«закоченевший младенец с прилипшимик тельцу кусочками ила уже не дышал, но, когда доктор нажал ему на пятки, тот Вдруг шевельнул носиком»
Мария ВАСИЛЬ
«ФАКТЫ» (Первомайск-Киев)
В воскресенье в 15. 30 в дежурной части Первомайского городского отдела милиции раздался тревожный телефонный звонок. Пенсионерка, живущая на улице Софьи Ковалевской, сообщила, как только что своими глазами видела, как неизвестная девушка бросила в реку Южный Буг сверток, похожий на конверт с новорожденным ребенком. Эту сцену наблюдали многие женщины, работавшие в это время на своих огородах. Девушка, одетая в длинную светло-коричневую дубленку, медленно шла вдоль реки. Вначале она подошла к одним мосткам, потом — к другим. Там, где камыши росли особенно густо, а вода была илисто-мутной, девушка резким движением развернула одеяльце и выкинула сверточек, лежащий внутри, в воду. Затем развернулась и так же, не торопясь, пошла по тропинке к автобусной остановке.
«Мы аккуратно развернули сверток, освободили тельце от раздувшегося от воды памперса Увы, мальчик был неживым»
- У нас чего только в камыши не бросают — бутылки, полиэтиленовые пакеты, топят новорожденных щенков, — в общем, ужас, — рассказала корреспонденту «ФАКТОВ» одна из местных жительниц, представившаяся Леной. — В этот раз мне показалось, что у соседки ветром сорвало с веревки белье. Я подошла поближе к забору, глядь: на траве валяется развернутое детское одеяльце, а под водой, приблизительно в метре от берега, виднеется цветной сверток. Вынимать его мы с соседкой побоялись — подумали, что туда кинули мертворожденного ребеночка. Или, еще хуже, убитого. А уж предположить, что женщина могла кинуть в ледяную воду живого младенца, такого нам и в голову не могло прийти!
- Мы позвонили по 02 и стали ждать, — подхватила другая соседка. — Милиция приехала через четыре минуты. Еще через пару минут показалась и «скорая помощь».
Выйдя на берег, оперативники сгрудились вокруг прогнивших мостков. И тоже увидели неподвижно лежащий в мутной воде сверток.
- Согласно должностной инструкции, в случаях, когда «пахнет» убийством, на месте происшествия трогать ничего нельзя, — рассказала «ФАКТАМ» заместитель начальника Первомайского горотдела милиции Людмила Шмырева, выехавшая на место происшествия вместе с оперативной группой. — Надо, оставив все, как есть, дожидаться приезда сотрудников прокуратуры. Несколько секунд прошло в колебаниях. Однако сердце подсказывало: нужно спешить! Вдруг еще можно спасти малыша? Лодочник, прибежавший на шум, зашел в воду и вытащил сверточек. Тельце было с головой завернуто в пеленку. Мы аккуратно развернули сверток, сняли с малыша раздувшийся от воды памперс Увы, мальчик был неживым.
Едва автомобиль «скорой» остановился на крутом берегу, педиатрическая бригада — врач Владимир Бондарев и фельдшер Валентина Юрченко, — подхватив саквояж с лекарствами и инструментами, бегом бросились по узкой тропинке вдоль берега. Навстречу им уже шли расстроенные люди: «Не спешите так, малыш мертв »
- Пока мы ехали к реке по сигналу, поступившему из милиции, всю дорогу молились, чтобы вызов оказался ложным, — призналась Валентина Юрченко. — Однако внешний вид младенца не оставлял иллюзий: кожа синюшная, пульса нет, дыхания — тоже. Доктор приоткрыл ему веко — увы, глазки уже остекленели Оставалось только развести руками.
Суровые мужчины-оперативники стояли, понурив головы. Женщины вздыхали, глядя на распростертое на траве крошечное тельце с прилипшими кусочками ила. Майор милиции Шмырева, сама мать двоих детей, заглядывая в глаза врачам, просила: «Сделайте что-нибудь, мне кажется, еще можно что-нибудь предпринять!»
И вдруг произошло чудо.
- Доктор нажал ребенку на пятки, проверяя один из рефлексов новорожденного, и тот вдруг шевельнул носиком, сделал что-то наподобие вздоха. Появилась надежда! — продолжает Валентина Юрченко. — Мы тут же закутали малыша в одеяло, бегом добежали до машины и принялись за интенсивные реанимационные мероприятия. Очистили нос и рот новорожденного от ила. К счастью, в данном случае имело место так называемое сухое утопление — это когда дыхательные пути перехватывает и вода не попадает в легкие. Наладили искусственное дыхание, начали непрямой массаж сердца. И беспрерывно согревали окоченевшее тельце руками, растирали спиртом. Ведь мальчонка пролежал в воде, температура которой была около пяти градусов тепла, не менее десяти минут. Хотя, будь вода теплее, вряд ли удалось бы его спасти — мозг бы за это время погиб.
- Малыш родился 5 марта, по знаку зодиака — Рыбы. Может, это и повлияло на его судьбу, — добавил Владимир Бондарев.
- Семь-восемь минут, пока медики колдовали в «скорой», а мы дожидались хоть какого-то известия на берегу, показались мне вечностью, — смахивает слезинку майор Шмырева. — Наконец выглянул врач: «Малыш жив!» Они тут же включили сирену и на полной скорости помчались в реанимацию детской больницы.
«Меня теперь посадят?» — спрашивала молодая мать у каждого, кого видела
Оперативная группа еще находилась на берегу, когда из дежурной части городской милиции поступил сигнал: в отделение пришла молодая пара, заявившая, что приблизительно час назад из их квартиры украли двухнедельного сынишку.
- Внешний вид молодой мамы полностью совпадал с описанием девушки, выбросившей младенца в реку, — голос Людмилы Шныревой становится строгим. — Приехав в отделение, я допросила 20-летнюю Екатерину Савченко (имя изменено по этическим соображениям. — Авт. ) отдельно, без сопровождавших ее мужа и отца. Сначала молодая женщина на разные лады повторяла придуманную ею версию. Она, дескать, уложила сынишку спать, сама пошла в магазин за молочной смесью, а вернувшись через четверть часа, обнаружила в комнате погром и отсутствие ребенка. Однако Савченко заметно путалась в показаниях, выкручивалась, юлила. И наконец-то призналась, что «похитительницей» была она сама
Из многочасового допроса, длившегося до позднего вечера, удалось выяснить, что Екатерина совершила такой нелюдский поступок потому, что, по ее словам, «считала, что не сможет быть хорошей матерью». Бросив ребенка в реку, вернулась домой, собственноручно перевернула вверх дном свою квартиру и сразу со слезами и воплями о пропаже обзвонила родственников.
- В ходе беседы девушка, наверное, раз сорок спросила: «Что со мной теперь будет?» И только один раз поинтересовалась, как там ее малыш, — продолжает Людмила Шнырева. — Узнав, что опасность ребенку не угрожает, Катя, как мне показалось, с опаской поинтересовалась: «Меня теперь вместе с ним в тюрьму посадят?» Врачи считают, что поступок Савченко мог быть последствием острой послеродовой депрессии.
- Она плакала?
- Слезы я увидела, лишь когда Катю уводили ночевать в комнату для задержанных. Она поняла, что домой ее не отпустят
Уже на следующий день уголовное дело по факту покушения на убийство малыша передали в Первомайскую межрайонную прокуратуру.
- А мне девушка сразу показалась очень подавленной и расстроенной, — заметил следователь Николай Заниздра. — Первое, что она у меня спросила: «Вы меня, наверное, ненавидите? За мой поступок меня все должны презирать и ненавидеть». Я постарался успокоить ее. Хотя у меня самого недавно родился первенец, и по-человечески я не понимаю ее поступка.
Сейчас Екатерина Савченко находится не в СИЗО, а в гинекологическом отделении городской больницы. У нее возникло осложнение, возможно, вызванное нервным стрессом. Она лежит в отдельной палате, где днем и ночью дежурят две женщины-конвоира.
Я поговорила с этой горе-мамочкой. Худенькая бледная девчушка, которой на вид не дашь и двадцати. Глаза покрасневшие и все время мокрые от слез. Катя вытирает их руками, сморкается в большой носовой платок. С порога она встречает меня вопросом: «Скажите, что со мной будет? Меня посадят?» Говорят, теперь этот вопрос Катя задает всем, с кем общается.
«На самом деле я так люблю его»
Как и почему случилась беда, Катя рассказывает сбивчиво. Но с ее слов картина вырисовывается приблизительно такая. Во-первых, и это главное, ребенок был желанным. На свадьбе, состоявшейся в конце минувшего лета, невеста уже была беременной. Жених был только «за». Беременность протекала нормально, разве что в первые месяцы подташнивало. Родила легко. На пятый день после родов молодую мать выписали из роддома. Младенца тут же зарегистрировали, назвав давно заготовленным именем Ярослав. Но
- Проблемы с ребеночком начались еще в роддоме, когда он почему-то отказался сосать молоко из груди, — шмыгнула носом молодая женщина. — Я его пыталась покормить, а он только истерически кричал. Просила врачей: дайте ему смесь, он же с голода умрет! А они мне: нельзя, ребенок должен питаться материнским молоком. Я опять кормлю — а он не ест! Этот кошмар продолжался и дома. Я сначала сцеживала молоко, потом перетянула грудь. И начала думать о том, что никогда не смогу быть хорошей матерью.
Каждый день в дом к молодой семье приходила Катина мама, помогала возиться с малышом. Но в то воскресенье женщина почувствовала себя неважно, поднялось давление, разболелась голова. Позвонив отцу, дочь попросила приехать за заболевшей мамой. И буквально через час после ухода родителей подхватила спящего Ярославчика, закутала в одеяло и вышла из дому.
- Я хотела с ним просто погулять, — лепетала Катя. Правда, вместо пешего променада девушка с ребенком на руках втиснулась в маршрутку, ведущую к центру города, и 15 минут тряслась в автотранспорте. — Ходила, гуляла с малышом по берегу, — ее речь прерывается слезами, — а потом сделала то, что вы знаете
- Катя, а ты сама не испугалась своего поступка?
- Мне хотелось сразу же броситься за ним в воду, достать. Но, — зарыдала девушка сильнее, — я просто испугалась увидеть его мертвым. Пошла домой, у меня была истерика. И мужу потом боялась сказать, и маме, и папе! Потому и придумала всю эту историю!
На прощание, чуть успокоившись, больная всхлипнула:
- Боюсь, что теперь меня лишат родительских прав. А ведь на самом деле я так люблю его. Больше всего сейчас хотелось бы вернуться домой, жить нормально с мужем.
- А с сыном?
- Я больше так поступать не буду! — поклялась подследственная.
На четвертый день после драматических событий маленького Ярослава выписали домой, под присмотр бабушки и дедушки. Все это время они практически не выходили из больницы, переживая за здоровье внука. По словам врачей, младенец чувствует себя нормально. Будем надеяться, что вынужденное «купание» в ледяной ванне никак не скажется на его здоровье.
Следователь Николай Заниздра говорит, что Катина семья — 23-летний муж и родители — стоит за нее горой:
- Сначала, конечно, они были в шоке от ее поступка. Но теперь пытаются помочь и поддерживают как могут. Уже пригласили для нее психолога. Когда Катин муж попросил о коротеньком свидании, я разрешил — хоть это и не положено. Девушке нужна моральная поддержка. Вы бы видели, как они бросились друг к другу, обнялись и вместе расплакались!
Вполне возможно, что назначенная психиатрическая судмедэкспертиза подтвердит наличие у подследственной послеродового психоза. Вопрос о мере наказания Екатерины Савченко будет решаться в зависимости от ее результатов.
Для справки
Послеродовой психоз — одно из достаточно редких, но, к сожалению, тяжелых осложнений, которое встречается примерно у одной молодой мамы из тысячи. Спровоцировать это заболевание могут тяжелые роды или плохое состояние здоровья матери в послеродовой период. Психические же изменения, как правило, возникают не сразу, а спустя некоторое время — через несколько дней или даже недель после родов. Вместо радости по поводу появления новорожденного молодая мама может испытывать самые разные эмоции — от неприятия ребенка и злобы по отношению к нему до полного равнодушия. В дальнейшем поведение больной женщины, особенно по отношению к ребенку, продолжает оставаться необычным. Она может или вообще не подходить к малышу, или же, наоборот, не отходить от него ни на шаг и никого к нему не подпускать. У мамы могут развиться галлюцинации, и она способна на необдуманные поступки. Женщина может выброситься из окна, у нее даже может развиться агрессия по отношению к младенцу. В такой ситуации молодой маме необходимо лечение и уход под наблюдением врача.
509Читайте нас у Facebook