- 20:45 «Іноді люди думають, що фото моїх пряникових будиночків згенерував штучний інтелект», — кондитерка Олена Зіберт
- 20:27 У перші дні російського вторгнення пішов добровольцем: на війні загинув пілот БПЛА з Київщини
- 20:05 Капуста з грибами та журавлиною: оригінальна та смачна страва
- 19:56 Левам — «Туз Жезлів», Терезам — «Імператриця», а Рибам — «Зірка»: Таро-прогноз на 23 грудня
- 19:40 Це як ІПСО: політолог про нову тактику путіна залякування України та Європи
- 19:03 Як зробити вершки з молока в домашніх умовах: поради від українських красунь-кулінарок
- 18:40 Дійсно головна, тому ніхто не заважає: Алла Пугачова виступила із заявою
- 18:21 Переймають погані звички від росіян: як північнокорейські війська воюють на Курщині
- 17:47 Навіть в тіні почуватимуться комфортно: відома городниця назвала 8 рослин, які порадують дачників у новому році
- 17:36 Окупанти знову розстріляли українських полонених: що відомо
- 17:23 Мав буйний характер: король Чарльз зізнався, як називав молодшого сина-неслуха
- 16:43 Гаманці українців помітно спорожніють: Попенко пояснив, чим обернеться підняття на 30 відсотків тарифу на передачу електроенергії
Страна: Германия
Мануфактура: Meissen
Время выпуска: 18-ый век
Размер: 60×40 cm Із експозиції «Shvets Museum»
Об этом человеке, родившемся 4 февраля 1682 года в Тюрингии (курфюршество Саксония), я бы мог рассказывать часами. Ну, во-первых, хотя бы потому, что если бы не было его открытий, не было бы и моего увлечения фарфором, которому посвящены десятки лет жизни. А, во-вторых, его судьба сама по себе настолько увлекательна, что о ней можно снимать приключенческие фильмы или писать детективные романы.
Родившись в семье мелкого чиновника, Иоганн Фридрих Беттгер, получил домашнее образование. Но, поскольку его детство и юность прошли в доме деда, известного саксонского ювелира и эксперта по монетам, юноша очень рано увлёкся алхимией, пытаясь открыть секрет «философского камня», с помощью которого можно было бы излечивать любые заболевания и превращать неблагородные металлы в золото. Судьба рано свела его с легендарными оккультистами. И уже вскоре благодаря в том числе и знаниям, полученным от них, Беттгер в присутствии свидетелей совершает золочение серебряных монет, что приносит ему славу искусного алхимика.
Прослышав об этих успешных опытах, король Пруссии Фридрих I приказывает Беттгера схватить. Но тот, предупрежденный кем-то из придворных, умудряется бежать из Берлина в Виттенберг, к своему дяде. Король требует от местных властей выдать ему беглеца. И тут на защиту алхимика, имевшего саксонское происхождение, становится курфюрст Саксонии и по совместительству король Польши Август Сильный. Август уже давно пытался с помощью алхимиков получить секрет изготовления золота. А тут в его руках оказался человек, публично заявивший о превращении ртути в золото и проделавший такой опыт в присутствии самого курфюрста. Получив титул барона, Беттгер немедленно был заключён под стражу и начал многолетнюю работу по «добыче» золота в больших объемах. Происходило это сначала в крепости Кёнигштейн в Саксонской Швейцарии, а затем в замке Альбрехтсбург в местечке Мейсен.
Но поскольку о производстве золота на самом деле не могло быть и речи, пришлось Беттгеру заняться поисками рецепта изготовления фарфора. Ведь китайский фарфор, доставлявшийся тогда в Европу в крайне ничтожных объемах, был — в полном смысле слова! — на вес золота. Не стану описывать технологические подробности открытия алхимиком секрета изготовления первого европейского фарфора. Замечу лишь, что поначалу Беттгеру удалось получить красный (яшмовый) фарфор. Этот фарфор позже стали так и называть «беттгеровским». А затем, обратив внимание на то, как личный парикмахер курфюрста посыпает парик вельможного властителя мелкой пудрой, добываемой в местечке Ауэ, Беттгер решил попробовать ее в качестве каолина, добавляя к полевому шпату и алебастру, составляющих основу фарфоровой масс. После множества экспериментальных обжигов такой смеси Беттгер в своём дневнике отметил дату рождения европейского твёрдого фарфора — 15 января 1708 года.
Вскоре на крупнейших ярмарках в Европе появились первые изделия Мейсенской мануфактуры. Они практически ничем не уступали знаменитому и баснословно дорогому китайскому фарфору. И это было настоящим чудом. В дрезденской государственной коллекции фарфора в замке Цвингер и в музее Мейсена мне посчастливилось видеть редкие образцы успешных опытов Иоганна Беттгера. И я в то время даже представить не мог, что некоторые уникальные и потрясающе красивые изделия созданной им Мейсенской мануфактуры займут место в нашей фарфоровой коллекции. Слава Богу, этому суждено было сбыться…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.
вологість:
тиск:
вітер: