ПОИСК
Політика

Арсений яценюк: «меня приводит в бешенство нежелание человека думать. Правда, в порыве ярости я не бросаюсь тяжелыми предметами»

0:00 1 червня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
В «ФАКТАХ» министр иностранных дел Украины рассказал читателям об открытии 1 июня колл-центра при МИД, который будет помогать нашим соотечественникам решать проблемы, возникающие во время их пребывания за рубежом

Подавляющее количество дозвонившихся на прямую линию министра иностранных дел Арсения Яценюка жаловались на трудности, связанные с получением виз. Так, к примеру, жительница Львовской области вот уже пять лет пытается получить разрешение на поездку в Канаду, где ее ждет супруг, проживающий там. А ее коллега по несчастью из Кировограда не может получить разрешение на въезд в Испанию к своему жениху. Впрочем, отказывают в визах и тем людям, которые не собираются менять место жительства. Например, бизнесмен из Полтавской области, много поездивший по миру, пожаловался министру, что собрался с семьей отдохнуть в Голландии, но в консульстве этой страны визу ему не выдали. Часто с такими проблемами сталкиваются не только туристы, но и представители украинских фирм, работа которых связана с постоянными заграничными вояжами: на проблемы в получении виз пожаловался Арсению Яценюку директор предприятия по автоперевозкам.

 

«Я очень не люблю ленивых сотрудников»

 

- Здравствуйте, хотела бы задать вопрос Арсению Петровичу. Меня зовут Ирина Евгеньевна, звоню вам из Киева по такому поводу. Месяц назад моя подруга выкупила путевку в Чехию. Через пару дней она должна уезжать, а в турфирме ей сообщили об отказе в визе по неизвестной причине. Получается, что пропадают деньги…

РЕКЛАМА

- Скажите, пожалуйста, она раньше покупала путевки в этой фирме?

- Нет, впервые.

РЕКЛАМА

- Хочу вам сказать, что проблема, возможно, не столько в Посольстве Чехии, отказавшем ей в визе, сколько в самой турфирме. Ведь сейчас на туристическом рынке развелось много мошенников, которые обманывают или, как говорят, «кидают» клиентов — берут с них деньги за оформление документов и организацию поездки, но ничего на самом деле не делают.

Но если в случае с вашей подругой дело не в турфирме, а в том, что ей отказали безосновательно, то хочу сказать вам следующее. Первого июня при Министерстве иностранных дел открывается колл-центр. И любой гражданин Украины, который, собираясь за рубеж, столкнулся с какими-либо проблемами при оформлении документов, может посоветоваться с нашими специалистами. Для этого нужно лишь позвонить по телефону 238-15-50. Вас переключат на соответствующего работника МИД, который даст полную информацию по интересующему вопросу. Помимо этого, мы будем оказывать по мере возможности и техническую помощь в решении визовых вопросов. Например, если есть явные нарушения при выдаче виз, мы по дипломатическим каналам свяжемся с консульствами соответствующих посольств и постараемся помочь. Со своей стороны, призываем украинских граждан предоставлять в иностранные консульства достоверные данные. Ведь если мы поможем получить визу, а человек не вернется в Украину, доверия к МИД не будет.

РЕКЛАМА

 

- Добрый день, это Арсений Петрович? Вас беспокоит Валентина Анатольевна из Новой Каховки. Мой сын выехал на постоянное место жительства в Германию. Сейчас он гражданин этой страны. Я бы хотела поехать к нему в гости. Есть ли какие-нибудь визы, позволяющие гражданину Германии часто приглашать к себе близких родственников?

- После подписания соглашения с Европейским Союзом — а я надеюсь, что это произойдет уже 18 июня этого года в Люксембурге — вы будете иметь право получить пятилетнюю многоразовую визу на въезд в страны ЕС как близкая родственница гражданина государства, входящего в его состав. Надеюсь, что после подписания этого соглашения его ратификация займет не более двух месяцев. Это зависит от Верховной Рады. А пока потерпите или воспользуйтесь возможностью получить визу для одноразовой поездки.

