«я явственно слышал своих родственников, ушедших в мир иной, так и хотелось рукой к ним прикоснуться»
Заблудившись в знаменитых одесских катакомбах, трое горе-путешественников не смогли выбраться оттуда более двух суток. Это один из редких случаев, когда людям без воды, пищи и теплых вещей удалось так долго продержаться под землей. Об этом чрезвычайном происшествии «ФАКТЫ» уже писали 18 января нынешнего года.
«Факелами служили мгновенно сгоравшие наши вещи — майки, носки »
Холодная Балка Беляевского района славится лазами, ведущими под землю. Местные жители говорят, что можно спуститься под землю в селе, а выйти за сотню километров. Подземелье, словно магнитом, притягивает любителей экстрима. «Нет ума — считай, калека! — негодовал отец одного из троих экстремалов, мечась у входа в подземелье. — Пусть мой красавец только выйдет оттуда, я ему быстро мозги на место поставлю »
- Информация об исчезновении троих молодых людей поступила к нам во вторник, 16 января, — рассказал «ФАКТАМ» начальник Главного управления МЧС Украины в Одесской области Юрий Антипов. — Разыскиваемые 26-летний Владимир, 25-летние Олег и Ян отправились в катакомбы еще в воскресенье, и больше их никто не видел. Удалось только установить, каким входом они спускались. Сельчане видели, что трое парней пошли в катакомбы, однако не стали бить тревогу — ведь на пустыре около детского сада часто собираются компании. Здесь мы и разбили палатку, организовав своеобразный штаб поисково-спасательной операции. Выяснили, что исчезнувшие молодые люди прихватили с собой свечи, запас спиртного и продуктов. Это обстоятельство осложняло поиск, поскольку выпивший человек практически не способен ориентироваться в подземных лабиринтах.
В спасательной операции были задействованы 42 специалиста, мобильная оперативная группа регионального МЧС, спелеологи, представители Главного управления МВД Украины в Одесской области, медики. Нервничали все. Ведь катакомбы — это лабиринт. Ни одно учебное заведение не может подготовить профессионала по ориентации в таком пространстве.
Возле функционирующих подземных лазов (их на территории села не меньше шести) постоянно толпились люди — родные, друзья, знакомые исчезнувших, просто зеваки. Все с нетерпением ожидали чуда — выхода из-под земли своих земляков. И оно свершилось!
Когда заблудившихся подняли на поверхность, выглядели они отнюдь не героями. Смотрели на окружающих настороженно, с опаской. Экстремалов тут же стали отогревать горячим сладким чаем. От общения с журналистами они наотрез отказались, выдавив одну-единственную фразу: «Мы просто хотели отметить праздник в экзотических условиях».
Разговорились парни лишь во время нашей последующей встречи.
- Мы отметили на поверхности Старый Новый год, а на следующий день пришла идея отпраздновать его еще и под землей, — рассказывает один из искателей приключений Владимир. — Решили вспомнить молодость. Пацанами часто сюда спускались. А уже были под хмельком.
- Неприятности внизу начались с того, что упал и разбился фонарь, — уточняет его друг Олег. — Исчезло освещение, на которое мы рассчитывали в течение ближайших двух-трех часов после спуска. Свечей, спичек и подсветок на мобильных телефонах хватило ненадолго. Во время первого же перекура под землей мы поняли: что-то не так Сразу попытались отыскать знакомое место, откуда можно выйти наружу, но безуспешно. К подземному колодцу добирались с трудом, практически на ощупь. Факелами служили мгновенно сгоравшие наши вещи — майки, носки
«В подземелье каждая минута казалась вечностью»
- Страшно было?
- Поначалу нет, ведь сколько раз сюда спускались, на скелетов ходили смотреть (останки советских воинов и партизан времен Великой Отечественной войны. — Авт. ), — продолжает Олег. — Поэтому направились прямо на скелеты, но не нашли их Самое обидное, что дорогу мы все знали отлично. А тут ходим-бродим и все без толку. Хмель выветрился, появился страх. Добравшись до колодца, обрадовались: теперь-то уж нас точно отыщут! Однако там, под землей, каждая минута кажется вечностью.
Стали кричать в колодец: «Спасите!» Он находится за хатой, где живут знакомые нам старики. А то, что к нему они уже давненько не ходят (в селе есть водопровод), мы даже не сообразили. Потом галлюцинации начались. Явственно слышал некоторых родственников, ушедших в мир иной. Так и хотелось рукой к ним прикоснуться. Четко понимали лишь одно: с этого места нельзя никуда уходить, иначе заблудимся окончательно.
- Ориентироваться нужно не только в самой шахте (так спасатели называют катакомбы. — Авт. ), но и знать, кого конкретно ищешь, — рассказывает Александр Саморуков, ветеран клуба «Поиск», за плечами которого свыше тысячи спусков в катакомбы. — У подростков одна психология, у взрослых — другая. Следовательно, их передвижения под землей будут различаться. О происшествии я узнал от соседа по дому — члена туристического клуба, куда обратились из Одесского добровольного общества спасателей. Вместе с двумя друзьями решили помочь.
С 1986 по 1991 год мы ходили здесь, в Холодной Балке, открывали ходы. Есть карта, составленная нами и охватывающая примерно две трети площадей данной шахты. Особое место на схеме, как и в реальности, занимает «Кафе «Полет» — достаточно известная подземная точка, где частенько останавливаются путники. Опознавательный знак — нарисованный на стене самолет. А неподалеку находятся останки воинов и партизан.
Спустившись в шахту, направились по «централке» (они есть в каждом районе катакомб), по пути «отбивая тупики» (оставляли красную бумагу). Таким образом проверили все боковые ответвления.
По дороге отыскивали следы. Под ногами рыхлый известковый песочек, по которому можно читать, словно по раскрытой книге. Если песок не тронут, ровненький, значит, никто здесь не ступал. Подходя к скелетам, обнаружили следы, окурок сигареты «Next» и четыре спички. На двух спичках даже серные зеленые головки не успели еще отсыреть.
«Кромешная тьма и гробовая тишина давят на психику, человек испытывает животный страх»
- Разбили базовый лагерь в середине поискового района и стали «отрабатывать» квадраты, — продолжает Александр. — Пробежались по длинному ходу, затем — по короткому и возле колодца обнаружили пропавших. Выглядели они не самым лучшим образом. Ведь все, кто теряется в катакомбах, испытывают животный страх. Порой им мерещится свет, топот, голоса. В выработках кромешная тьма и гробовая тишина, давящие на человеческую психику. Парни сразу попросили чаю. Пили его так жадно! Под землей вода есть, но потреблять ее следует крайне осторожно. В большинстве случаев она отравлена промышленными и канализационными стоками. Если и попадется чистая вода, она горьковата на вкус, ею невозможно утолить жажду. Выпьешь пол-литра, а спустя минут сорок опять пить хочется.
Как-то на экскурсии в Нерубайском, где находится Музей боевой славы, один болгарский писатель заявил гиду, что в условиях полной тишины к нему снизойдет вдохновение. Решили провести эксперимент. Снабдили писателя керосинкой, пишущими принадлежностями и оставили в подземном городе. На следующий день его на месте не оказалось. Писателя нашли в одной из балок. Он умудрился туда пролезть, разжав железный прут, который не могли согнуть несколько человек.
Ежегодно в различных районах катакомб — селах Нерубайское, Усатово, Холодная Балка, в самой Одессе — теряются люди. Естественно, проводятся поисково-спасательные операции. А ведь спелеологи не предусмотрены штатным расписанием ни одной спасательной службы. К тому же таких специалистов, особенно опытных практиков, очень мало. Поэтому приходится искать народных умельцев-проходчиков.
- Давно пора создать единую диспетчерскую службу, — считает Александр Саморуков. — Тогда в случае необходимости можно оперативно задействовать специалистов различных ведомств и знатоков-одиночек.
Мой собеседник из скромности умолчал о том, что практически все спасательные операции он и его друзья осуществляют безвозмездно. Вероятно, можно было бы предусмотреть в рамках уже функционирующих государственных спасательных структур какой-то поощрительный фонд.
Если вы заблудились в катакомбах
l пока имеется источник освещения, выйдите на ближайший подземный перекресток;
l постарайтесь оставлять за собой дорожку из камней, которые в катакомбах всегда под рукой;
l сядьте в широком проходе, никуда не ходите;
l можно подавать звуковые сигналы — стучать камнем о пол. Трех ударов в минуту вполне достаточно, чтобы вас услышали метров за пятьдесят. Звук ударов по монолиту хорошо слышен в подземелье.
461Читайте нас у Facebook