«мамочкин сыночек! Вы с ним так похожи! « — умиляются люди. А ведь саша — сын моей младшей сестры, которая три года назад отдала мне часть печени»
- Видела маленьких детей и думала: у меня мог быть такой же малыш, — признается 29-летняя Лидия из Черновцов. — Болезнь печени обнаружили, когда я была на шестом месяце беременности. И ребенка я потеряла Это стало настоящей трагедией. После пересадки части печени, которую дала младшая сестра Марина, я все равно часто вспоминала о своей малышке. Нам с мужем сказали, что у нас была бы девочка А когда Марина вышла замуж и вскоре забеременела, я так обрадовалась! Сестра не только спасла мне жизнь, но и вернула ощущение счастья.
Об этой удивительной семье «ФАКТЫ» рассказывали много раз. Впервые мы встретились после пересадки печени. Сестры лежали в одной палате, рядом с ними находились мама и муж Лиды Иван. Два года спустя Лида и Марина приехали в Киев на церемонию награждения победителей акции «Гордчсть кращни-2005», учрежденной телекомпанией «Новый канал», редакцией газеты «ФАКТЫ» и Фондом Виктора Пинчука. Младшая сестра получила награду за то, что пожертвовала своим здоровьем во имя жизни старшей. Когда Марина поднялась на сцену, все в зале ахнули: она еще и беременна! Впервые в Украине донор печени решилась на такой шаг. А через месяц в столичном роддоме Ь 5 на свет появился Саша. В тот же день мне разрешили проведать в реанимации малыша и двух его мам. Да-да, рожать в Киев приехали обе женщины.
- Марине делали кесарево сечение, а я находилась возле дверей операционной, — вспоминает Лидия. — Мне первой показали Сашеньку, я первая его на руках подержала. Врачи даже разрешили мне быть рядом с сестрой в реанимации! Так что этот ребенок — один на двоих.
На церемонию «Гордчсть кращни-2006» организаторы Лиду и Марину также пригласили. Они приехали с малышом, которому как раз исполнился год. Саша вместе с Мариной награждал главного врача киевского роддома Ь 5 Михаила Макаренко, победившего в номинации «Врач года». Мальчик стал самым маленьким участником акции за все четыре года ее существования. Он уже дважды поднимался на сцену. Правда, в прошлый раз — находясь в животе у мамы.
- Когда Саше было четыре месяца, Марина вышла на работу, а я стала нянькой для ребенка, — рассказывает Лидия. — Честно говоря, хлопоча о том, чтобы покормить Сашу, помыть, уложить спать, иногда забывала, что мне нужно принять таблетку, чтобы не отторгалась пересаженная печень. В мобильном ставила напоминание, хотя раньше эти процедуры считала главнейшими. С появлением Саши все в моей жизни изменилось.
«Чувствую, скоро мне перестанут давать деньги: столько трачу на племянника!»
Годовалый Саша уже начал говорить, уверенно произносит слова «мама» и «тато».
- Он называет меня «няня», — говорит Лидия. — Но хитрит: если нужно что-то выпросить, тут же начинает мамкать.
- Наверное, ты и балуешь его, не можешь устоять
- Ну конечно! Муж смеется: «Тебя в магазин и на базар нельзя отпускать. Покупаешь не то, что необходимо, а кофточки, шампуни, пижамки, тапочки для Сашки». В общем, чувствую, скоро мне перестанут давать деньги. Но как не баловать наше маленькое чудо?
В киевском Театре имени Ивана Франко, где проходила церемония награждения победителей акции «Гордчсть кращни», Саша почти все время был на руках у Лиды. Его мама в новом нарядном платье нервно повторяла несколько слов, которые ей хотелось произнести со сцены. Вадим, муж Марины, то успокаивал жену, то развлекал сына.
- Когда мы заняли свои места в партере, соседи посмотрели на нас с удивлением, мол, зачем нужно было маленького ребенка тянуть в театр, — продолжает Лидия. — Я косилась бы точно так же. Саша успел «поправить» прически женщинам, сидевшим перед нами. Но в общем вел себя хорошо. Под музыку концертных номеров приплясывал на руках у папы. А когда поднялся на сцену, где его подхватил акушер-гинеколог Михаил Макаренко, который принимал роды у Марины, всем стало ясно, почему малыш находился в зале. После того как Саша вернулся на место, люди смотрели на него иначе. Многие потом подходили к нам, говорили приятные слова. Старались пожать малышу руку.
Мы с Лидой не раз обсуждали то, что за рубежом женщины, перенесшие пересадку печени, становятся мамами.
- Для нас с Ваней эта тема закрыта навсегда, — признается моя собеседница. — Когда у меня обнаружили болезнь, муж был рядом. И во время прерывания беременности, и при пересадке печени Он очень боится за меня. Как-то заговорила о том, чтобы усыновить ребенка из детдома. Но Ваня привел множество аргументов против этого. Я ведь должна регулярно ездить в Киев на консультации. Бывает, задерживаюсь в клинике на несколько недель, если нужно сделать капельницы, пройти поддерживающее лечение. «С кем в это время будет малыш?» — говорит Ваня. И он прав. Ведь через полгода после трансплантации печени вирус гепатита С в моем организме проснулся, вот уже почти три года не дает мне покоя. Чтобы его убить, принимаю сильнейшие препараты. Но они помогают ненадолго. Знаю людей, которые избавились от гепатита С благодаря лечению по такой же схеме. Однако мне приходится постоянно пить лекарства, подавляющие иммунитет, чтобы не отторглась печень. Поэтому организм ослаблен и не может бороться с вирусом.
