«недавно дочка спросила: «мне ручку врач отрезал? « я решила не врать ей и ответила: «ты такой родилась»
- Дочку сразу после появления на свет мне не показали, потому что врачи провели кесарево сечение, — говорит мама девочки Светлана. — Когда я пришла в себя, ко мне подошла детский врач: «У вас родилась красивая здоровая девочка. Вес — 3 килограмма 850 граммов, рост — 53 сантиметра. Но у нее нет левой ручки. Вернее, есть, но не вся». Помню, в первый раз я пришла в детское отделение, а Дарина спала в пеленках. И ничего же не видно! Замечательный ребенок. Но когда распеленали
Мы встретились с Даринкой и ее мамой Светланой перед консультацией у доктора Виталия Веклича, который проводит уникальные операции по удлинению костей. Ожидая рентгеновского снимка руки дочери, мама рассказывала о ней.
- Знаете, дочка с самого рождения как будто стеснялась своей левой ручки: когда ее разворачивали, кричала, но стоило завернуть в пеленки и положить — замолкала, — продолжает Светлана. — Дарина подросла и начала жаловаться на боли в руке. Она часто была холодной, как ледышка, синела. Врачи объяснили, что в недоразвитой руке нарушено кровообращение. А недавно дочь спросила: «Мне ручку доктор отрезал?» Я решила ей не врать и ответила: «Ты такой родилась». Не хотелось, чтобы Дарина боялась докторов, ведь нам часто приходится к ним обращаться. Да и зачем придумывать легенду? Чтобы, узнав правду, дочка затаила на меня обиду?
Светлана консультировалась со многими ортопедами в нашей стране. Чтобы лучше обеспечивать семью, устроилась на работу в Киеве. Дети (кроме Дарины, есть еще девятилетний Саша) остались с бабушкой дома, в городе Щорсе Черниговской области.
- В «ФАКТАХ» я прочла о том, что ортопед Виталий Веклич по собственной методике удлиняет кости, — говорит Светлана. — И решила показать ему Дарину.
- Хорошо, что у девочки есть локтевой сустав, прощупываются, да и на рентгеновском снимке хорошо видны примерно четыре сантиметра кости предплечья, — объясняет руководитель отделения ортопедии, действующего на базе клиники «Киевгорстроя», Виталий Веклич. — Это значит, что кость можно удлинить. Насколько, зависит от запаса мягких тканей и кожи, которые складочкой сформировали культю у Дарины. Во время операции мы сделали искусственный перелом — разрезали кость. Затем через проколы на коже закрепили кость так, чтобы щель в месте распила не превышала двух миллиметров. С помощью аппарата внешней фиксации (усовершенствованный аппарат Илизарова) будем растягивать ее, благодаря чему между частями сформируется костная мозоль. Она и станет основой удлинения. Думаю, вырастить кость на четыре-пять сантиметров удастся за два месяца. Очень важно то, что Дарине всего три годика. Именно у маленьких детей самые лучшие результаты.
«Перед сном дочку нужно обязательно чмокнуть в культяшечку»
«Мама, возьми меня на ручки!» — капризничала Даринка на следующий день после операции. На ее укороченной руке появилась металлическая конструкция, с помощью которой в течение двух месяцев удлинится предплечье. Пальчиками правой руки девочка время от времени трогала шурупы и винтики. Даже мороженое не улучшило настроения малышки. Но уже через три дня она стала веселой и не вспоминала об уколах и неприятных ощущениях. На пятый день после вмешательства Дарину выписали домой. Теперь мама сама подкручивает шурупы, раздвигая аппарат внешней фиксации. Благодаря этому кость будет расти.
- Дочка соскучилась по бабушке, братику, который в ней души не чает, — говорит Светлана. — В нашем городе все удивляются, если Саша идет один. Обычно он ведет за собой Даринку. Сын всегда помогал мне, охотно нянчился с сестричкой. Дочка все с ним делит. Если угощают конфеткой, тут же спрашивает: «А Саше?» Впервые услышав о методике доктора Веклича, мы с мамой поняли: нужна именно такая операция. Правда, мой младший брат Алексей сомневался и очень переживал за Дарину. Но мы должны сделать все возможное, чтобы она не чувствовала себя ущербной. Это главный аргумент.
К консультации с доктором Даринка подготовилась тщательно: в тон розовому платьицу были завязаны огромные банты. Из-под задорной челки поблескивали озорные глазенки. Раззнакомившись со мной, девочка показала игрушечный мобильный телефончик. Чтобы звучала мелодия, малышка нажимала кнопочки именно левой ручкой. А затем показала мне: в складочках кожи прячется крохотный пальчик. И тут же подставила его Свете для поцелуя.
- И я, и моя мама всегда обцеловывали ручку Даринки, вот она и привыкла к такой нежности, — улыбается Светлана. — Перед сном нужно обязательно чмокнуть ее в культяшечку. Врачи-генетики, у которых я была, определили: левая рука дочки перестала развиваться на восьмой неделе беременности. Уже были сформированы ладошка и один пальчик.
После рождения дочери Светлана перенесла такой стресс, что в результате у нее развился арахноидит — воспаление оболочек головного мозга. Ей нельзя нервничать, но как этого избежать?
- Первый год я постоянно рыдала, — говорит Светлана. — Трудно было взять себя в руки, когда представляла будущее своей любимой малышки. Теперь часто болит голова. Но стараюсь не обращать внимание на свои проблемы — нужно решать дочкины.
«Чем длиннее будет кость предплечья, тем легче изготовить хороший протез»
Будущее детей, появившихся на свет с патологиями, напрямую зависит от упорства и терпения родителей. Если мамы стучатся во все двери, ищут специалистов, возят малышей на консультации, то чаще всего выход из сложившейся ситуации находится. Проблемы отступают перед настойчивостью родителей. Светлана — именно из таких людей. А ведь сама растит двоих детей, и ей, поверьте, приходится очень тяжело.
- Год назад дочке изготовили протез, но он оказался очень неудобным, — рассказывает Светлана. — Пластмассовый держатель крепился практически к локтю, поэтому дочка не могла сгибать руку. Резиновая кисть оказалась больше, чем нужно, выглядела неэстетично. Дарина уже приспособилась помогать себе левой рукой. Все предметы может взять. Пытается помогать взрослым: и стирать, и в огороде грабельками работать, и грязные тарелки со стола в раковину носить. Да она даже котят в ручках носит! Помню, когда дочке было всего три месяца, она приметила большой цветок возле дивана. И умудрилась одной ручкой оборвать все листья!
Теперь Светлана ищет компанию, которая делает современные протезы.
- Специалисты считают: чем длиннее будет кость предплечья, тем легче провести протезирование, — добавляет мама. — Тогда Дарина сможет сгибать руку в локте, будет работать ею в полном объеме.
- У детей, родившихся с врожденным пороком ручки или ножки, крошечные фрагменты костей, аномально расположены вены, поэтому врачу нужно быть ювелирно точным, — объясняет Виталий Веклич. — Благо, в нашей операционной есть современный рентгеновский аппарат, по нему я сверяю каждое свое движение. Костная мозоль начинает формироваться на пятый день после операции. С этого момента мы начинаем подкручивать шурупы, раздвигая распиленные кости. Светлана сможет делать это дома самостоятельно. Правда, каждые две недели ей придется возить дочку к нам на рентгеновские снимки. Они позволят определить, насколько быстро увеличивается кость.
- Так как врачи и протезисты, с которыми мы регулярно консультируемся, находятся в Киеве, бывало, мы с дочерью по три-четыре раза в неделю ездили в столицу, — говорит Светлана. — Это и утомительно, и накладно для семейного бюджета. Работу в нашем городке найти сложно, да и платят очень мало, поэтому я устроилась поваром в Киеве. Теперь хотелось бы перевезти сюда детей, но нужно найти жилье. Вот бы кто-то сдал нам угол по приемлемой цене
«Из США в нашу клинику обращаются чаще всего»
Доктор Веклич умеет исправлять врожденные пороки конечностей, лечить тяжелые травмы, сложные оскольчатые переломы. Обычно пострадавшим предлагают провести остеосинтез: осколки костей скрепить с помощью металлических пластин. Но такая операция травматична, ведь приходится делать большие надрезы. Виталий Викторович скрепляет оскольчатые переломы через проколы с помощью усовершенствованного аппарата Илизарова. Конструкция разрабатывается для конкретного пациента. И если человеку «собирают» ноги, то уже через пару дней после операции он может ходить. Причем аппарат ничуть не мешает.
- Даринке мы могли бы вырастить кость и больше, чем на четыре-пять сантиметров, — продолжает Виталий Веклич. — Но у нее ограниченное количество кожи и мягких тканей. Мы растянем их максимально. Из собственной практики знаю: за месяц кость удлиняется на три сантиметра. Следовательно, девочке придется носить металлическую конструкцию почти два месяца. Затем понадобится еще одна операция — кожная пластика. Ее проведут специалисты клиники сложного протезирования. Только они знают, как подготовить руку к будущему протезу.
Сейчас в клинике находится супружеская пара из Великобритании. Женщине исправляют кривизну ног практически безболезненно, чего, кстати, не делают больше нигде в мире! Остальные методики травматичны.
- Такая патология весьма распространена, — говорит Виталий Веклич. — Ноги изогнуты, как колесо. Если не исправить этот дефект в молодости, с годами разовьется гонартроз коленных суставов: они разрушатся, появится сильнейшая боль. Чтобы выровнять одну голень, мне достаточно всего десяти минут. Это значит, что пациент не находится долгое время под действием наркоза, лучше чувствует себя после операции.
В кабинете доктора висит карта мира, «украшенная» разноцветными флажками. Ими отмечены страны и города, в которых живут пациенты Виталия Веклича.
- Из США ко мне обращаются чаще всего, — комментирует доктор. — Сейчас ждем человека из Малайзии. Был очень интересный пациент из Японии. Мы увеличили его рост на шесть сантиметров, вырастив кости ног. Этот японец профессионально занимался баскетболом, но ему не хватало роста, хотя его отец по японским меркам был просто гигантом — 192 сантиметра! Пришлось удлинить голени. У взрослого человека можно вырастить максимум семь сантиметров этой кости.
Дарина уже находится дома, окруженная любовью и заботой бабушки, брата, дяди и, конечно же, мамы. Она привыкла к «железкам» на ручке. Но малышке еще предстоит многое пережить, со многим смириться. Только доброта и душевная щедрость окружающих помогут ей почувствовать себя самой обычной девочкой.
593
Читайте нас у Facebook