«гири, с которыми мой шестилетний сын пантелей выступил в цирковом номере, весят на десять килограммов больше, чем он! »
Об уникальном богатыре, последователе Железного Самсона (русского силача Александра Засса) киевлянине Викторе Бахматове, «ФАКТЫ» писали пять лет назад в связи с тем, что его наградили почетной грамотой Президента Украины как лучшего в стране исполнителя цирковых силовых номеров. Он может руками согнуть пополам железный советский рубль, заплести гвозди косичкой и еще десятью разными узорами. Пятью различными способами сгибает лом, подкову, рвет цепи Сынишке Виктора Пантелею сейчас только шесть, но отец уже начал его тренировать, чтобы через шесть-семь лет он мог выполнять сложные номера и стал не менее известен, чем Варя Акулова, сильнейшая девочка Украины.
Напомним, один из коронных номеров 15-летней Вари — пирамида: девочка удерживает на плечах отца и мать, держа при этом в руках штангу! Некогда эксперимент главы семейства Акуловых, решившего сделать из дочери уникальную силачку, вызвал шквал критики со стороны врачей и педагогов. Но грамотно подобранный режим тренировок дал положительный результат: Варя на здоровье не жалуется, а подъем тяжестей стал ее любимым занятием и источником дохода для семьи.
Игорь ОСИПЧУК
«ФАКТЫ»
«О карьере циркового силача я мечтал с пяти лет»
Шестилетний Пантелей уже дважды участвовал в коммерческих выступлениях вместе с отцом. Мальчик выполняет сложные для его возраста упражнения с 16-килограммовыми гирями. Чтобы увидеть, как он это делает, корреспондент «ФАКТОВ» побывал в гостях у Бахматовых. Мама была на работе, а папа с сыном, расстелив посреди комнаты спортивный мат, проводили разминку.
Пантелей с деловым видом выжимал детские гантели, а Виктор тем временем принес с балкона гири. Мальчик лег на ковер, отец положил на него доску, поверх нее — гири, и малыш встал на мостик с 32-килограммовым грузом! Это впечатляет еще больше, когда узнаешь, что весит ребенок 22 килограмма.
- Я каждый день тренируюсь, — сообщил Пантелей, вновь взяв гантели. А у Виктора спонтанно возникла идея нового трюка. Он усадил себе на шею сына, держащего гантели, наклонился к двум сцепленным гирям и зубами поднял их с пола!
- Тебе нравится заниматься спортом? — спрашиваю у мальчугана.
- Конечно! Я же хочу быть сильным, как папа.
- То, что сейчас делает Пантелей, — прежде всего, зрелищные номера, — объясняет Виктор Бахматов. — Я не стремлюсь, чтобы сын уже в ближайшее время выполнял нечто рекордное, ведь к этому идут долгие годы. Главное для него — постоянно набирать физическую форму. А вот лет в 12-14, когда станет ясно, что у него получается лучше, определим, над выполнением каких именно рекордных трюков надо работать.
- А как жена относится к тому, что мальчик делает мостик с двумя 16-килограммовыми гирями на животе?
- Нормально. Она же видит: вреда это не приносит, а физические упражнения делают сына сильнее. Знаете, если бы в годы моего раннего детства родителям сказали, что стану богатырем, буду выступать в цирке, они бы ни за что не поверили. Ведь я сильно болел, чудом выжил. Лет в пять (мы тогда жили в Днепропетровске) впервые попал в цирк и увидел выступление силачей. Клоуны, акробаты, дрессированные животные мне, конечно, понравились, но потрясли не они, а красавец-богатырь, гнувший подковы и завязывавший узлом кочергу. С тех пор я загорелся желанием выступать в цирке, и именно с такими номерами. В школьные годы занимался борьбой, штангой, гиревым спортом.
Я невысокий (170 сантиметров), поэтому, будучи подростком, сомневался, возьмут ли на арену. Полагал, что силач должен быть высоким, как скала! В 15 лет мне в руки попала книга Драпкина и Шапошникова «Тайна Железного Самсона» о знаменитом русском богатыре Александре Зассе. Представляете, как я удивился, когда прочел, что он был ниже меня на целых три сантиметра!
Однако семье нужны были деньги: у нашего собеседника трое младших братьев и сестра. Пришлось после школы идти работать к отцу на завод. Но о своей детской мечте парень не забывал, занимался в самодеятельной цирковой группе в заводском клубе. Ее руководитель, видя, как старается Виктор, какие сложные номера он научился выполнять, помог парню устроиться в Ростовский цирк. Бахматову тогда исполнилось 28 лет.
«Железный Самсон мог руками удерживать двух лошадей, рвущихся в разные стороны»
- Продемонстрируйте что-нибудь из репертуара Александра Засса, последователем которого вас называют, — обращаюсь к Виктору.
Силач достает из ящика на балконе пожарный лом и резким движением мощных рук сгибает его в дугу.
- Один из номеров Засса, — говорит Бахматов. — Справиться со столь непростым упражнением удается в результате многолетних тренировок. Железный Самсон мог, согнув руки в локтях, удерживать лошадей, рвущихся в разные стороны. Я не пытался это повторить, но делал нечто похожее: с двух сторон палки цеплялись по четыре человека, и я их вращал. Знаете, судьба Засса сложилась непросто: ему пришлось уехать в Англию, там и скончался в возрасте 74 лет. Он работал на арене до самой смерти, сменив на склоне лет амплуа (стал дрессировщиком хищников). Эмигрировать его вынудил хитрый контракт, подписанный с одним из цирков Великобритании.
Кстати, с нашим знаменитым земляком Иваном Поддубным произошла похожая история. В начале XX века за гастроли в США ему причиталось полмиллиона долларов. Но оказалось, что в контракте был коварный пункт, на который Поддубный не обратил внимания: стоит атлету покинуть территорию Штатов, как он лишается своего гонорара. Иван плюнул на деньги и вернулся на родину, взяв с собой лишь чемодан с тренировочным костюмом, паспорт да немного денег. Другой наш соотечественник, современник Поддубного Иван Фирсак из города Мукачево, тоже выступавший в цирке, вырывал с корнем молодые дубки
- Приходилось ли вам использовать свои недюжинные физические возможности в экстремальных ситуациях?
- На гастролях в Уссурийске во время выступления вспыхнул пожар. Это случилось после номера гипнотизера. Краны пожарных гидрантов были в таком состоянии, что их не могли открутить даже двое крепких мужиков. Когда я увидел их мучения, бросился к гидранту, напрягся и повернул кран. Огонь быстро потушили, актеры и публика отделались лишь испугом. Еще пару раз на гастролях в провинции приходилось открывать ворота, разрывая цепи, которыми они были скреплены. Что оставалось делать? Вечер, холодно, приезжаем в райцентр. Нам бы поскорее в душ и на боковую, но прежде надо сдать под охрану цирковой реквизит. А как это сделать, если ворота во дворе Дома культуры закрыты, завхоза днем с огнем не найти. Вот и прикладывал силушку с разрешения администратора цирка.
- Как много времени вы отводите для тренировок?
- Занимаюсь три-четыре раза в неделю. Особых диет, а тем более таблеток для «качков» не признаю. Ем, как и все люди. Люблю борщ, мясо, салаты. И еще напишите, что я, кроме того, что тренирую своего сынишку, хочу взять еще ученика. Надо ведь продолжать традиции цирковых силачей.
1127Читайте нас у Facebook