Главный токсиколог украины борис шейман: «мы боялись, что авария поезда с фосфором во львовской области может привести к гибели людей, поэтому было подготовлено 15 тысяч доз антидота. К счастью, они не понадобились»
Во Львовской области 16 июля перевернулся состав, перевозивший желтый фосфор. Шесть цистерн воспламенились. Ядовитое облако, которое образовалось в результате соединения химического вещества с водой, повисло над территорией площадью более 90 квадратных километров. В эпицентре аварии работали сотни человек.
- Я прибыл на место происшествия 17 июля, пожар еще не был потушен, — говорит главный токсиколог Украины Борис Шейман. — В больницах уже находились люди, отравившиеся продуктами горения. Признаюсь, мы боялись серьезных последствий случившегося. Известно, что фосфор может входить в состав удушающего газа, который в годы войны использовали в немецкой армии. Чтобы не допустить гибели людей, начальник управления здравоохранения Львовской обладминистрации Игорь Герич распорядился приготовить 15 тысяч(!) доз антидота, который быстро выводит из организма отравляющее вещество. К счастью, эти препараты не понадобились. Кроме того, пострадавших оперативно и грамотно доставляли в шесть различных клиник. Хочу сказать комплимент своим львовским коллегам и главному санитарному врачу Украины, первому заместителю министра здравоохранения Украины Сергею Бережному, которые прекрасно организовали помощь людям.
- Сколько человек пострадали в результате этой аварии?
- Более 300 человек обратились к врачам. Многие из них чувствовали себя хорошо, у них не было никаких симптомов, но они хотели провериться. Диагноз же отравление продуктами горения был поставлен 99 пострадавшим во Львовской области, 14 из них — дети. Объясню, почему мы не говорим «отравление желтым фосфором». Это вещество получают искусственным путем, в процессе его синтеза возникают различные химические примеси, которые тоже могут вызвать сильнейшее отравление. Наиболее серьезно пострадали около 40 человек. Они находились непосредственно в эпицентре аварии. Это сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций, работники железной дороги, милиции, других служб, которые помогали тушить огонь. Я ответственно говорю о том, что гражданские люди и дети получили отравление легкой степени. В основном пострадали те, кто тушил горевший фосфор в первый день. Они бросились к месту аварии без защитных костюмов, противогазов, респираторов, кислородных баллонов. Наблюдались такие симптомы: слезились глаза, из-за раздраженных дыхательных путей появился навязчивый кашель, отмечалось жжение кожи, головная боль, были случаи потери сознания. У некоторых пострадавших нарушались функции печени и почек, но быстро все восстанавливалось. При таком виде отравления антидотов нет, поэтому с помощью лекарств из крови выводились вредные вещества.
- Как вы себя обезопасили, прибыв на место аварии?
- Я не находился непосредственно в эпицентре, хотя видел и перевернутые цистерны, и пожар. Защита мне была не нужна.
- Отразится ли отравление на здоровье пострадавших людей?
- Надеюсь, последствий не будет. Я звонил и в Милан, и в Москву известным и опытным токсикологам. В ходе консультаций мы пришли к выводу: осложнений быть не должно. Чтобы убедиться в этом, на следующей неделе всех людей, которым ставили диагноз отравление, вновь обследуют. Контрольные проверки будут проводиться и в будущем. Кстати, с первого дня аварии лаборатории разных ведомств начали проверять почву, воду и воздух как в эпицентре аварии, так и на многокилометровом удалении от него. Опасности для жителей области не выявлено. Но лабораторные анализы будут продолжать делать.
- Можно ли прогнозировать подобные аварии и как их избежать?
- Риск техногенных катастроф, связанных с использованием химических веществ, возрастает во всем мире. Но чем более обеспечено государство, тем лучше оно подготовлено к чрезвычайным ситуациям.
В связи с этой аварией Борис Шейман вспомнил происшествие в городке Болеславчик Николаевской области в 2002 году.
- Изначально информация звучала так: отравление ракетным топливом, — вспоминает доктор. — К врачам обратились 400 человек. У 60 действительно были симптомы отравления, но, судя по всему, не ракетным топливом. Иногда нам приходится проводить расследование, чтобы выяснить, какое вещество вызвало недуг. Наши первоначальные предположения вскоре подтвердили специалисты Института гигиены и токсикологии им. Л. Медведя: местные жители выкапывали кабель, чтобы извлечь из него металл, который сдавали за деньги. Люди отравились продуктами горения оплетки кабеля, которую жгли во многих дворах!
342Читайте нас у Facebook