяйством он и сам справлялся неплохо, а вот общения с прекрасным полом ему не хватало. Итогом этого общения стало рождение сына.
Так что же изменилось за прошедшие три месяца во владениях Геннадия Ляхова? Можно точно сказать: тут стало больше жизни. И ее темп, как в любой семье, диктует малыш.
В тот день, когда я благодаря Юрию Павловичу, водителю-асу и Гениному другу из Харькова, добралась по раскисшей осенней грязи в лесную глухомань, здесь кипела работа по обустройству деревянного дома. Гена пригласил Юрия Павловича установить металлический дымоход на печку. Новоиспеченный папа уже укрыл жилище железом и провел в нем водяное отопление, которое работает от печки-буржуйки. Второй год Ляхов строит собственный дом. Конечно, с появлением сына стройка ускорилась. Теперь, когда готова печка, можно будет продолжить обшивку кругляка досками изнутри. Чтобы жилье сохраняло тепло, пространство между обшивкой Гена заполняет глиной.
Здесь же Аня и куховарит — в отдельной комнатке, которая со временем станет детской, установлена газовая плитка. Рядом еще одна комнатка — там стоит ванна, правда, пока недействующая. А в самой большой комнате хозяйка накрывает стол. На нем появляются гречневая каша с куриными окорочками, колбаса и чай. Во главе стола, словно на троне, восседает Геннадий на бывшем автомобильном сиденье, приспособленном под кресло. Тут же и Женька. Укутанный в теплое одеяльце тугощекий карапуз тихо спит в коляске. Как только он начинает хныкать, счастливый отец берет его на руки.
Кормить малыша приходится в потемках, подсвечивая мобильным телефоном, поскольку электрогенератор работает по часам
- Вот так, в профиль, очень похож на меня. Правда? — Геннадию хочется услышать мое положительное мнение в ответ на его наблюдения. — В детстве, судя по фотографиям, я выглядел точно так же.
До завершения строительства собственного жилья Гену с Аней и малышом бесплатно пустил в свой деревянный домик друг главы семейства. Домик стоит рядом с их владениями, и супругам есть, где развернуться. Землянку они используют лишь изредка, когда в чужом доме появляются хозяева. Обычно они наведываются в выходные, и то не в каждые. Чужое жилище крохотное, но уютное. Здесь поместились четыре кровати в два яруса и печка. Внутри дом обит коврами — не столько для красоты, сколько для сохранения тепла. На полу постелен линолеум. В печке полыхают поленья и, кажется, для семейного счастья ничего больше не нужно.
Однако в разговоре с супругами выясняется, что не все так гладко в их отношениях. Гражданская жена Геннадия не совсем довольна бытом. Сетует на то, что приходится вставать среди ночи и подбрасывать дрова в печку, чтобы не закоченеть до утра. В печи нет заслонки, и воздух быстро остывает. Кормить ребенка приходится в потемках, подсвечивая мобильным телефоном, ведь на ночь генератор, вырабатывающий электрику, отключается. В арендованном домике нет телевизора, а установленный в новостройке не работает — недавний буран поломал антенну. Но больше всего молодая мама скучает по душевному общению с подругами и по городской суматохе. Вдали от цивилизации Анна чувствует себя несколько обделенной судьбой. Говорит, до появления ребенка такого ощущения не было. Сейчас она просит мужа подыскать ей с Женькой жилье в Мартовой, чтобы находиться среди людей. Ей хочется иногда взять деньги и выйти в магазин, не дожидаясь, когда все необходимое купит муж. И не экономить на фруктах, как это делает он, считая, что в питании главное — мясо.
Несмотря на то, что ее жизнь проходит в основном в общении с природой, Аня прежде всего — женщина. Она красит ногти и делает макияж, любит наряжаться. И очень хочет услышать комплименты в свой адрес.
Многие упреки в свой адрес Гена списывает на молодость жены. Дескать, не видела она еще настоящей жизни. Что женщине нужно? Работать ее не заставляет, деньги домой приносит, продуктами обеспечивает. Тем более, сейчас благоприятный сезон для ловли рыбы наступил — сети остаются чистыми, стирать не нужно, и улов хороший. Отдаст долги, станет легче.
Возможно, и ревнует жену-красавицу. Отпусти такую одну куда-нибудь, вмиг уведут. Поэтому Геннадий, ставший папой в довольно зрелом возрасте, оттягивает временное переселение своего семейства. Хотя договорился с женщиной в Мартовой, у которой покупает козье молоко, что она приютит его родных, когда будет уж совсем туго. «Хочу видеть, как растет мой сын: агукает, улыбается. Вот когда погода испортится, тогда и вывезу жену с ребенком в поселок», — объясняет он свою неторопливость.
Действительно, оставлять малыша в глухомани не безопасно. Гена с Аней уже пережили волнения по поводу болезни ребенка. Буквально через неделю после того, как они поселились в собственных владениях, мальчик подхватил двустороннее воспаление легких. Хорошо, признаки заболевания стали проявляться днем, и рядом был Генин друг с автомобилем. Он и вывез крошку из лесу, иначе пришлось бы папе заводить свой старенький мотоцикл и трястись на нем по ухабам. Трое суток маленький Евгений провел в реанимации и полмесяца находился в больнице. Потерял почти килограмм веса, был настолько слаб, что даже грудь не мог сосать. Сказать однозначно, что стало причиной заболевания, нельзя — то ли мама вынесла ребенка на улицу сразу после купания, то ли его заразил кто-то из кашляющих гостей. Теперь родители, наученные горьким опытом, оберегают малыша и не подпускают к нему посторонних. Хотят крестить ребенка, чтобы чувствовать себя более уверенно, да Аня никак не определится, кого взять в кумовья.
К счастью, сейчас Женя уверенно набирает вес. Это очень спокойный и несколько разбалованный вниманием родителей малыш. Больше всего он любит, когда его держат на руках и играют с ним. Аня кормит сына грудью не по расписанию, а по его первому требованию. Пухлые щечки мальчика — явный признак того, что у него все хорошо. У Жени четыре больших пакета приданого — Генины друзья обеспечили мальчика одеждой, которую носили их дети, на пару лет вперед. Только нет зимнего комбинезона и с памперсами периодически возникают проблемы — то заканчиваются в неподходящий момент, то вызывают аллергию.
Вообще, Геннадий Ляхов после появления наследника поменял свои жизненные планы. В ближайшее время хочет вплотную заняться приватизацией своего земельного участка близ Харькова, выделенного под застройку ему как «чернобыльцу». Участок планирует продать и на вырученные деньги купить красивый двухэтажный дом в Мартовой. Он уже давно его присмотрел и даже сторговался.
«Сложилась бы у нашего папы судьба по-другому, разве мы жили бы здесь?» — разговаривает с сынишкой молодая мама. Он только улыбается в ответ, еще ничего не соображая. По-моему, Женька растет счастливым ребенком, купаясь в родительской любви.
394
Читайте нас у Facebook