«Чего же я страдаю, плачу? У меня все есть!»
Лида прекрасно выглядит, всегда улыбается, у нее не бывает плохого настроения. Во всяком случае, так кажется со стороны.
- Даже близкие подруги спрашивают: «Откуда у тебя столько сил?» — рассказывает женщина. — Муж — он на 15 лет меня старше — удивляется: «Брал в жены девочку, а теперь рядом со мной сильная женщина». Просто мало кто видит мои слезы, когда получаю результаты анализов, подтверждающих активность гепатита С. Тогда сдержаться не могу. Ведь всякий раз надеюсь, что вирус уже побежден. Выплачусь в подвале, где находится лаборатория, умоюсь — и снова улыбаюсь, говорю, что все хорошо. Знаете, мои проблемы по сравнению с теми, которые есть у других людей, — ерунда.
Я осознала это во время церемоний «Гордчсть кращни». В прошлом году мы с Мариной плакали, когда показывали сюжет об Инессе из Закарпатья. Девочка родилась без рук. Она гладит собаку щечкой! Но когда малышка, споткнувшись, упала в снег и не могла подняться, ведь ей не на что опереться В тот момент я поняла, что здорова! Мы с Мариной тоже получили награду, но по сравнению с этим ребенком мы никто. Инессу увидели и в нынешнем году. Ее вместе с бабушкой пригласили на очередную акцию. Девочка подросла, стала еще симпатичнее.
Мы испытали и другое потрясение. За силу духа наградили девушку из Днепропетровска Наташу Николенко. От нее, родившейся со сросшимися ногами, несформировавшимися руками, отказались родители. Но Наташа научилась рисовать и вышивать зубами, работает на компьютере. Слова, сказанные этой девушкой, я запомню навсегда: «Люди, которые сами ходят, у которых все есть, не ценят того, что имеют!» И когда весь зал поднялся, аплодируя Наташе, я чувствовала гордость за нее и думала: чего же я жалуюсь, плачу? У меня все есть!
«Мы очень хотим, чтобы у Саши была сестричка»
Несколько месяцев назад Лида узнала о новой методике лечения с помощью препаратов «Grinization». Их принимали страдающие хроническими гепатитами и были весьма довольны результатами.
- Мне предложили попробовать эту методику, и я согласилась, практически не раздумывая, — признается Лидия. — Отказалась от медикаментов, которыми пользовалась регулярно, и начала употреблять выданное мне питание. Раньше, когда принимала лекарства против гепатита С, уровень гемоглобина падал до 50-60 единиц. Голова кружилась, слабость была такой, что я чувствовала себя тряпкой. Приходилось пить препараты для кроветворения, которые мне передавали из Киева. А через пару дней после окончания очередного курса противовирусного лечения начинала желтеть. Белки глаз становились оранжевыми. Но вот уже месяц, как я не использую привычных препаратов, кроме подавляющих иммунитет, и не желтею! Гемоглобин не падает, держится на отметке 90, что для меня прекрасный показатель. После обследования, на которое я ездила в Киев, продолжаю принимать препараты «Grinization».
Медицина не стоит на месте. Врачи создают новые методики лечения для таких больных, как я. Трудно представить, что еще пять лет назад в Украине не делали пересадки печени. Если бы я заболела именно тогда, мне никто не смог бы помочь, я не нянчилась бы сейчас с племянником
- Состояние здоровья Лиды изменилось к лучшему уже через десять дней после начала приема препаратов «Grinization», а через месяц улучшились показатели кровотока печени, ее плотности, — говорит заведующий кафедрой инфекционных болезней Национального медуниверситета имени А. Богомольца Анатолий Печенка. — Конечно, мы и дальше будем наблюдать за здоровьем пациентки. Уже получили хорошие результаты лечения страдающих хроническими вирусными гепатитами. Препараты прошли апробацию на нескольких кафедрах медицинских вузов и в Национальной медакадемии последипломного образования. Мы очень рады, что можем помочь Лиде.
В ближайшие выходные в этой замечательной семье отметят большой праздник. Соберутся гости, чтобы наконец поздравить Сашу и его маму Марину, которой 17 апреля исполнилось 26 лет.
- Родственники и друзья каждый день интересуются, когда уже можно прийти с поздравлениями к Саше, — смеется Лидия. — Звонили и от мэра Черновцов Николая Федорука, который принимает огромное участие в нашей жизни, откликаясь на любую просьбу. И мы наконец-то назначили день. Правда, не будет киевского крестного — ординатора отдела хирургии и трансплантации печени Института хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова АМН Украины Александра Коршака. Но он передал для крестника серебряную ложечку, на ручке которой выгравированы первые буквы имени и фамилии нашего Саньки.
О малыше и Лида, и Марина могут говорить сколько угодно. Но, признаюсь, я была не готова к новому повороту событий в этой семье:
- Очень хочется, чтобы у Саши была сестричка, — улыбается Лидия. — Подождем еще немного, чтобы он подрос, и Марина с Вадимом уже мечтают о втором ребенке!
279Читайте нас у Facebook