 

- Здравствуйте. Ярослава из Мариуполя Донецкой области. Арсений Петрович, я хотела бы поблагодарить вас за то, что вы такой молодой, а уже входите в нашу политическую элиту. Вы даете надежду нам, молодым, на то, что через несколько лет и мы сможем заняться политикой. А вопрос у меня такой: как вы относитесь к подчиненным, какие требования выдвигаете? Как наказываете нерадивых?

- Самое главное, чтобы подчиненный чувствовал свою необходимость и соответствовал требованиям, которые ему предъявляют. Откровенно скажу: я очень не люблю ленивых. Правда, бывают умные, но ленивые. С их присутствием на работе как раз еще можно мириться, ведь они генерируют идеи. Пусть раз в месяц, но от их деятельности есть результат. А в борьбе с нерадивыми подчиненными нужны три карточки: две желтые и одна красная. В последнее время очень много общаюсь с сотрудниками МИД и пришел к выводу: старый добрый принцип о том, что инициатива наказуема, живет у них в подкорке головного мозга. Чтобы от него избавиться, нужно обязательно часто встречаться, разговаривать с подчиненными. Глядишь, и люди раскрываются.

(Кстати, находившиеся в редакции сотрудники Арсения Петровича поделились секретом: когда он сердится на подчиненного, то на время… забывает о его существовании — не вызывает на ковер, не звонит. Услышав эти откровения, министр прокомментировал их так: «Меня приводит в бешенство нежелание человека думать. Правда, в порыве ярости я не бросаюсь тяжелыми предметами». )

«Из двадцати семи европейских стран только в четырех МИД руководят кадровые дипломаты»

- Арсений Петрович, а можно еще вопрос? Как часто вы общаетесь с молодежью, простыми людьми? А то ведь у нас как? Политики без устали говорят о необходимости реформ, но на самом деле не знают, чем живет народ, чем дышит…

- Я также хотел бы задать вам вопрос: где вы учитесь?

- Два года назад окончила с красным дипломом Мариупольский государственный гуманитарный университет, юрист. В 18 лет я баллотировалась в городской совет, но не прошла.

- Спасибо! Вы возродили во мне надежду на то, что у Украины все впереди! Услышав ваш вопрос, я вспомнил последнюю кадровую комиссию в МИД, когда на собеседование пришли молодые люди без специального дипломатического образования. Дело в том, что мы кардинально изменили подход к подбору кадров. Раньше в МИД была кастовость: первая каста — выпускники Института международных отношений, остальные — низший сорт. Теперь у нас этого не будет. Мне все равно, диплом какого вуза у человека. Нашим сотрудником не обязательно должен быть дипломированный дипломат. Ведь, например, на юрфаке никто не отменял международную юриспруденцию и другие дисциплины, которые формируют полноценный кругозор. А где должны стоять флаги и какие вилки выкладывать на стол во время приемов, любой разобраться может. И эта практика в подборе кадров уже дает свои результаты: в последнее время настолько светлая молодежь пришла в Министерство иностранных дел! Люди, не работавшие на дипломатической службе, не хуже профессиональных дипломатов разбираются во внутреннем и внешнем положении Украины. Так что спасибо вам за добрые слова. Кстати, мне было приятно слышать, что девушка из Мариуполя говорит по-украински. Поверьте, для меня это не фишка, но приятно.

- Вы ведь тоже не кадровый дипломат… Как вас встретили в МИД?

- Если вы помните, была большая трескотня по поводу моего назначения. Мол, он же не дипломат! Куда он прется? Я специально попросил помощников узнать, в каких странах во главе министерств иностранных дел стоят кадровые дипломаты. Из двадцати семи европейских стран таких нашлось всего четыре! А из стран «большой восьмерки»  — только одна. Нетрудно догадаться, что это Россия! При этом я не настаиваю на том, что подобный подход к решению этого вопроса должен быть системным.

- Тем не менее на работу к себе берете юристов, экономистов…

- А знаете, почему мы берем в МИД людей не только с дипломатическим образованием? От бедности! В прошлом году, например, к нам пришли только четырнадцать человек с дипломом Института международных отношений. А всего в Министерстве иностранных дел работает лишь около трехсот выпускников этого вуза…

 

- Здравствуйте, Арсений Петрович! Это Анна из Киева. Я студентка, учусь на политолога. Давно мечтала с вами пообщаться. Хотелось бы узнать ваше мнение вот по какому вопросу: почему политики, не находившие общего языка в недавнем прошлом, смогли договориться именно сейчас? Неужели действительно повлияло, так сказать, бряцанье оружием?

- Сила убеждения — страшная сила (смеется). Как известно, в Украине началась политическая турбулентность (кризисом я это не считаю). С первого дня моего пребывания на посту министра иностранных дел, в течение более чем двух месяцев моя основная работа заключалась в том, чтобы ездить по странам и рассказывать, что в Украине пока еще незрелая демократия, но политическая культура обязательно появится, и что нам не нужна помощь со стороны для решения возникших проблем. Самое парадоксальное, что нам поверили и мы пришли к какому-то компромиссу своими силами. Благодаря чему? Может, так звезды сошлись на небе. А может, политики поняли, что дальше так нельзя. Я думаю, что о нынешнем периоде в жизни Украины еще напишут историки. А мы как фактологи констатируем, что развивающаяся демократия продемонстрировала первые ростки политической культуры и политической зрелости.

- Вы ответили как настоящий дипломат. А что скажете по поводу недавнего неприятного инцидента, связанного с демаршем Евросоюза по поводу опроса наших сограждан будущими дипломатами на тему: что им мешает в оформлении виз для выезда в другие страны. Как вы отреагировали на то, что Евросоюз раскритиковал вас за этот опрос, который продемонстрировал много негатива? Получается, Европа в своем глазу бревна не видит, а в чужом и соринку замечает?

- Тот мониторинг выдачи виз, который проводился студентами дипломатической академии МИД, полностью соответствует украинскому законодательству. Это суверенное право государства Украина — знать, как относятся к нашим соотечественникам за рубежом. А обязанность Министерства иностранных дел — защищать украинских граждан. Как внутри страны, так и за ее пределами. Каждое государство вправе высказать свое мнение по этому поводу. Однако и их позиция должна основываться на том, что Украина пользуется своим суверенным правом: на своей территории опрашивать своих граждан по тем вопросам, которые относятся к компетенции государства Украина. Кстати, слово «демарш» в дипломатической лексике ничего страшного не означает. Это определенная нотификация, письмо, заявление, встреча, направленная на донесение той или иной позиции. Результаты опроса оказались не очень приятными для Евросоюза. Давал комментарии не МИД, а один из иностранных послов. Мы не стали ввязываться в дискуссию и нацелились на то, чтобы решать проблемы сограждан, а не делать на этом определенный пиар то ли для себя, то ли для других государств.

- Спасибо большое! Приятно было пообщаться. Удачи вам, успехов. Мы возлагаем на вас большие надежды.

- Я на вас тоже!

«В начале девяностых годов прошлого века мы с друзьями, как и многие, начинали с рынка. Торговали машинами»

 

- Алло, здравствуйте. Это я туда попала?

- Ну если вы туда целились, то туда и попали. Арсений Яценюк слушает вас.

- Меня зовут Анна, звоню вам из Николаева. Я еще ни разу не была за границей. Мы с мужем собрались поехать отдохнуть в Италию. Но перед поездкой хотелось бы знать самое необходимое: каковы правила въезда в страну, что оттуда можно привезти? Или, например, если случилась какая-нибудь неприятность, куда можно обратиться. Помогает ли государство украинским гражданам в форс-мажорных обстоятельствах?

- В ближайшее время в рамках сотрудничества с МИД, компания UMC вводит новый сервис. При пересечении границы на мобильные телефоны будут приходить sms-сообщения с номером колл-центра МИД Украины, адресом и контактными телефонами ближайших наших посольств. Что бы ни случилось, набираете телефоны МИД, и мы постараемся вам помочь.

- В ближайшее время будет также увеличена с 25 до 100 долларов сумма компенсации для граждан, которых обворовали за рубежом, — продолжает Арсений Яценюк.  — Эти деньги можно будет получить в наших зарубежных консульствах. Кроме того, мы создаем специальные справочники для наших туристов. Сейчас готов такой справочник по Польше. В нем есть вся необходимая информация: телефоны нашего посольства, министерства внутренних дел Польши, полезные советы для туристов… Этот справочник будет распространяться бесплатно в аэропортах и в наземных пунктах пересечения государственной границы. В справочник вкладывается также пластиковая телефонная карточка, которой хватит на десять минут разговора с представителями наших посольств за рубежом. Так что если с вами что-то случится, вы всегда можете позвонить и попросить о помощи. Главное, не кладите карточку вместе с другими вещами, которые часто теряются или их могут украсть. Носите ее с собой на протяжении всей поездки. Такие справочники мы постараемся сделать по всем странам. Но это недешевое мероприятие. Именно поэтому я выступил с идеей создания фонда, финансовую поддержку которому согласились оказать пять самых крупных украинских бизнесменов. Этот фонд будет заниматься всем: от консультационной поддержки до помощи пострадавшим от торговли людьми.

Пообщавшись с нашими читателями, Арсений Петрович ответил и на вопросы журналистов «ФАКТОВ».

- Господин Яценюк, говорят, во время своего первого визита в Москву в качестве главы внешнеполитического ведомства вы летели рейсовым самолетом в эконом-классе. Экономили государственные деньги?

- Если полет длится не более трех часов, я покупаю билет в эконом-класс. И делаю это принципиально. Во-первых, это в три раза дешевле. Во-вторых, считаю, что любому министру, живущему за государственный счет, не позволительно летать чартерными рейсами или бизнес-классом. Допускаю, что имеет смысл лететь в бизнес-классе, если полет длительный, а по прилете сразу же начинаются официальные мероприятия. А когда в воздухе проводишь не более трех часов, какая разница, где сидеть? Или так необходим дополнительный пирожок, который тебе выдадут за билет, купленный втридорога? А чартерные рейсы оправдывают себя только в одном случае — когда летит официальная делегация.

- Командировочные получаете?

- Стандартные — около 50 евро в сутки.

- Недавно вы задекларировали достаточно крупную сумму. Как был заработан первый миллион?

- История абсолютно не интересная, но я ее расскажу. В начале девяностых годов прошлого века мы с друзьями, как и все, начинали на рынке. Торговали машинами. И я совершенно этого не стесняюсь! Так что свое в поездах и машинах отъездил, как и многие в нашей стране. В Польшу, правда, не выбирались, мотались в основном по Украине. Это большой жизненный опыт. А в 1992 году, в мою бытность студентом второго курса юрфака Черновицкого госуниверситета, мы с однокурсниками организовали юридическую фирму. Причем это была первая в Украине фирма, которая получила лицензию Минюста на ведение юридической практики. И при этом на тот период у нас не было ни одного человека с высшим юридическим образованием! В то время мы занимали приличную часть рынка юридических услуг города Черновцы. Молодые были и наглые, как паровозы. Я бы сказал, профессионально-настырные. Ведь тогда старая советская юридическая школа концентрировалась, в основном, на уголовном праве. А хозяйственные правоотношения не знал никто: ни мы, ни преподаватели, ни юристы. Это был шанс полностью охватить рынок области по приватизации. А в 1996 году я перебрался в банк «Аваль», отработал там шесть лет: начинал консультантом кредитного департамента, а закончил заместителем председателя правления банка. Когда увольнялся, официально получил акции банка, потом удачно продал их. Так и стал миллионером.

- Но юрфирму вам наверняка кто-то помог финансово организовать?

- Скажу честно, родители денег на это дело не дали. И правильно сделали! Хотя наша семья далеко не бедная: отец работал деканом заочного факультета, заместителем декана исторического факультета Черновицкого госуниверситета, мама всю жизнь преподавала французский язык. Но они не баловали меня деньгами — такое было воспитание. Я думаю, правильное. Такое же воспитание получат и мои дети. А организационное содействие нам оказала завкафедрой финансового права Киевского госуниверситета Лидия Константиновна Воронова. Святая женщина! Она приезжала в наш университет в Черновцы читать лекции, поддержала меня и моих товарищей, посоветовала куда звонить, что делать. Наш курс вообще правильный получился. Сейчас работают кто в Генпрокуратуре, кто в Верховном суде, многие в банках осели.

- То есть у вас везде свои люди?

- Нет (смеется)! Везде однокурсники. Но это не команда, как сейчас принято говорить. Сплоченных осталось человек пять. Тех, кто начинал с юридической фирмы. Так по жизни вместе и идем. А команда… Сейчас подтягивается много молодежи, нахальной, как овчарки: может, и не туда лают, но бегают, активные… И, как правило, это дети с периферии, родившиеся в небогатых семьях. Я с гордостью и надеждой смотрю на них — за ними будущее.

- А вы в МИД оставили места для таких или привели с собой своих людей? Новый министр иностранных дел — метла, которая метет по-новому?

- Я вообще не метла. Метания то в одну, то в другую сторону, размахивание руками ни к чему хорошему не приводят. Знаете, это все равно что приехать в больницу и разогнать всех хирургов. Можно, конечно, так сделать, но кто же тогда будет оперировать? А если даже найти других, то насколько качественными будут эти операции? Я уверен, что заслуга руководителя не в том, чтобы приехать и везде расставить своих людей, а в том, чтобы перевести специалистов в тот формат, в котором их работа будет максимально эффективной.

- В нынешнем составе Кабмина вы — самый молодой министр. 22 мая вам исполнилось 33 года. Как и где отпраздновали свой день рождения?

- Я был с визитом в Польше. Единственное, что удалось, — это выпить с коллегами по глотку шампанского. Нужно было работать по программе. Кстати, вот только вчера (28 мая.  — Ред. ) я закончил праздновать свой день рождения.

- Что вам подарил премьер-министр?

- Часы. Они, кстати, сейчас на мне. Это кабминовские часы. И цветы. Президент подарил цветы и икону, а жена — спортивную форму.

- Это был намек на то, что нужно заняться спортом?

- Нет, я им и так занимаюсь. Хотя и возвращаюсь ночью, стараюсь потягать железо, походить по беговой дорожке.

- Наверняка поздние поездки не очень радуют ваших водителей…

- Я часто сам вожу машину. У меня служебный «Мерседес». И личный «Мерседес» тоже есть, я его задекларировал.

- Не оригинальны вы в выборе авто…

- А я считаю «Мерседес» наиболее безопасной машиной. Ведь именно это главное в автомобиле. Потому что ничего не стоит так дорого, как безопасность.

- Арсений Петрович, за последние годы вы успели поработать во многих местах: и в НБУ, и в министерстве экономики, и в секретариате Президента… Но новые назначения — это и старые отставки. Как вы их переносили?

- Первые — тяжело, а потом привык, ведь у меня их было уже пять. Когда в очередной раз отправят в отставку, обязательно сделаю две вещи: выучу еще один иностранный язык (Арсений Яценюк свободно владеет английским и немножко польским.  — Ред. ) и закончу учиться играть на фортепиано. Главное, чтобы времени на это хватило в отставке. Вот, к примеру, после увольнения из НБУ в 2005-м написал книгу о банковском кризисе. Правда, до сих пор осталось еще около ста неотредактированных страниц…

Прямую линию подготовили

Ирина ГОЛОТЮК, Ирина КОЦИНА, «ФАКТЫ»

 

646

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів