Народная артистка ссср, украины и молдавии софия ротару: «во время концерта в монреале зрители пытались потрогать мой чудо-костюм, созданный аллой борисовной»
«Никогда не хвали меня при людях»
Автором поразительных концертных костюмов только восходящей на советский музыкальный Олимп Софии Ротару в свое время была начинающий модельер Алла Дуткивская. А затем многие годы певица и модельер, обе уже знаменитые, не расставались. Дуткивская всякий раз старалась придумать для своей лучшей «модели» нечто такое в одежде, что позволяло бы Ротару особенно ярко выделиться, запомниться зрителям. Именно Дуткивская первой в Украине начала моделировать сценическую одежду на народной основе А вдохновила ее Буковина, куда еще молоденькой девушкой Алла в 1966 году приехала из Винницы, чтобы поступить в Выжницкое училище прикладного искусства.
В карпатском городке ее поражало все: пейзаж, местные жители, их диалект Но особенно — народная одежда. По большим праздникам местные жители надевали вышитые сорочки и колоритную верхнюю одежду без рукавов с оригинальным названием — кептарики. Для буковинцев все это было обычным явлением, а вот «чужачке» в глаза бросалась каждая деталь. Особенно впечатлили эти самые кептарики
Познакомившись со своим будущим мужем — основателем выжницкого ансамбля «Смеричка» Левком Дуткивским, Алла начала моделировать одежду для музыкантов и солистов. В нарядах «от Дуткивской» ансамбль увидели на «Песне-71», «Песне-72», в передаче «Алло, мы ищем таланты» и на посвященном Олимпиаде-80 концерте во Дворце «Украина».
Нарядами восхищались, о них говорили. Но Алла была настолько скромным человеком, что предпочитала всегда оставаться в тени знаменитых артистов и своего мужа Левка. Удивляя и восхищая всех своей неподдельной скромностью, просила никогда не упоминать о ней в интервью.
- Как-то раз были мы с Аллой в гостях, — рассказывает народный артист Украины Левко Дуткивский, — и по телевизору выступала София Ротару. И я не удержался: «Смотрите, Соня поет в платье Аллы». Жена обиженно посмотрела на меня, а дома тихонько отругала: «Никогда этого больше не делай. Не хвали меня при людях»
«Когда встал вопрос, в чем Софии Ротару петь, я сразу подумал о дипломном проекте жены. Платье подошло идеально!»
Дипломной работой Дуткивской был «Концертный костюм для эстрадной певицы». Работа выпускницы настолько понравилась экзаменационной комиссии, что костюм решили отправить на Всесоюзную выставку в Ленинград. Позже это платье демонстрировалось на многих выставках прикладного искусства как первый образец эстрадной стилизованной одежды для профессиональной сцены. Именно его София Ротару надела во время съемок музыкального фильма «Червона рута» (1971), в котором она исполняла главную роль.
- Когда встал вопрос о том, в чем Софии петь, я сразу подумал о дипломном проекте жены, — продолжает Дуткивский. — Посадил Васю Зинкевича на такси и отправил его из Яремчи в Выжницу — за костюмом для Ротару. Поразительно, но привезенное платье оказалось будто специально для певицы сшитым — Алле не пришлось подгонять ни одной детали! И даже по цвету костюм идеально подходил для фильма «Червона рута»: он был красным!
Длинное алое платье Дуткивская решила украсить белыми вставками на рукавах и вышитым стилизованным кептариком с подвесками из жемчужин. Талантливая выпускница даже клипсы сделала сама. Наряд как нельзя лучше отвечал и характеру певицы, и тем песням, которые она исполняла в фильме.
- Алла сделала длинные, расширенные к низу рукава, — вспоминает Левко Дуткивский. — И когда Соня, поющая «Сизокрылого птаха», поднимала вверх руки, казалось, она и сама вот-вот взлетит
Именно тогда, на съемках в Яремче, певица и модельер впервые встретились. А вскоре в перерывах между съемками всем коллективом дружно праздновали дни рождения Софии и Аллы: как выяснилось, обе родились в августе. Так и началась многолетняя творческая дружба Ротару и Дуткивской.
Когда требовался стилизованный костюм, Ротару не обращалась ни к кому, кроме Аллы. Бывало, создавая костюм, Дуткивская по несколько дней проводила в ялтинском доме певицы: вместе придумывали, вместе подбирали ткани, аксессуары, украшения
Второе платье для Ротару Дуткивская назвала «Черешневый гай» — по названию одной из песен. Это также был длинный костюм, орнаментом походивший на карпатские смереки.
- Когда я создавала «Черешневый гай», — рассказывала как-то Алла Борисовна, — передо мной стояла задача представить Софию Ротару как частичку буковинской земли. И мне почему-то бросился в глаза буковинский кылым (ковер). Именно его орнаменты я использовала в этом костюме.
Еще ярче этнические мотивы прозвучали в двух последующих нарядах, созданных Дуткивской специально для участия Ротару в концертах, посвященных «Олимпиаде-80». Одно из платьев, из белого трикотажа, Алла украсила яркой и колоритной «квиткой-рутой».
«Я хочу, чтобы люди помнили то, что делала Алла»
Самым необычным является, пожалуй, комплект костюмов под названием «Пысанка» для ВИА «Червона рута» и ее солистки Софии Ротару.
В 1981 году ансамбль готовился к поездке в Канаду, где должен был представить эстрадное искусство всей Украины. Поэтому, создавая наряды, Алла Борисовна искусно соединяла народные элементы Западной и Восточной Украины.
Особенно красивым получилось платье для солистки: белое, удлиненное, с вышитыми люрексовой и красной нитями разнообразными ромбами и зигзагами. А маленький кептарик был украшен желтыми перламутровыми лелитками (название цветка. — Авт. ). Костюм дополняли декоративные ленты в волосах артистки и красные кораллы на шее. Как вспоминала потом сама София Ротару, во время концерта в Монреале зрители пытались руками притронуться к этому чуду
Неповторимым получился и наряд для концерта, посвященного 20-летию ее творческой деятельности (1991, Москва) — «Цветы Софии Ротару». На главной сцене Москвы «виновница торжества» появилась в потрясающем платье из белого шелка, с модным в то время двухъярусным подолом. Линия бедер — подчеркнута, лиф — на бретелях, блузон в виде кептарика, любимой детали модельера. И все платье сверкало расшитыми красными лелитками. Притягивали взгляд и изящные белые башмачки с красной аппликацией. В таком наряде София Ротару предстала перед зрителями в первом отделении, когда исполняла украинские эстрадные песни. Для второго, в котором звучал уже современный репертуар, Дуткивская смоделировала короткий костюм из черной кожи в сочетании с металлической чеканкой
Следует сказать, что костюмы по эскизам заслуженного деятеля искусств Аллы Дуткивской шили не только на Буковине, но и во Львове, Киеве, Симферополе, Риге. Большинство идей Аллы Борисовны воплощала в жизнь известная буковинская мастерица Ольга Курик со своим коллективом. А шить сценическую одежду по моделям Дуткивской было не просто, одна только ручная вышивка чего стоила!
- Я всегда слежу за тем, как работают вышивальщицы, закройщики Мне очень важно, чтобы они не отошли от эскиза. Ведь в моих моделях каждая деталь очень важна и тщательно продумана, — рассказывала Алла Борисовна. — Я пытаюсь понять исполнителя, его темперамент, почувствовать, что он вкладывает в ту или иную песню.
Об этом вспоминает и София Ротару:
- Алла всегда внимательно прислушивалась к моим пожеланиям, затем изучала репертуар и предлагала замечательные варианты. Мне это очень нравилось. Ведь именно сама песня в большинстве случаев и рождает тот или иной сценический образ артиста. В работе над созданием костюма окончательное решение было за мной: я говорила, каким хотела бы его видеть, можно ли сделать так или иначе. Но именно Алла воплощала задуманное в жизнь.
Мы сотрудничали с Аллой много лет и мною любимы все костюмы, созданные ею. Со всеми связаны необыкновенно теплые воспоминания. Но особо я дорожу платьем, которое Алла Борисовна делала для программы «Цветы Софии Ротару». Наверное, именно оно мое самое любимое. Тот концерт готовился потрясающе: времени было мало, но надо было все успеть. Поэтому мастерицы, вышивавшие мой костюм, и ночей недосыпали, и ручки покололи Но результат того стоил!
Алла очень любила то, чем занималась. Она была необычайно трудолюбива и при этом — на удивление скромна и интеллигентна.
Аллочки Дуткивской не стало три года назад. Ей было всего 54. Но я бережно храню все костюмы, которые она создала. Как память о ней.
- Память — это главное, — говорит Левко Дуткивский. — Я хочу, чтобы люди помнили то, что делала Алла. Вернее, мы делали. Ведь это Бог так дал, что мы все — Володя Ивасюк, София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, я и Алла — встретились в одном месте и в одно время.
2234
Читайте нас у Facebook