ПОИСК
Події

Всемирно известный хореограф и танцор серж лифарь: «в киеве я снова ощутил пряный запах фаршированных баклажанов, жгучий вкус водки, от которой, как говорят, хочется танцевать»

0:00 13 квітня 2007
В Национальной опере в день рождения нашего великого земляка презентовали книгу его мемуаров «Спогади Ікара» В роли Икара Сергей Лифарь буквально отрывался от земли и парил в воздухе. Ему аплодировали короли и президенты. В Европе его называли «Богом танца», а в СССР — «изменником родины». Имя всемирно известного киевлянина, надолго вычеркнутое из истории отечественной культуры, только сравнительно недавно возвращено на родину. Его воспоминания, изданные на французском и русском языках, наконец увидели свет и на украинском. Вдова Сержа Лифаря, Лиллан д'Алефельдт, давая разрешение на издание мемуаров в Украине, в письме, адресованном издательству, написала: «Я буду очень рада, если Украина, такая дорогая моему сердцу, сможет открыть для себя великого артиста благодаря книге «Воспоминания Икара». Сама Лиллан приехать в Киев на презентацию мемуаров не смогла по состоянию здоровья. В родном городе мужа она была в 1999 году в связи с открытием его мемориальной доски на фасаде бывшей киевской 8-й гимназии, где он учился в 1914-1919 годах.

Артистам Сергей Лифарь запретил выходить на бис, а зрителям не позволял заходить в зал… с букетами

Рассказывает директор университетского издательства «Пульсары» Лариса Копань:

- Когда президент Франции Шарль де Голль на одном из приемов обратился к Сержу Лифарю со словами «Глубокоуважаемый господин Лифарь, вы сделали для Франции столько, сколько мало кто сделал из знаменитых французов. Не время ли вам стать французом и по паспорту?» Серж Лифарь отвечал: «Искренне благодарен, господин президент за ваше предложение, но я никогда не был и не буду французом, так как я украинец и родина моя Украина и мой любимый Киев». В предсмертной же записке, обращенной к любимой жене Лиллан д'Алефельдт, Сергей Лифарь написал: «Серж из Киева. Украинец до конца».

Сергей Лифарь умер в 1986-м, прожив 81 год. Выехав по приглашению Сергея Дягилева на работу в Париж в 1923 году, он смог увидеть родину лишь спустя почти 40 лет: «Я снова увидел Киев, который существенно отличался от моих воспоминаний, но так же купался в мягком свете, снова ощутил пряный запах фаршированных баклажанов, жгучий вкус водки, от которой, как говорят, хочется танцевать.

РЕКЛАМА

13s26 Lifar.jpg (15972 bytes)Я снова увидел родной дом. Он выглядел мрачно. Темные ступеньки. А наверху в моей памяти воскресает мама — не в праздничный вечер, когда она была такая красивая, в венке из цветов, в намысте и вышитой сорочке, а во время прощания, когда улыбается сквозь слезы, а я иду навстречу своей судьбе. Ее, как и отца, забрала холера. Я побывал на кладбище, где они почивают рядом. Кладбище запущено: бесконечный пустырь, на нем я отыскал две могилы. От горечи и боли я упал на колени. И сказал им: «Это я, ваш Сергей, ваш Сергунчик. Я танцевал во всем мире, но вы, самые близкие люди, никогда не видели этого… »

В кругу общения Сергея Лифаря были сплошные знаменитости: Сергей Дягилев, Жан Кокто, Коко Шанель, Пабло Пикассо, который нарисовал несколько портретов великого танцора, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев…

РЕКЛАМА

Открыл Лифаря Дягилев, по описанию Сержа, «странный человек в шубе и мягкой шляпе, его розовое лицо с усиками могло бы казаться обыкновенным, если бы не взгляд сине-зеленых глаз  — «взгляд устрицы», как говорил Кокто. Частенько этот взгляд казался невнимательным и замечтавшимся. На самом деле это был взгляд хищника. Добычей, которую он высматривал, был талант».

По нынешним временам Дягилева бы назвали продюсером. О себе он говорил: «Я блестящий шарлатан, нахальный чародей, у меня много логики, мало деликатности и никакого таланта. К счастью, однажды я открыл свое настоящее призвание: меценат. Для этого у меня есть все, кроме денег. Но я думаю, что они появятся. Уже появляются… »

РЕКЛАМА

После смерти своего Учителя Сергей Лифарь возглавил балетную труппу парижской «Гранд-Опера». Руководителем Лифарь был достаточно жестким. Его реформы многих повергали в шок: «Я велел закрывать дверь зала, как только поднимется занавес. Закончились шумные вхождения господ, разогретых хорошим ужином, и дам, озабоченных тем, чтобы заставить всех любоваться их украшениями».

А еще Сергей Лифарь запретил артистам выходить на бис, а зрителям не позволял заходить в зал… с букетами. Одна из причин такого «новшества» — особое внимание к кому-то из артистов порождало зависть у остальных. Кроме того, «за грацию своих 20 лет дебютантка могла получить цветы, сладости и даже драгоценности от почитателя, который не удостоил балерину-солистку даже обыкновенным букетом». Лифарь любил справедливость.

Во время репетиции знаменитая балерина Ольга Спесивцева вдруг пронзительно закричала и метнулась к открытому окну…

Судьбы артистов балета — сплошь драмы. Одна из них — трагедия знаменитой Жизели Ольги Спесивцевой.

«Ольга была красавицей, с лицом Мадонны, — писал Сергей Лифарь в своих мемуарах.  — Жила она с матерью на бульваре Сен-Жак, в глубине двора в достаточно мрачном доме, где мерцали огоньки. Эта обстановка гармонировала с ее чудаковатой натурой. Ольга часто разговаривала сама с собой, еще чаще — со своим зеркалом. Перепады настроения у нее были непредсказуемые… »

Спесивцева была старше Лифаря на десять лет. Общая работа, братская нежность привели к тому, что «моя партнерша стала усматривать в моей дружбе какое-то более сильное чувство», — вспоминает Серж Лифарь.

Они танцевали «Жизель» шестой раз.

«Вдруг во время репетиции балета разыгралась драма. Я начал танцевать финальное па-де-де с Сюзанн Лорсиа. Иногда мне казалось, что Ольга ревнует… Это вызывало ссоры… Но в тот день все случилось молниеносно. Без видимой причины Ольга пронзительно закричала и метнулась к открытому окну. Я успел лишь схватить ее за руку. Мой пианист бросился мне на помощь. Вися над пустотой, Ольга кусалась, царапалась, кричала. Успокоив ее, я с большим трудом отправил ее домой. Впав в полную апатию, Ольга уже не возвратилась в Оперу».

В 1941 году в США знаменитая балерина попала в психиатрическую больницу, ее рассудок немного прояснился лишь 20 лет спустя…

К слову, подобным образом сошел с ума Вацлав Нижинский, звезда парижской «Гранд-Опера». Временно отстраненный от исполнения роли, он впал в черную меланхолию, а вскоре полностью потерял рассудок.

В некоторых драмах косвенно обвиняли Лифаря. К примеру, в том, что случилось со Спесивцевой. Говорили, что он издевался над ней, а некоторые уверяли, что он вообще ее обесчестил…

В 1936 году в «Гранд-Опера» произошла еще одна трагедия. Умерла знаменитая прима-балерина Аржентина, и на ее место нужна была артистка. Меккель, импресарио покойной, предложил молодую артистку Мийю Славинскую, в которую был влюблен до смерти. Но балерина поставила условие: выйдет за импресарио замуж в одном случае — если он сделает ее примой. Меккель обратился к Сержу Лифарю.

«Принять Славинскую означало бы закрыть дорогу Иветт Шовире, которая имела все данные стать звездой, — объяснял в своей книге Серж Лифарь.  — Поэтому я категорически отказался. Свою досаду Славинская направила против Меккеля. Она разорвала с ним соглашение и заявила, что не желает его видеть… Меккель наложил на себя руки».

«Настоящим домом для меня была гримерка»

Сам Лифарь в жертву искусству тоже принес немало: «… Не имея ни времени, ни денег, чтобы удерживать свой дом, я кочевал от гостиницы к гостинице. Собственно, настоящим домом для меня была моя гримерка… Я общался с самыми богатыми людьми мира. Но никогда мне не перепадало от щедрости «меценатов». Моя личная жизнь была, как у монаха».

Кстати, о личной жизни. Говорят, что Лифаря и Дягилева связывали не только работа и дружба… Этот вопрос Серж Лифарь в своих мемуарах не проясняет. О своей любви к женщинам всего одно предложение: «В своей жизни я любил лишь трех женщин: свою мать, которую покинул в России в сердечной тревоге в 1921 году, Натали (Натали Палей  — балерина.  — Авт. ) и Лиллан (супруга.  — Авт. )».

В последние свои годы он с горечью констатировал, что в артистической среде искренних друзей у него было очень мало. Справедливости тоже.

«Я разбудил балет Парижской оперы, который был никудышным и отсталым, — писал он.  — Благодаря моим громадным усилиям этот балет стал одним из лучших в мире. Одновременно я был меценатом Национального театра, заказывал для него на собственные деньги произведения таких великих композиторов, как Стравинский, Прокофьев… Я обращался к своим друзьям-художникам — Пикассо, Шагалу, Дали, которые бесплатно передавали свои произведения Опере.

Но на большой гала-вечер по поводу 100-летия Дягилева меня не пригласили ни в театр, ни в Национальную библиотеку… »

Всю жизнь он мечтал поставить свои балеты на сценах Москвы и Киева, но случиться этому, увы, не было суждено…

 

8638

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів