ПОИСК
Політика

«помню, делегация одной из африканских стран едва не сожгла резиденцию для иностранных делегаций в киеве. Гости прямо на паркете развели костер для приготовления национального блюда… »

0:00 20 січня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Управление государственной охраны Украины празднует свой 15-летний юбилей. О работе телохранителей первых лиц государства «ФАКТАМ» рассказал генерал-майор Василий Вакуленко, стоявший у истоков этой силовой структуры

Генерал-майора Василия Вакуленко коллеги называют живой легендой отечественных спецслужб. Свою карьеру он начал в 9-м отделе КГБ УССР, а закончил в должности начальника Службы безопасности первого Президента Украины Леонида Кравчука. Василий Федорович был личником (личным телохранителем) и двух последних лидеров Советской Украины — первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого и Председателя Верховного Совета УССР Владимира Ивашко. Имел отношение к охране первых лиц СССР — генеральных секретарей ЦК КПСС Леонида Брежнева и Михаила Горбачева, когда они прибывали в Украину. А в молодости Василий Вакуленко даже охранял премьер-министра Индии Индиру Ганди во время ее визита в Киев. Он до сих пор хранит дома ее подарок в благодарность за службу — сандалового слоненка. Сейчас генерал-майор занимается подготовкой нового поколения телохранителей для Управления государственной охраны Украины — одной из самых закрытых силовых структур страны, которая в эти дни празднует свой 15-летний юбилей. «ФАКТЫ» обратились к Василию Федоровичу с просьбой рассказать о том, часто ли жизнь первых лиц государства подвергалась опасности. Это первое газетное интервью генерала Вакуленко.

«Во время визита Леонида Кравчука в США нас постоянно сопровождали 11 телохранителей президента Джорджа Буша»

- Василий Федорович, вы ветеран Управления государственной охраны Украины. Помните, как все начиналось?

- Я не только ветеран, но и, простите за нескромность, стоял у истоков образования Управления госохраны. Сразу после провозглашения независимости Украины у нас, бывших сотрудников 9-го отдела КГБ (отдел занимался охраной первых лиц государства и высокопоставленных иностранных гостей.  — Авт. ), был определенный период времени, когда мы, так сказать, были не совсем легитимны. То есть старые удостоверения КГБ УССР уже не действовали, но функции мы свои выполняли, подчинялись исключительно Председателю Верховной Рады Украины и координировали свои действия с оставшимися после развала СССР силовыми ведомствами — КГБ, МВД и Министерством обороны.

Потом 24 декабря 1991 года, уже после референдума о независимости, первый Президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ о создании Службы безопасности Президента Украины, а практически через месяц, 15 января 1992 года, по его Указу было образовано Управление охраны высших должностных лиц Украины. Сейчас оно называется Управлением госохраны Украины. В него тогда вошли лучшие сотрудники «девятки» и других подразделений украинской спецслужбы, имевшие опыт охраны первых лиц СССР. Управление в то время возглавил генерал Михаил Гайдук, а Службу безопасности Президента Украины — я (мы, конечно, входили структурно в Управление, но подчинялись только главе государства). В состав службы вошли такие профессионалы, как майор КГБ (я называю те звания своих коллег, которые были на то время) Иван Беленко — водитель-ас, человек, досконально знавший все особенности выездной охраны; майор Анатолий Лобань — сотрудник отдела кадров КГБ УССР, у него был десятилетний опыт по обеспечению охранных мероприятий первых лиц Союза, и майор Виктор Паливода, который занимался оперативной работой в Службе безопасности Президента Украины. Кстати, еще до избрания Кравчука главой государства Паливода спас его от удара ножом в толпе на центральном рынке в Харькове, приняв этот удар на себя. Майора тогда «выручила» кобура с пистолетом, основная сила удара пришлась именно на нее.

РЕКЛАМА

- Пожалуй, это единственное покушение на Президента Украины, сопровождавшееся кровопролитием…

- Да, обычно большинство покушений на президентов Украины удавалось раскрыть еще на стадии их разработки. При визите же Кравчука в Харьков ошибкой было то, что местные власти накануне объявили о посещении им рынка по радио. Отработать весь рынок на предмет появления в тот момент людей с неустойчивой психикой мы не успевали. Вот один сумасшедший и украл нож у мясника…

РЕКЛАМА

Кстати, после этого инцидента Леонид Макарович поехал во Львов. Тогда о том, что он посетит Галицкий рынок в городе, не знал никто, кроме меня и него. Представьте себе, как посерели лица руководителей области и города, когда им неожиданно пришлось сопровождать Президента на рынок. Они совершенно не были готовы к такой импровизации во время визита. Кравчук спокойно прошел по рынку, пообщался с народом, посмотрел на прилавки, сел в автобус, который ждал его у выхода, и, довольный общением, уехал. Не было ни толпы, ни инцидентов… «Испугались, что не успели убрать мусор на рынке?» — потом шутливо спросил он у областных начальников. Представьте, сколько недоброжелателей Кравчука прибежало бы во Львове на Галицкий рынок, если бы местные власти объявили об этом заранее…

- А как происходила организация первых зарубежных визитов Леонида Кравчука?

РЕКЛАМА

- Поначалу было очень много сложностей. И не только с мероприятиями по безопасности. Например, один из самых первых официальных визитов после 24 августа 1991 года Леонид Макарович совершил в Канаду. С точки зрения признания Украины в мире визит был политически очень важный. Для его подготовки мы заранее прибыли в Оттаву, столицу страны. Но тогда Леонид Кравчук еще не был избран президентом, и протокольная группа Канады никак не могла понять: кто такой Председатель Верховного Совета Украины, что он представляет — государство или только парламент — и какого уровня прием ему оказывать? Сложности были и с тем, что у нас, как у нового государства, тогда не было ни официального гимна, ни флага, ни герба. Конечно, через Верховную Раду Леонид Макарович сумел к этому зарубежному визиту «продавить» вопросы государственной атрибутики, но все это делалось в достаточно напряженном режиме. Помню, что партитуру утвержденного Гимна Украины, чтобы он прозвучал при прибытии Кравчука в Оттаву, пришлось передавать самолетом через представителей нашей диаспоры в Канаде. Тогда же там появился и малый герб Украины.

А вот как раз с вопросами безопасности в Канаде проблем не возникло. Там его встречали очень радостно. Проблемы были в Великобритании. При подготовке визита в эту страну мы получили информацию, что некоторые представители украинской диаспоры, иммигранты, родившиеся в восточной части УССР, могут неадекватно вести себя во время массовых встреч с Кравчуком. Я об этом сообщил спецслужбам Великобритании с просьбой проверить эти данные. Они ответили, что такой информации у английских специалистов по работе с диаспорой нет и проверять ее они не станут. Тогда я даже заявил, что нам придется отказаться от массовых встреч украинского Президента. И английские спецслужбы все-таки проверили мои данные и устроили так, что люди, которые могли создать конфликтные ситуации, просто не появились на этих встречах.

- Как же это им удалось?

- Ну, у спецслужб есть свои методы. Ничего криминального там не было, просто кто-то из потенциальных злоумышленников опоздал на эти мероприятия, у кого-то не завелся автомобиль, а кто-то вынужден был остаться дома. К тому же во время этого визита англичане значительно усилили меры безопасности, что было заметно даже непрофессионалам — по необычно многочисленным постам копов в Лондоне.

Вообще, не возникало сложностей с безопасностью наших официальных делегаций в США. Во время визита Леонида Кравчука в эту страну — а наша группа охраны вместе с украинским Президентом посетили пять крупных городов Америки — нас постоянно сопровождали 11 телохранителей Президента Джорджа Буша. Вскоре после визита в 1992 году мне пришлось пройти подготовку в учебном центре Secret Service (ведомство, отвечающее за безопасность руководителей США и защиту национальной валюты этой страны.  — Авт. ).

«Качество подготовки телохранителей в СССР и США было приблизительно на одном уровне»

- Как вас приняли американские коллеги?

- С уважением. Нас тогда прибыло в Secret Service для подготовки трое: упомянутый уже мною генерал Михаил Гайдук, руководитель подразделения «Альфа» СБУ Василий Крутов, тогда еще полковник, и я. Там мы встречались с личными телохранителями Рональда Рейгана и других президентов США. Нужно отметить, что качество подготовки телохранителей в СССР и США было приблизительно на одном уровне. Но поучиться друг у друга было чему. К примеру, у них мы впервые увидели, как работают женщины-телохранители. Такой практики у нас не было. Зато теперь есть. И это очень важно, ведь женщина может появляться в тех местах, где нежелательно находиться мужчине.

- Кстати, а сколько в США налогоплательщики тратят на зарплату телохранителям президента и можно ли сравнить тамошние вознаграждения с нашими?

- Вообще-то, этот вопрос у американцев не принято обсуждать. Но однажды, когда мы сидели, расслабившись, за кока-колой с шефом безопасности президента США, я все же спросил его о зарплатах. Это было в 1992 году. Тогда я получал 15 долларов в месяц, а мой американский коллега — 10 тысяч долларов. Специальный агент в месяц зарабатывал не меньше 4 тысяч долларов плюс страховка, оплата работы в праздничные дни и оплачиваемый отпуск. Сейчас, конечно, ситуация у нас изменилась. Но все же не настолько, чтобы утверждать, что наши телохранители зарабатывают на госслужбе столько же, сколько американские или европейские.

- Каким же должен быть настоящий телохранитель?

- Есть много критериев, по которым можно оценивать телохранителя, но, как мне кажется, самым важным является его готовность к самопожертвованию. Ведь, прикрывая своего «клиента» при нападении, он прежде всего поступает вопреки инстинкту самосохранения. А отточить эту способность можно только во время длительных тренировок. Кстати, методы развития этого качества у телохранителей практически одинаковы во всех охранных службах мира. При этом важно не только спасти жизнь охраняемому, но и остаться в живых самому.

«Если утром я не знал, с каким счетом сыграло киевское «Динамо», к Щербицкому можно было не приходить»

- Василий Федорович, вы охраняли Владимира Щербицкого и Владимира Ивашко. Какими вам запомнились последние лидеры Советской Украины?

- Я считаю, что мне очень повезло со своими, так сказать, подопечными. Владимир Васильевич Щербицкий был интеллигентом высочайшего класса. С ним никогда не было проблем при охране. Кроме того, я прекрасно чувствовал его на психологическом уровне. Сразу разбирался в его настроении, когда с ним нужно было поговорить во время прогулки, а когда — молча сопровождать на расстоянии. К беседам с Владимиром Васильевичем на утренних и вечерних прогулках мне приходилось серьезно готовиться. Щербицкий любил беседовать не только о политике, но и о культуре, литературе и театре. Не говоря уж о футболе. Если я утром не знал, с каким счетом сыграло киевское «Динамо», к нему можно было не приходить. Так что мой рабочий день начинался с газеты «Советский спорт».

Владимир Ивашко был очень приятным, добродушным человеком. И в то же время очень требовательным как к себе, так и к окружающим. С ним я работал где-то полгода. Ведь в 1990 году Владимира Антоновича забрал в Москву на пост заместителя генсека Михаил Горбачев. Мне тоже предлагали поехать с Ивашко в Москву, но я не люблю тамошнюю суету, потому и остался в Киеве.

- Много ли было курьезных случаев в вашей практике?

- Достаточно! Когда я был совсем молод и нес службу в резиденции для иностранных делегаций, делегация одной из африканских стран едва не сожгла все здание для официальных приемов на улице Грушевского. Когда мы ворвались в задымленную комнату, оказалось, что наши гости готовят какое-то свое национальное блюдо и костер разведен прямо на паркете. Как потом нам объяснили их дипломаты, приготовленное на плите, оно имело бы совсем другой вкус.

Или вот более свежая история, приключившаяся с экс-госсекретарем США Мадлен Олбрайт во время ее посещения Киева вскоре после «оранжевой» революции. При спуске по лестнице у нее с ноги слетела туфелька. Ситуация была критической, представьте, какой мог быть конфуз, если бы госпожа Олбрайт упала. Но один наш телохранитель умудрился на лету перехватить туфельку и незаметно надеть ее на ногу экс-госсекретарю. Тогда Мадлен Олбрайт восклицала: «Если бы все мои телохранители были такими!»

В конце 80-х в Киев с визитом как-то приезжал Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. И вот, когда он общался с киевлянами, над толпой прямо в Генсека вдруг полетел «дипломат». Тогда майор Денисов, охранявший Горбачева, прыгнул на этот «дипломат» и прикрыл его собой. Все замерли… но ничего ужасного так и не произошло. В «дипломате» оказались какие-то чертежи. Задержали его владельца, инженера. «Я пришел посмотреть на Генсека, а там толпа, меня не пускают, вот я и психанул… » — объяснил он.

Еще помню курьезный случай, когда открылась общественная приемная Щербицкого. Возле приемной на улице очень часто появлялась одна женщина, внимательно следившая за приездом машины Владимира Васильевича и фиксировавшая все движения его телохранителей. В один прекрасный день, когда Щербицкий вышел из машины, она появилась рядом с ним и вручила ему письмо. Телохранители даже не успели отреагировать. Когда мы стали разбираться, оказалось, что женщина — доктор физико-математических наук. Она до последней доли секунды рассчитала, с какой скоростью должна двигаться к машине Щербицкого, чтобы охрана не успела ее остановить! В письме же была просьба о восстановлении льгот ее пожилого отца-пенсионера.

А в учебном центре по подготовке телохранителей в США, где я стажировался, тоже приключилась смешная история. Во время упражнений по огневой подготовке я заинтересовался системой мишеней, которую применяли американцы. Она включала мишени-обманки простых граждан и террористов. Последние и нужно было поразить. Для эффекта подлинности со стороны «террористов» раздавались выстрелы. Я попросил инструктора показать мне, что находится за системой мишеней. Он мялся, отговаривался, но потом согласился. И я увидел старый станковый советский пулемет времен Второй мировой войны, подключенный к электромеханизму. Именно он и тарахтел холостыми патронами. «А патроны где берете?» — спросил я удивленно. «Сами же на станке и делаем их», — ответил инструктор. «А не проще было бы просто записать звуки выстрелов на пленку и прокручивать их через динамики во время тренировок?» — заметил я. Американцы схватились за голову: «Мы как-то и не думали об этом… »

 

536

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів